Распределительный диктант

«Раскидать по столбикам» – это синонимическое название придумали учителя. Во время выполнения такого диктанта запись слов, словосочетаний сопровождается классификационной работой. Например, в один столбик записываются существительные 3 склонения с «ь» после шипящих на конце слова, а в другой – существительные 2 склонения без «ь».

Выборочно-распределительный диктант

Такая работа формирует умение не только видеть в тесте изучаемое или повторяемое языковое явление, но и сразу его классифицировать. Методика проведения этого диктанта состоит в том, что учитель читает текст, из которого ученики выбирают необходимый материал и распределяют его по столбикам. Например, -Н- и -НН- в суффиксах прилагательных.

Творческий диктант

Под этим названием подразумевают разные упражнения. Традиционно выделяют 3 подвида творческого диктанта:

на расширение текста;

на сужение текста;

на преобразование текста (или изменение, переконструирование текста).

Так, при проведении творческого диктанта на расширение текста ученикам предлагается распространить нераспространённые предложения, внести в распространённые предложения элементы осложнения (например, вводные слова и конструкции...) и т.д.

В творческом диктанте на сужение текста предлагается какой-нибудь негативный образец, из которого ученики убирают всё лишнее («ложную красивость»): обособленные обстоятельства, избыточные определения и проч.

Творческий диктант на преобразование текста связан со следующей работой: при записи предложения глаголы настоящего-будущего времени, например, заменить глаголами прошедшего времени или заменить те/ иные слова другими, поменять грамматическую форму или тип синтаксической конструкции.

Данные подвиды творческого диктанта требуют коллективной работы: при исправлении получается либо один текст, либо его варианты, близкие друг к другу.

Диктант «По следам ошибок»

Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их. Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.

Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.

Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: