Особенности организации перевозок в смешанном международном сообщении

Под перевозкой груза в прямом смешанном сообщении понимается перевозка, осуществляемая по единому транспортному документу транспортными организациями разных видов транспорта.

Основная особенность данных правоотношений состоит в том, что в процессе перемещения грузов и доставки их в пункт назначения участвует несколько перевозчиков (не менее двух), принадлежащих к различным видам транспорта. Это во всех случаях предполагает перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой, например из железнодорожных вагонов на борт судна или в кузов автомобиля.

Правоотношения по перевозке груза в прямом смешанном сообщениирегулируются различными видами договоров:

- договорами, оформляющими действия перевозчика и грузоотправителя по подачетранспортных средств под погрузку и предъявлению грузов к перевозке (договоры оборганизации перевозок грузов, договоры об эксплуатации подъездного пути и о подаче иуборке вагонов, договоры, заключаемые путем согласования перевозчиком заявкигрузоотправителя на подачу транспортных средств);

- реальными договорами перевозки конкретных грузов в прямом смешанномсообщении;

- договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов, заключаемымимежду транспортными организациями разных видов транспорта (узловые соглашения,договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов).

При этом содержание договоров перевозки грузов в прямом смешанном сообщенииимеет некоторые особенности в сравнении с содержанием обычных договоров перевозкигруза, а договоры об организации работ по обеспечению таких перевозок прямопредназначены для этой сферы.

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении в соответствии со ст. 788 ГКдолжны регулироваться специальным законом, который до настоящего времени непринят. Необходимые правовые нормы пока содержатся в некоторых транспортныхуставах и кодексах и применяются временно, до введения в действие указанного закона(ст. 128 УЖТ и ст. 166 КВВТ) <1>. Поэтому перевозки грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушномсообщении регламентируются гл. V УЖТ, а перевозки грузов в водно-воздушном и водно-автомобильном сообщении регулируются правилами разд. XI КВВТ. При перевозкегрузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качествепервого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступаетжелезнодорожный перевозчик, применяются правила УЖТ, а если первым перевозчикомокажется организация внутреннего водного транспорта, следует исходить из правилКВВТ.

Как правило, процесс доставки товара в международном сообщении включает:

1. его перевозку от внутреннего пункта производства до пограничного пункта(порта) страны-экспортера;

2. международную транзитную или морскую перевозку от пункта страны-экспортера до пограничного пункта (порта) страны-импортера (если между даннымистранами не установлена общая сухопутная граница);

3. транспортировку от пограничного пункта страны-импортера до внутреннегопункта потребления товара.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны сперемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-продавца истраны-покупателя участках маршрута перевозки (т.е. присутствует участок B-C)

Рис. 1.2. Схема процесса доставки товара в международной торговле

В широком смысле, международные транспортные услуги включают помимонепосредственно перевозочной деятельности различные сопутствующие операции:

- доставку груза от склада отправителя до ближайшего грузового терминала;

- его погрузку на магистральные транспортные средства;

- перегрузку на другие виды транспорта в промежуточных пунктах;

- выгрузку в пункте назначения;

- временное хранение груза в промежуточных пункта;

- переоформление перевозочных документов.

Расходы, связанные с выполнением сопутствующих транспортных операций изатраты по перевозке груза магистральными видами транспорта образуют полныетранспортные расходы грузовладельца.

Таким образом, в международном транспортном процессе помимо грузовладельцеви перевозчиков участвуют различные хозяйствующие субъекты, включая операторовгрузовых терминалов в портах и на станциях. При международных перевозках, особенноготовой продукции и полуфабрикатов, груз многократно последовательно переходит отперевозчиков к операторам терминалов, от них снова к перевозчикам и т.д. Одновременноизменяются и субъекты ответственности за груз.

Для защиты своих коммерческих интересов во всех географических пунктах, гдеосуществляются операции с его грузами, грузовладельцы прибегают к услугампосредников-экспедиторов (в некоторых странах их называют фрахтовыми агентами идр.).

По договору экспедиции грузовладелец поручает экспедитору выполнение точнооговоренных операций с его грузами, например погрузку и выгрузку, хранение груза,оформление грузовых документов. Грузовладелец может доверить экспедиторузаключение от его имени и по его поручению договоров с перевозчиками; выполнениерасчетов по фрахту с перевозчиками и за стивидорские работы с операторами терминалов;выступление в судах и арбитражах на стороне грузовладельца. Экспедитор по законаммногих стран является комиссионером.

Развитая сеть посреднических организаций в большинстве стран мира позволяетгрузовладельцам заключать договоры непосредственно с экспедиторскими фирмами вкаждом из интересующих их пунктов или договор с одним генеральным экспедитором,которому поручается организовать перевозку в целом. Генеральный экспедитор заключаетот имени грузовладельца договоры с перевозчиками разных видов транспорта и сэкспедиторскими организациями в пунктах прохождения грузов.

Следует так же отметить, что в мире не существует особого, обособленного отнациональных транспортных систем международного транспорта, предназначенногоисключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международныеперевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран,использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты,вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные,речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты,железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы),относящиеся к транспортным системам отдельных стран.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: