Диктант с обоснованием

Этот вид упражнения во многом по цели похож на диктант «Проверяю себя». Ученики записывают диктуемый материал и графически или в скобках объясняют написание орфограмм. Например, преследовать (= пере-). Возможен и другой вариант: ученики записывают текст, в котором подчеркивают пунктограммы. А после каждого записанного предложения чертят схему, объясняющую постановку знаков препинания.

Предупредительный диктант

Целью этого диктанта является предупреждение ошибок путём объяснения всех или только трудных случаев до записи слова, словосочетания, предложения.

Предупредительный диктант проводят на ранних стадиях закрепления учебного материала, когда учащиеся могут не обнаружить орфограмму или допустить ошибку в переносе правила. Но термин «предупреждение» имеет особое значение. Предупредить – значит не только обратить внимание на случаи, которые вызывают наибольшее затруднение при написании, но и на такие случаи, когда ученик, зная правило, может допустить ошибку.

Сильная сторона диктанта в том, что дети пишут без ошибок. Ошибки предупреждаются, однако слабые ученики во время письма всё равно допускают ошибки. К тому же если объяснений много, то большая их часть может забыться.

Возможны разные формы проведения предупредительного диктанта. Так, один ученик может объяснять с места или у доски, можно организовать работу по цепочке и т.д.

Комментированный диктант

По своему характеру этот вид упражнения напоминает предупредительный диктант, с той только разницей, что при комментированном письме предупреждение ошибок происходит не перед записью, а в процессе самого письма. Комментарии должны быть краткими: тип, вид орфограммы, правило проверки, шаги алгоритма. По мере овладения комментированием, ученик «свёртывает» объяснения, переводя их во внутренний план. Комментируются трудные случаи либо те, которые в данный момент изучаются.

Комментированный диктант имеет существенный недостаток: комментаторами чаще являются подготовленные учащиеся. Остальные же пишут по подсказке комментатора, а не самостоятельно. Если же комментирует слабый ученик, то возможно неполное объяснение. Кроме того не все ученики его слышат: кто-то отстаёт, кто-то забегает вперёд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: