Гражданское направление 1850-60-х гг. Поэзия Некрасова

Среди поэтов с резко выраженным гражданским пафосом ведущее место – у Некрасова. Его внутренний пафос поэзии – сострадание к униженным и обездоленным, пафос отрицания «гнусной российской действитиельности».

Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к дей­ствительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По прав­дивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее даль­нейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и граж­данин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта - служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ли­кующей толпы» к его трагической судьбе. Пафос изменения социально-нравственного уклада.

В центре поэзии – историческая судьба русского народа («Размышления у парадного подъезда»). Оно проникнуто сатирическим пафосом. Владельцу роскош­ных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию.Крестьяне в стихотворении забиты и покорны.

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угне­тателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внут­ренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переус­тройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчерк­нуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходи­мости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судь­бе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочув­ствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями.

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной сим­волике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки

Поэт считал, его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт ос­тался верен до конца.

12. Невыразимое от Жуковского до Тютчева.
Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». Непонимание окружающих и невозможность выразить себя делают поэта одиноким. Для Тютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, который единственный и есть хранилище онтологических знаний и представлений.
Мотив «невыразимого» – излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души.
О невозможности выразить внутренний мир в слове в целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Как мошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…»). Однако в отличие от Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром.

13. Поэзия А.А. Фета.
1840 г. – первый сборник стихов Фета. 1856 – 3-й сборник. 1856 – последний сборник.
Фет – поэт «чистого искусства». Таким он вошёл в историю России. В своём творчестве, Фет, сознательно противостоял господствующему демократическому направлению. Афанасий Фет стремился сохранить в стихах естественность духовных движений. Фет не признавал равенства искусства и обыденной жизни. Особое место в творчестве Фета занимает природа. Лирика природы представляется поэту всемогущей непонятной силой, которая одухотворяет сущность человека на Земле. В лирике поэта иллюстрируется связь мира поэта и мира человека. Эту оригинальность отметил Н. Скатов: «Оригинальность Фета в очеловечивании природы и человека.» Фет утверждал, что мир природы прекрасен в противоположность житейскому миру. В ссвоих произведениях, Фет старался приобщить читателя к стихийным началам природной жизни. Фет утверждал: «Мир во всех частях равно прекрасен. Красота разлита повсюду!» Скорее всего, именно поэтому в лирике Фета так много восторга, восхищения над природными явлениями.
«Вечер»
Запечатлена реальная картина природы в вечернее время. Лирический герой – зоркий созерцатель, способный вглядываться, вслушиваться и улавливать едва видимое, слышимое. Стихотворение можно отнести к импрессионизму. В стихотворении описывается лишь силуэт вечерней природы.
«Заря прощается с землёй…»
Картина природы не статична. Передача динамики меняется в зависимости от состояния природы. Таинственный переход природы из одного состояния в другое вызывает ощущение магии. Как будто всё в природе имеет двойную жизнь: деревья, растения…
«Светл и душист твой роскошный венок»
Одно из стихотворений, относящихся к любовной лирике. Лирический герой переживает состояние упоительного блаженства. Образ любимой вызывает восторг, счастливое состояние.
«Шёпот, робкое дыхзание»
В стихотворении нет ни одного глагола. Условные реалии передают чувство и состояние человека. Предметы рисуются не в полном объёме. Обозначена лишь условная фиксация предметов. Стихотворение передаёт трепет влюблённых, вместе проведших ночь и теперь встречающих рассвет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: