Приложения


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Таблица А.1-Сравнительный анализ требований к учету вознаграждений работникам МСФО и белорусской практики учета

МСФО Белорусская практика Комментарии
     
Общая степень разработанности проблемы
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам». Рассматриваемый пересмотренный (в 2002 году) стандарт заменил IAS 19 «Затраты на пенсионное обеспечение» (утв. в 1993 году) и касается учета и раскрытий в финансовой отчетности организаций всех видов вознаграждений работникам (включая негосударственное пенсионное обеспечение). Специально разработанной инструкции либо другого нормативного документа, который бы целиком регулировал порядок учета и раскрытий в финансовой отчетности вознаграждений работникам, включая пенсионные планы, в белорусском законодательстве нет. При отражении расходов организации руководствуются Инструкцией «Доходы и расходы организации», который регламентирует учет и отражение в отчетности начисленных за отчетный период вознаграждений (которые включают, в основном, затраты на оплату труда в форме заработной платы и премий). В отличие от белорусской практики учета в МСФО все аспекты учета вознаграждений работников (за исключением учета выплат, основанных на акциях, порядок которого регулируется IFRS 2) объединены в одном стандарте.
Сфера регулирования
МСФО (IAS) 19 регламентирует все формы выплат вознаграждений работникам (не только заработной платы и установленных законодательством пособий), но и вознаграждений по окончании трудовой деятельности работника (пенсионное обеспечение, компенсационные выплаты долевыми инструментами). При этом, в отличие от российской практики, в состав вознаграждений входят выплачиваемые организацией суммы и в отношении супругов работников, их детей и иных лиц. Помимо денежных вознаграждений в сферу регулирования стандарта входят вознаграждения, поучаемые в натуральной форме, а также выгода, возникающая от получения тех или иных ресурсов на нерыночных условиях. В состав вознаграждений работников, входят расходы на оплату труда, являющиеся как следствием юридически обусловленной обязанности (законодательство, трудовой договор, коллективный договор), так и обязанности, вытекающей из деловой практики (например, практики прошлых выплат). Действующее законодательство по бухгалтерскому учету охватывает отношения организации и непосредственно работника, основанные на трудовом договоре и внутренних нормативных документах, регламентирующих выплату прочих вознаграждений. В сферу регулирования входят также отношения, вытекающие из норм законодательства, например размер и порядок выплат различных пособий. Тем не менее, в Инструкциеи «Доходы и расходы организации», отчисления на социальные нужды является самостоятельным элементов и не входит в состав элемента «Затраты на оплату труда». В отличие от белорусской практики учета в МСФО в сферу регулирования стандарта входит учет расходов по пенсионным планам, при этом существенное внимание уделяется планам с установленными выплатами. Кроме того, в МСФО в составе расходов на оплату труда учитываются неденежные вознаграждения, а также вознаграждения, вытекающие из деловой практики.
Состав краткосрочных вознаграждений работникам
МСФО (I AS) 19 в состав краткосрочных вознаграждений включает: а) заработную плату; б) краткосрочные оплачиваемые отпуска; в) участие в прибыли и премии в течение года после отчетного периода; г) различные вознаграждения в неденежной форме для текущих сотрудников. д) взносы на социальное обеспечение В состав обязательств по краткосрочным оплачиваемым отпускам и планам участия в прибыли должны входить ожидаемые будущие краткосрочные затраты на выплату отпусков и обязательства, подлежащие выплате по планам участия в прибыли. При этом организация может и не иметь юридически закрепленного обязательства по выплате премии, но при наличии определенных условий могут существовать вмененные обязательства, которые также должны быть оценены и отражены (конструктивные обязательства). В нормативных документах отсутствует разделение вознаграждений работников на долгосрочные и краткосрочные. При этом подразделение обязательств перед работниками на долгосрочные и краткосрочные осуществляется на основании общих принципов, сформулированных в Инструкции «Об утверждении основных форм бухгалтерской отчетности организации». На практике большинство вознаграждений рассматриваются как краткосрочные и включают в себя: а) заработную плату; б) краткосрочные оплачиваемые отпуска; в) различные виды премий. В бухгалтерском учете могут быть образованы резервы под предстоящую выплату отпусков и вознаграждений по результатам работы за год. Однако соответствующие положения должны быть формализованы и закреплены в учетной политике компании. В МСФО понятие вознаграждений работникам является более широким, чем в белорусской практике учета. Помимо заработной платы и премий в состав вознаграждений включаются и другие выплаты и начисления (например, оплата личного страхования работников, медицинские услуги и пр.) С точки зрения белорусской практики учета создание резервов под отпуска и вознаграждения по результатам работы за год является, скорее, способом равномерного признания расходов, нежели реализации принципа начисления. В то же время, исходя из положений МСФО, расход должен признаваться в том периоде, к которому он относится.
Классификация вознаграждений по окончании трудовой деятельности
МСФО (IAS) 19 классифицирует планы вознаграждений по окончании трудовой деятельности как планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами. План классифицируется в качестве плана с установленными взносами, если предприятие осуществляет фиксированные взносы в отдельный (независимый) фонд и у него не возникнет никаких дополнительных обязательств (юридически обусловленных или вытекающих из деловой практики) по дальнейшей выплате дополнительных сумм. Таким образом, риски по недостаточности сумм для выплат лежат на сотрудниках, а не на работодателе. Все прочие планы относятся к планам с установленными выплатами. МСФО (IAS) 19 допускает и раскрывает особенности учета пенсионных планов группы работодателей, т.е. пенсионного плана учрежденного группой разных работодателей. В белорусской практике учетавознаграждения по окончанию трудовой деятельности оформляются в форме дополнительных надбавок к пенсиям. При этом наиболее распространенными являются следующие ситуации: · По коллективному (трудовому договору компания самостоятельно осуществляет доплаты к пенсиям действующим пенсионерам. · По коллективному (трудовому договору) компания перечисляет взносы в негосударственные пенсионные фонды. В обоих случаях расходы будут признаны только в момент начисления соответствующих выплат (взносов). До этого времени никакие расходы и обязательства в бухгалтерском учете компании не признаются вне зависимости от особенностей пенсионных программ. В отличие от МСФО в белорусской практики учета отсутствует разделение пенсионных программ на пенсионные планы с установленными взносами и установленными выплатами. Соответственно, любые учетные вопросы, относящиеся к планам с установленными выплатами, в белорусской практики учета не рассматриваются. В отличие от белорусской практики учета в МСФО в качестве обязательств компании рассматриваются не только юридически обусловленные обязательства, но и обязательства, которые вытекают, скорее из деловой практики организации, нежели из формально приятных ею обязательств.
План с установленными взносами
Для учета взносов в пенсионные планы с установленными взносами предприятия применяют метод начисления. В результате авансовых платежей или причитающихся платежей по взносам в пенсионный фонд может признаваться, соответственно, актив (предоплаченные будущие расходы) или обязательство по выплате таких взносов. В белорусской практике учета не проводится различие между планом с установленными взносами и планом с установленными выплатами в отношении долгосрочных обязательств работодателя по выплате вознаграждений работникам после окончания их трудовой деятельности. Все подобные планы учитываются организациями аналогично планам с установленными взносами по МСФО. Взносы в пенсионный фонд, осуществляемые организацией, относятся на расходы по мере возникновения обязательств по уплате очередного взноса. В целом практика учета совпадает.
Общие принципы учета планов с установленными выплатами
- Обязательство признается в отношении будущих выплат в связи с пенсионным обеспечением работников организации; - признание обязательства связано с тем, что на организации – работодателе, по сути, лежит актуарный и инвестиционный риск выплаты пенсионного обеспечения в определенном размере; - обязательства уменьшаются на сумму активов пенсионного плана; - обязательства в отношении будущих выплат дисконтируются для того, чтобы учесть фактор времени в отношении момента погашения обязательств; - для расчета активов и обязательств пенсионного плана используются актуарные допущения, связанные с неопределенностью факторов, влияющих на размер обязательств компании. Обязательства в отношении будущих выплат работникам организации при их выходе на пенсию не признаются. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Уменьшение обязательств плана с установленными выплатами на сумму относящихся к нему активов
Стоимость обязательств пенсионного плана с установленными выплатами уменьшается на справедливую стоимость активов пенсионного плана. Активы и обязательства по планам с установленными выплатами не формируются. С точки зрения белорусской практики учета активы пенсионного плана относятся к деятельности другого юридического лица – негосударственного пенсионного фона и не могут включаться в отчетность организации -работодателя. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Оценка обязательств по плану с установленными выплатами
Для оценки величины обязательств осуществляется расчет суммы выплат, причитающихся работникам за оказанные ими услуги в текущем и предшествующем периодах. Для этого необходимо: - определить размеры выплат, причитающихся за текущий и предшествующий периоды; - произвести оценку (сделать актуарные допущения) следующих показателей, которые будут оказывать влияние на величину затрат на выплату пенсий: - демографических переменных (таких как текучесть и смертность персонала); и - финансовых переменных (таких как будущее увеличение заработной платы и затраты на медицинское обслуживание). Далее с помощью «метода прогнозируемой условной единицы» определяется дисконтированная стоимость обязательств по пенсионному плану с установленными выплатами, а также стоимость текущих услуг. Метод «прогнозируемой условной единицы» рассматривает каждый период службы как основание для дополнительного права на пенсию и оценивает каждую условную единицу пенсии отдельно с целью формирования обязательств на конец периода. МСФО (IAS) 19 предусматривает, что при определении величины обязательств следует использовать механизм дисконтирования будущих потоков. Обязательства и расходы, связанные с затратами организации по причитающимся работникам дополнительным будущим выплатам за уже отработанные периоды времени, признаются немедленно, если необходимый минимум для получения права на эти будущие выплаты уже достигнут. В свою очередь, обязательства и расходы связанные с затратами в отношении дополнительных будущих выплат за уже отработанные периоды времени, признаются на протяжении срока, оставшегося до достижения необходимого минимума для получения права на эти будущие выплаты. Обязательства по планам с установленными выплатами не формируются. В белорусской практике учета практике не предусмотрена коррекция оценки стоимости, позволяющая отразить стоимость денег во времени. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Оценка активов по плану с установленными выплатами
Активы плана подлежат оценке по справедливой стоимости. В случае, если в отношении активов плана отсутствуют данные о рыночной стоимости, справедливая стоимость активов плана определяется на основании расчетных методов, например, путем дисконтирования будущих денежных потоков. Активы по планам с установленными выплатами не учитываются. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Использование актуарных допущений при учете плана с установленными выплатами
МСФО (IAS) 19 предусматривает использование актуарных оценок разнообразных характеристик, влияющих на текущую оценку обязательств. Актуарные допущения включают: (a) демографические допущения относительно будущих характеристик занятых в настоящее время и бывших работников (и их иждивенцев), имеющих право на вознаграждения: - смертность во время периода занятости работников и по окончании трудовой деятельности; - уровень текучести кадров, инвалидности и досрочного увольнения; - доля участников плана с иждивенцами, имеющими права на вознаграждения; - нормы использования планов медицинского обеспечения; (b) финансовые допущения: - ставка дисконта; - уровень будущей заработной платы и вознаграждения; - в отношении пособий на медицинское обслуживание - будущие затраты на медицинское обеспечение, включая, при условии их существенности, затраты на обработку заявок и выплату пособий; и - ожидаемая ставка дохода на активы плана. МСФО (IAS) 19 предполагает, что: (а) эксперты (актуарии) могут быть источником достаточно надежной прогностической информации, а (б) затраты на получение (и регулярную актуализацию) экспертных оценок и отражение в учете информации об актуализации этих оценок оправданы тем повышением качества отчетности, которое обусловлено отражением оценочных обязанностей. Использование актуарных допущений не предусмотрено. Белорусская практика учетане предусматривает широкого использования экспертных оценок. Неразвитость институтов независимых оценщиков (актуариев) не позволяет предполагать, что они могут быть источником разнообразной и надежной прогностической информации. Кроме того, отсутствие у многих организаций экономической заинтересованности в том, чтобы предоставить пользователям своей отчетности качественную (в т.ч. полную) информацию, обусловливает нецелесообразность как затрат этих организаций на получение (и регулярную актуализацию) экспертных оценок, так и отражения в учете информации об актуализации этих оценок. В то же время в отсутствие опыта самостоятельного расчета сложных оценочных показателей, сформированные организациями – работодателями допущения могут оказаться недостаточно обоснованными, что, в конечном итоге, повлияет на качество бухгалтерской отчетности
Признание актуарных прибылей и убытков в отношении планов с установленными выплатами
Актуарные прибыли или убытки могут возникать в результате увеличения или уменьшения дисконтированной стоимости обязательств по плану с установленными выплатами или справедливой стоимости соответствующих активов. Актуарные прибыли и убытки возникают вследствие разницы между фактическим и ожидаемым результатом при оценке величины обязательств и активов и включают корректировки на основе опыта (результат различий между первоначальными актуарными допущениями в отношении будущих событий и тем, что в действительности произошло) и результаты изменений в актуарных допущениях. МСФО (IAS) 19 допускает два возможных способа учета актуарных прибылей и убытков: - немедленное признание актуарных прибылей и убытков в периоде их возникновения; - отложенное признание актуарных прибылей убытков, выходящих за пределы установленного коридора. При отложенном признании соответствующей доли актуарных прибылей и убытков в качестве доходов или расходов производится в случае, если чистые накопленные непризнанные актуарные прибыли и убытки на конец предыдущего отчетного периода превышают большее из значений: -10 % от дисконтированной стоимости обязательств по плану с установленными выплатами на эту дату (до вычета активов плана); - 10 % справедливой стоимости активов плана на эту дату. Актуарные прибыли и убытки не рассчитываются. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Отражение обязательств пенсионного плана с установленными выплатами в Бухгалтерском балансе
Величина обязательств, отражаемая в балансе рассчитывается как дисконтированная стоимость обязательств на отчетную дату (+) любые непризнанные актуарные прибыли (за вычетом любых непризнанных актуарных убытков) (-) не признанная на текущий момент стоимость прошлых услуг, (-) справедливая стоимость активов пенсионного плана на отчетную дату Если полученная в результате величина является отрицательной (то есть представляет собой актив) организация оценивает его по наименьшей из двух величин: - суммы, являющейся результатом указанного расчета - любых накопленных непризнанных актуарных убытков и стоимости прошлых услуг и дисконтированной стоимости любых экономических выгод, полученных в форме возврата средств из плана или сокращения будущих взносов в план Обязательства в отношении будущих пенсионных выплат в Бухгалтерском балансе не признаются. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Отражение расходов в отношении планов с установленными выплатами в Отчете о прибылях и убытках
Общие затраты по плану за период представляют собой полную сумму изменения величины обязательств по этому плану за вычетом активов плана (за исключением некоторых изменений, не признаваемых в полном объеме). В общую сумму затрат включаются сл. статьи: - стоимость трудозатрат текущего периода (увеличение дисконтированной величины обязательств плана, в связи с выполнением работниками своих обязанностей), - затраты по процентам (изменение дисконтированной величины обязательств за счет сокращения периода дисконтирования), - ожидаемая прибыль на активы плана (как доходы от размещения активов плана, так и нереализованная прибыль от изменения их рыночной стоимости), а также на любые права, на получение возмещения; - определенные актуарные прибыли и убытки (разница между фактическим и ожидаемым результатом актуарной оценки обязательств и активов плана), стандартом регламентируется и порядок признания актуарных прибылей и убытков, - определенные затраты по пенсионным планам, относящиеся ко времени работы в прошлые периоды (изменения приведенных обязательств плана, относящиеся к прошлой трудовой деятельности работников, например, уменьшение возраста выхода на пенсию приведет к пересчету затрат связанных с трудовой деятельностью работников, осуществленной в прошлых периодах), - результат любых уменьшений величины обязательств по плану или их погашения. Регламентируется порядок учета операций, как в отчете о прибылях и убытках, так и на балансе, возникающих в результате сокращения обязательств плана. Отдельно в отчетности данные затраты не рассматривает. В белорусской практики учетав отчете о прибылях и убытках организаций взносы в ФСЗН отражаются в себестоимости либо в управленческих расходах единой суммой. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Раскрытие информации в отношении пенсионных планов
В отношении пенсионного плана с установленными выплатами организация должна раскрывать: - учетную политику по признанию актуарных прибылей и убытков; - общее описание типа плана; - сверку сальдо дисконтированной стоимости обязательств по плану с установленными выплатами на начало и конец периода - разбивку обязательства по плану с установленными выплатами на суммы, возникающие из целиком нефондированных планов, и суммы, возникающие из целиком или частично фондированных планов; - сверку сальдо справедливой стоимости активов плана на начало и конец периода (а также сальдо любого права на получение возмещения на начало и конец периода, признанного в качестве актива) - сверку дисконтированной стоимости обязательства по плану с установленными выплатами и справедливой стоимости активов плана в с активами и обязательствами, признанными в балансе - суммарные расходы, признанные в отчете о прибылях и убытках в разрезе статей - общую сумму, отраженную в отчете о признанных доходах и расходах в отношении актуарных прибылей и убытков и последствий ограничения «потолка активов», а также кумулятивную сумму актуарных прибылей и убытков, признанных в отчете о признанных доходах и расходах - процентную долю или величину справедливой стоимости суммарных активов плана, приходящуюся на каждую категорию активов плана - величины, включенные в справедливую стоимость активов плана, для каждой категории собственных финансовых инструментов компании и любых объектов недвижимости, занимаемых или используемых компанией. - подробное описание основы, которая использовалась для определения общей ожидаемой ставки дохода на активы, включая влияние основных категорий активов плана; - фактический доход на активы плана, а также фактический доход от любого права на возмещение, признанного в качестве актива; - использованные основные актуарные допущения, - последствия влияния однопроцентного повышения и последствия однопроцентного снижения затрат - наилучшую оценку величины взносов, перечисляемых в план в течение следующего года после отчетной даты - дисконтированную стоимость обязательств по плану с установленными выплатами, справедливую стоимость активов плана и профицит или дефицит в плане; - корректировки на основе опыта, возникающие по обязательствам плана и по активам планам; - информацию в отношении операций со связанными сторон по пенсионным планам; - информацию в отношении резервов и условных обязательств по пенсионным планам. Специальные правила не предусмотрены. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Прочие долгосрочные вознаграждения
В состав прочих долгосрочных вознаграждений включаются: - долгосрочные оплачиваемые отпуска, такие как отпуск за выслугу лет или творческий отпуск; вознаграждения за выслугу лет; - долгосрочные пособия по нетрудоспособности; - участие в прибыли и премии, подлежащие выплате по истечении двенадцати месяцев (или позже) после окончания периода, в котором работники оказали соответствующие услуги; - отсроченные вознаграждения, выплачиваемые через двенадцать месяцев (или позже) после окончания периода, в котором они были заработаны. Сумма обязательства по предоставлению прочих долгосрочных вознаграждений работникам определяется как разность между дисконтированной стоимостью обязательств по программе долгосрочных вознаграждений минус справедливая стоимость активов программы, которые непосредственно предназначены для исполнения обязательств. При этом актуарные прибыли и убытки, а также стоимость прошлых услуг признаются единовременно без применения «правила коридора». В нормативных документах отсутствует разделение вознаграждений работников на долгосрочные и краткосрочные. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.
Выходные пособия
В МСФО (IAS) 19 выходные пособия выделены в отдельную категорию вознаграждений, поскольку их возникновение связано не с оказанием услуг работниками, а с фактом прекращения трудовой деятельности работника. Вследствие этого расходы на выходные пособия не связаны с получением будущих экономических выгод и должны признаваться немедленно. Затраты, связанные с выплатой выходных пособий, признаются при условии, что компания имеет формальные обязательства в отношении увольнения работников до достижения ими пенсионного возраста или в отношении выплаты выходного пособия при принятии работником предложения о добровольном увольнении. Расходы по выплате выходных пособий признаются в момент возникновения обязательств по их выплате, за исключением случаев, когда возникновение таких затрат связано с признанием деятельности организации прекращаемой. В отношении прекращаемой деятельности может признаваться резерв-обязательство по таким затратам, однако время его признания и величина, в которой он будет признан, могут отличаться от требований МСФО. Практика учета нуждается в принципиальном пересмотре.

Примечание: собственная разработка на основе изученной экономической литературы


\ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1 –Формы первичных документов по учету труда и заработной платы КУПСХП «Освейский»

По учету кадров
Т-1 Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу
Т-2 Личная карточка работника
Т-2ГС (МС) Личная карточка государственного (муниципального) служащего
Т-3 Штатное расписание
Т-4 Учетная карточка научного, научно-педагогического работника
Т-5 Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу
Т-6 Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику
Т-6а Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам
Т-7 График отпусков
Т-8 Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)
Т-11 Приказ (распоряжение) о поощрении работника
Т-11а Приказ (распоряжение) о поощрении работников
Т-12 Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда
Т-13 Табель учета рабочего времени
Т-49 Расчетно-платежная ведомость
Т-51 Расчетная ведомость
Т-53 Платежная ведомость
Т-53а Журнал регистрации платежных ведомостей
Т-54 Лицевой счет

Источник: собственная разработка на основании изученной документов КУПСХП «Освейский»


ПРИЛОЖЕНИЕ Ф

Таблица Ф.1 - Сравнительная характеристика видов финансово-экономического контроля

Показатели для сравнения Виды финансово-экономического контроля
Внутренний Внешний
     
Пользователи информации Для руководителей самого предприятия. Внешние пользователи и, прежде всего, органы государственной власти
Степень открытости информации Документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер. Материалы внешнего контроля предаются гласности, ограничение действует только в отношении обязательного сохранения государственной и коммерческой тайны.
Обязательность контроля Обязателен для каждого предприятия, незави­симо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности в соответствии с внутренней документацией. Проверка необходимо только для тех организаций, которые подлежат обяза­тельному аудиту в соответствии с законами, в целом является добровольной, осуществляется по решению руководства предприятия или по мере необходимости.
Цели организации контроля Обеспечение соблюдения все­ми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соот­ветствии с целями организации. Подтверждение достовернос­ти бухгалтерской отчетности для пользователей бухгалтерской (финан­совой) отчетности
Используемые измерители Денежные, так и не денежные измерители (натуральные показатели: штуки, метры, тонны, литры; часы, машино-часы и т.д.) Денежные - руб­ли, в рублевой оценке должна быть составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Объекты изучения аудита, их интеграция. Являются циклы деятельности предприятия: снабжение, производство, реализация (сбыт) или получение дохода. Основное внимание уделяется центрам ответственности — структурным подразделениям, возглавляемым руководителями. Являются разделы и участки бухгалтерского учета; хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.
Периодичность контроля Внутренний контроль осуществляется непрерывно. Отдельные конт­рольные мероприятия проводятся по мере надобности. Обязательный контроль (аудит), проводится, как правило, не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается го­довая бухгалтерская отчетность.
Степень надежности Используются приблизительные, но оперативные оценки, т.к внутренний Не может быть абсолютно точной.
     
Оокончание табл.4.2
     
информации контроль зачастую не связан с операциями на счетах бухгалтерского учета.  
Привязка ко времени Организована структура контроля так, чтобы в любой момент времени она соответствовала целям предприятия В соответствии с принципом документальной обоснованности оценивается достоверность того, что уже свершилось.
Организация контроля Предусмотрен уставом предприятия. Организуется руководством предприятия, которое самостоятельно определяет контрольные объекты, вопросы проверки и участвующих в ней лиц, предоставляющие ему результаты. Главный принцип организации— целесообразность и экономичность. Государством регламентируются только ос­новные направления контроля. Предусмотрено законом для защиты государства и общества в целом; в определенной степени централизован и регламентирован, независим в выборе объекта проверки, в определении методов и направления.

Примечание: собственная разработка на основе изучения специальной экономической литературы


ПРИЛОЖЕНИЕ АА

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

«__»_____________20__ года

Положение о службе внутреннего аудита организации

1. Общее положение и основные задачи службы (отдела).

1.1. Служба внутреннего аудита является структурным подразделением административно-управленческого персонала предприятия и не располагает собственными источниками доходов. Она подчинена руководителю исполнительного органа и независима от должностных и материально-ответственных лиц, чью служебную деятельность проверяет и контролирует.

1.2. Количественный и качественный состав работников аудиторской службы согласовывается руководителем предприятия с членами правления (совета). В состав аудиторской службы могут назначаться как члены данного предприятия, так и граждане на контрактной основе, в обоих случаях не находящиеся в близких родственных связях с руководителем этого предприятия. Прием на работу специалистов по внутреннему аудиту проводится на конкурсной основе с обязательным прохождением трехмесячного испытательного срока, в течение которого окончательно решается вопрос о профессиональной подготовленности работника.

1.3. Основные текущие и перспективные задачи в работе службы внутреннего аудита определяются руководителем предприятия. Они заключаются в осуществлении постоянного контроля за соблюдением Устава и учредительных документов предприятия, состоянием и движением имущества, рациональным использованием основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с принятыми на предприятии бизнес-планами, нормами, нормативами, договорами и другими утвержденными показателями и правилами.

1.4. Своевременное выявление и предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой и инвестиционной деятельности предприятия, выдача рекомендаций по мобилизации внутренних резервов производства, а также по оптимизации расходов на содержание социальной сферы и инфраструктуры предприятия.

1.5. Аудиторская служба осуществляет свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, учредительными документами и правилами трудового распорядка предприятия. Оплата работников регулируется положением об оплате труда, действующим на данном предприятии.

2.Обязанности и права службы (отдела) внутреннего аудита.

Таким образом, функционирование внутреннего аудита в качестве составного элемента системы внутреннего контроля организации обусловлено объективной необходимостью повышения качества информации, используемой для принятия управленческих решений. При этом необходимо подчеркнуть особый статус внутреннего аудита в системе внутреннего контроля организации. Он призван обеспечить снижение информационного риска, выступая действенным рубежом контроля, уменьшающим вероятность проникновения в учетную информационную систему преднамеренных и непреднамеренных нарушений, погрешностей, ошибок.


ПРИЛОЖЕНИЕ АБ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации ___

«»_______20__ г.

ПРОГРАММА

внутрихозяйственного документального контроля

для специалистов-технологов и материально-ответственных лиц

Субъект контроля

Наименование документа

Количество экземпляров

Контролируемые вопросы

Сроки контроля

Касса

Акт инвентаризации

Инвентаризациякассовой наличности Ежеквартально

Главный бухгалтер (подпись.Ф. И.О.)

Начальник отдела внутреннего аудита ____(подпись. Ф.И.О.)


ПРИЛОЖЕНИЕ АВ

Общий план

внутреннего аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации

Проверяемая организация КУПСХП «Освейский»

Период аудита с 01.01.2012 г. по 31.12.2012г.

Руководитель аудиторской группы Григорьев Н.И

Состав аудиторской группы Молочаев К.Н.,

Таблица АВ.1- План аудита по оплате труда и расчетам с персоналом организации

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание
  Общая оценка организации учета операций по оплате труда и расчетам с персоналом и аудит оформления первичных документов.     Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта.
  Аудит системы начислений заработной платы    
  Аудит обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы    
  Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.    

Руководитель организации

Руководитель группы


ПРИЛОЖЕНИЕ АГ

Программа внутреннего аудита

операций по оплате труда и расчетам с персоналом

Проверяемая организация КУПСХП «Освейский»

Период аудита с 01.01.2012 г. по 31.12.2012г.

Руководитель группы Григорьев Н.И

Состав группы Молочаев К.Н.,

Перечень процедур Период проведения Исполнитель Источник информации Примечания
Общая оценка организации учета операций по оплате труда и расчетам с персоналом, аудит оформления первичных документов 04.02.12– 11.02.12 Сычева Л.П. Ведерникова А. Г. Лицевые счета, Коллективный договор Согласно сводной программе организации
Определение ступени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени 04.02.12– 07.02.12 Сычева Л.П. Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета использования рабочего времени, личные карточки, коллективный договор и др.  
Проверка правильности учета рабочего времени 04.02.12– 07.02.12 Ведерникова А. Г. Табели учета рабочего времени, график – календарь  
Проверка правильности оформления расчетно – платежных документов 07.02.12– 14.02.12 Сычева Л.П. Лицевые счета, платежные ведомости, расходные кассовые ордера  
Проверка правильности учета депонирования заработной платы 07.02.12– 14.02.12 Ведерникова А. Г. Книга учета депонированной заработной платы, депонентные карточки, расходные кассовые ордера  
Аудит системы начислений заработной платы 09.02.12– 18.02.12 Сычева Л.П. Лицевые счета  
Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: - сверхурочные работы, работу в ночное время; - работа в выходные и праздничные дни; - выполнение работ с тяжелыми и вредными условиями труда; - работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями 09.02.12– 10.02.12 Сычева Л.П. Приказы, табели учета использования рабочего времени, расчетно – платежные ведомости, лицевые счета, личные карточки, наряды  
Проверка правильности документирования и оплаты простоев 14.02.12 Сычева Л.П. Табеля учета рабочего времени, расчетно – платежные ведомости, акты на простой с приложением списка работников  
Проверка правильности документирования и оплаты труда в случае брака 16.02.12 Сычева Л.П. Акты на перевод животных,акты на оприходование приплода животных, приказы руководителя, расчетно – платежные ведомости, лицевые счета  
Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей 17.02.12 Сычева Л.П. Приказы руководителя, заявления работников, расчетно – платежные ведомости, лицевые счета.  
Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет ФСЗН 17.02.11 Сычева Л.П. Заявление работника на выплату пособия, листки нетрудоспособности, лицевые счета.  
Проверка правильности образования и корректировки резервов на предстоящую оплату отпусков работников, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, вознаграждений по итогам года 18.02.12 Сычева Л.П. Приказы, расчёты, производственные отчёты  
Аудит обоснованности предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и удержаний из заработной платы 14.02.12– 16.02.12 Ведерникова А. Г.    
Проверка правомерности применения вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц 13.02.12 Ведерникова А. Г. Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходах, подаваемые в налоговые органы, документы на представление льгот.  
Определения соответствия применяемых льгот по подоходному налогу 16.02.12 Ведерникова А. Г. Личные карточки, расчетно – платежные ведомости, сведения о полученных доходов работников, подаваемых в налоговые органы.  
Проверка правильности удержаний по исполнительным листам 16.02.12 Ведерникова А. Г. Исполнительные листы, расчетно – платежные ведомости.  
Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета 18.02.12-21.02.12 Сычева Л.П. Главная книга, формы годовой отчётности  
Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с показателями регистров синтетического учета 18.02.12 Сычева Л.П. Главная книга  
Проверка правомерности включения в расходы организации выплат, начисленных персоналу организации для целей финансового и налогового учета 21.02.12 Сычева Л.П. Главная книга, документы по начислению заработной платы, свод заработной платы, приказы на премии, производственные отчёты  
Проверка правильности включения в расходы организации страховых взносов для целей финансового и налогового учета 21.02.12 Сычева Л.П. Главная книга, свод заработной платы, производственные отчёты  
Аудит расчетов по начислению страховых взносов и взносам на страхование несчастных случаев и профзаболеваний 23.02.12 24.02.12 Сычева Л.П. Ведерникова А.Г. Своды по заработной платы, производственные отчёты  
Проверка правильности начисления и своевременного перечисления страховых взносов в ФСЗН 22.02.12 24.02.12 Сычева Л.П. Ведерникова А. Г. Главная книга, своды по заработной платы, банковские документы, оборотно-сальдовые ведомости по счёту 69  

Руководитель организации ________________

Руководитель группы _____________

ПРИЛОЖЕНИЕ АД

Таблица АД.1- Проверка правильности корреспонденции счетов по учету труда и заработной платой применяемая в КУПСХП «Освейский»

Наименование операции Дебет Кредит В каких документах операция отражена
Начислена оплата труда работникам животноводства 20/2   Лицевой счет, свод по заработной плате, наряды на оплату труда работникам животноводства
Начислено пособие по временной нетрудоспособности 69/1   Листок нетрудоспособности, табель использования рабочего времени, лицевой счет
Удержана сумма материального ущерба из заработной платы     Исполнительный лист, лицевой счет, оборотно-сальдовая ведомомть по счёту 76, главная книга
Удержаны алименты из заработной платы работника   76/1 Исполнительный лист, лицевой счёт, Главная книга, платежная ведомость
Начислен налог на доходы физических лиц   68/3 Лицевой счет, свод по заработной плате, Главная книга
Произведены удержания задолженности по подотчетным суммам     Главная книга, книга расчётов по оплате труда
Выдана заработная плата     Платежная ведомость, книга расчётов по оплате труда
Произведена натуроплата   90/1 Книга расчётов по оплате труда, отчёт по животноводству
Произведены отчисления в фонд социального страхования из заработной платы 20/2 69/5 Свод по заработной плате, Главная книга
Произведены отчисления в ФСЗН 20/2 69/8 Свод по заработной плате, Главная книга

ПРИЛОЖЕНИЕ АГ

Наиболее характерные типовые ошибки при проверке заработной платы

1. несоблюдение действующего законодательства по оплате труда:

не корректное начисление заработной платы.

неверно производится удержание из заработной платы.

не правильное оформление работников (прием и увольнение).

занижение налогооблагаемой базы.

2. не применяются типовые формы первичных документов учета личного состава и по оплате труда:

затруднение проверки данных.

не корректное применение личных карточек (Т-2), приказа о предоставлении отпуска (Т-6), приказа о переводе на другую работу (Т-15), приказа о прекращении трудового договора (Т-8).

не проверяется отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании.

неведение в отделах табелей учета рабочего времени.

не корректное ведение бухгалтерского учета расчетов по заработной плате.

3. не ведутся табели учета рабочего времени (т-12):

нельзя проверить правильность начисления повременной и других видов оплат.

неверно начисляется заработная плата.

4. неведение аналитического учета по работающим:

неведение лицевых счетов, расчетно-платежной документации.

нельзя проверить совокупный годовой доход работающего.

неорганизованно архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими.

5. неверно производятся расчеты по депонированной заработной плате:

не ведется книга учета по депонированной заработной плате или некорректное ее ведение.

не производится отнесение депонированной суммы на счет91 «Прочие доходы и расходы».

присвоение депонированной заработной платы.

6. неприменение расчетов по удержаниям из заработной платы работников:

занижение налогооблагаемой базы.

неприменение налоговых вычетов.

не проставляются в лицевых счетах данные для исчисления удержаний.

неведение налоговых карточек, лицевых счетов, расчетных листков.

7. неверно производилось начисление подоходного налога:

занижение налогооблагаемой базы.

8. неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат:

8.1.снижение базы налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: