Сущность, назначение, функции, классификация и организационные формы контроля

Термин «контроль» в научной и практической деятельности встречается достаточно часто.

В широком понимании - контроль в сфере государственного управления означает проверку соблюдения законов, нормативных правовых актов, исполнения принятых решений, установления отклонений от целей и задач государственного управления и корректировку деятельности объекта управления. Поскольку контроль осуществляется на различных этапах управленческой деятельности, то есть является «сквозной» управленческой функцией, можно дать следующее определение: контроль (от франц. controle-проверка) - аналитическая функция управления, которая пред­ставляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготов­кой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния государственной организации (подразделения, сотрудника).

Рассмотрим отдельные точки зрения на понятие заработной платы (табл. 4.1)

Таблица 4.1- Подходы к определению сущности понятия «контроль»

Автор/ источник Определение
   
Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.» (фр. controle — проверка) 1) составная часть управления экономическими объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями; 2) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках.
Экономический словарьhttp://enc-dic.com/economic/Kontrol-6676.html (фр. conlrole - проверка) - 1) составная часть управления объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами, а тж. программами, планами, договорами, проектами, соглашениями; 2) контроль над объектом, реальная власть, сосредоточение прав управления объектом в одних руках.
   
Окончание табл. 4.1
   
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978 Контроль (франц. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах) проверка чего-либо, например выполнения законов, планов, решений (см. Государственный контроль).
Бизнес словарьhttp://enc-dic.com/business/Kontrol-6457.html наблюдение над управляемым или подчиненным объектом, проверка соответствия технологии и соответствия законодательству.
Словарь терминов антикризисного управленияhttp://enc-dic.com/anticrisis/Kontrol-192.html Контроль - полномочия осуществлять управление предприятием и определять его политику
Бухгалтерский словарьhttp://enc-dic.com/buhg/Kontrol-2813.html система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 520 с. контроль как функцию управления, которая представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях обоснованности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций своевременного информирования руководства
Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – с.148 это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решением, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.
А. Г. Грязнова, Е. В. Mapкина. Финансы: Учебник Под ред. А. Г.Грязновой, Е. В. Mapкиной. - М.: Финансы истатистика,2004. — 504 с. это функция управления производительными силами и производственными отношениями
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс / Под ред. д.э.н., проф. Н.Э. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.360 По-русски "contorle" означает: 1) проверка кого-либо или чего-либо, чтобы удостовериться в соответствии чему-либо; 2) надзор, наблюдение в целях проверки; 3) испытание знаний, свойств для выяснения их пригодности к чему-либо. Таким образом, в упрощенном понимании контроль - это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.

Примечание: собственная разработка на основе изучения специальной экономической литературы

По мнению автора, контроль представляет собой иерархическую структуру управления на основе эффективного осуществления хозяйственной деятельности, а также выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок, как в управлении, так и в учетной работе.

Объектом финансово-хозяйственного контроля является комплекс хозяйственных процессов и финансовых операций в материальном производстве и в непроизводственной сфере. Финансово-хозяйственный контроль — система надзора за финансовыми операциями и хозяйственными процессами, совершаемыми, организациями независимо от форм собственности и видов деятельности с целью объективной оценки экономической эффективности этой деятельности, установления ее законности, достоверности и целесообразности, изыскание резервов повышения конечных результатов хозяйствования.

Субъектами этого вида контроля выступают специалисты контрольно-ревизионных служб, представляющие государственный, общественный и аудиторский контроль.

Финансово-хозяйственный контроль в зависимости от его субъектов подразделяется на: внутрихозяйственный;. ведомственный; вневедомственный.

Субъектами внутрихозяйственного контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций. Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной деятельностью, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Он помогает скорректировать деятельность субъектов хозяйствования и их структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и отделы организации, а также направления ее деятельности не способствовали достижению намеченных целей и повышению результативности работы.

Ведомственный контроль — контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций.

Вневедомственный контроль — контроль, осуществляемый органами общей и специальной компетенции за деятельностью прямо не подчиненных им организаций независимо от формы собственности и видов деятельности.

Под формой контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Принято различать три формы финансово-хозяйственного контроля: ревизия; тематическая проверка; счетная проверка отчетности.

Ревизия – обязательная регулярная форма последующего контроля, предусматривающая:

- наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

- осуществляющая контроль с использованием первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, проверки фактического наличия денежных средств и материальных ценностей, в процессе которой проверяется законность, достоверность и экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, а также ведение бухгалтерского учета по всем видам деятельности контролируемого объекта.

Ревизия является наиболее действенной формой последующего контроля. Её выводы обосновываются документальным подтверждением и фактическими данными. Ревизия направлена на выявление, предупреждение нарушений финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. Она является формой государственного контроля.

Тематическая проверка – форма контроля, в процессе которого устанавливается законность отдельных хозяйственных операций или отдельных сторон деятельности субъекта хозяйствования.

Счетная проверка отчетности также является формой последующего контроля, в период которого исследуется достоверность отчетных данных специалистами вышестоящих органов управления и другими заинтересованными лицами при их представлении Она включает в себя как элементы формальной проверки (наличие и правильность заполнения реквизитов и т.д.), так и контроля по существу.

Рассмотрим планирование и организацию системы внутреннего контроля. Внутрихозяйственный контроль выступает как самостоятельная функция управления внутри организации, отличается глубиной и точностью, поскольку осуществляется там, где находится центр тяжести управления. Субъектами этого вида контроля являются финансовая, бухгалтерская, юридическая и другие функциональные службы организаций в пределах определенных полномочий и имеющейся компетенции.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется в организации в соответствии с утвержденными Положениями о функциональных отделах (структурных подразделениях субъекта хозяйствования), а также с имеющимися функциональными обязанностями специалистов отделов организаций.

Главное назначение внутрихозяйственного контроля - непрерывное наблюдение за эффективностью финансово-хозяйственной, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранение причин и условий, порождающих бесхозяйственность и хищения. Внутрихозяйственный контроль способствует своевременному выявлению и устранению факторов, причин и условий, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность субъектов хозяйствования и их структурных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и отделы организации, а также направления ее деятельности не способствовали достижению намеченных целей и повышению результативности работы.

В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому работниками бухгалтерии организации в форме:

- предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших в бухгалтерию на подпись, а также при визировании договоров, смет и других документов, связанных с расходованием денежных средств и материальных ценностей;

- текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций материальных и других ценностей;

- последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством проводимых совместно с другими функциональными службами контрольных действий в отдельных внутрихозяйственных подразделениях, структурах, службах.

Роль внутреннего контроля в настоящее время возрастает, так как он представляет собой эффективный механизм управления деятельностью организации в целом и обеспечения соблюдения политики руководства каждым отдельным работником. Однако следует вместе с тем констатировать, что до настоящего времени не разработаны и не утверждены организационно-методические положения внутреннего контроля, которые могли бы иметь рекомендательный характер для руководства организации при разработке системы внутреннего контроля.

Одним из основных составляющих элементов системы внутреннего контроля является система бухгалтерского учета, которая формирует необходимую для контроля информацию. Формально система бухгалтерского учета обособлена от контроля. Однако провести четкую разделительную грань между ними не представляется возможным, так как бухгалтерский учет сам по себе выполняет не только информационную, но и контрольную функцию.

Элементы метода бухгалтерского учета являются основой контрольных процедур. В системе бухгалтерского учета реализуются многие контрольные процедуры. Следовательно, элемент контроля присутствует на каждой учетной стадии с различной целевой направленностью, и состав процедур контроля определяется составными элементами бухгалтерского учета.

Кроме того, системой бухгалтерского учета предопределяется предмет внутреннего контроля — законность и целесообразность использования активов (имущества) организации в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с ее уставом. Однако необходимо, во-первых, конкретизировать контрольную функцию самого бухгалтерского учета и дополнить данный элемент системы внутреннего контроля такими компонентами, как оперативный учет и внутренняя (сегментная) отчетность.

Для внутреннего контроля информационная база формируется не только в бухгалтерском учете, но и в процессе оперативного учета (данные используются для оперативного контроля) и при подготовке форм внутренней отчетности. Конкретизация содержания форм внутренней отчетности и представление их разным пользователям (соответствующего уровня управления) исполняют роль дополнительного условия формирования контрольной среды — разделение полномочий и ответственности.

Из функций контроля целесообразно выделить информативную, коммуникативную, оперативную, защитную, регулятивную и превентивную. Причем последняя функция наиболее характерна для внутреннего контроля и предупреждая нежелательные отклонения на стадии зарождения операции, а также предотвращая действия, противоречащего требованиям нормативных документов и целям деятельности организации, является наиболее важной в современных условиях.

Для формирования эффективно функционирующего внутреннего контроля система управления должна как минимум пройти следующие этапы:

1) оценка эффективности существующей структуры управления и определения направлений ее корректировки в рамках данного этапа. Для этого следует разработать внутренние положения об организационной структуре организации с описанием структурных подразделений и указанием административной, функциональной методической подчиненности, направлений деятельности, выполняемых функций, прав и ответственности, регламента их взаимоотношений, организации документооборота. Это необходимо для координации функционирования всех составляющих системы внутреннего контроля в организации;

2) анализ определенных ранее целей функционирования организации и соответствие их стратегии и тактики бизнеса, размерам, структуре и возможностям организации.

3) разработка бизнес-плана, обосновывающего деловую концепцию организации, соответствующую изменяющимся условиям хозяйствования, а также перечня конкретных мероприятий, способных реализовать эту деловую концепцию и укрепить позиции организации на рынке. Это будет являться основой для организации эффективного контроля всех аспектов функционирования предприятия;

4) организация специализированного структурного подразделения, основной задачей которого будет осуществление контрольных функций в организации;

5)выработка типовых процедур проведения контроля всех аспектов деятельности организации.

По критерию использования современных автоматических средств для осуществления контрольных процедур следует выделить внутренний контроль неавтоматизированный, частично автоматизированный и автоматизированный.

Внутренний контроль целесообразно классифицировать по значимости субъектов, его осуществляющих. В этом аспекте исполнителей можно ранжировать по определенным уровням.

К высшему уровню субъектов контроля следует отнести работников, для которых выполнение контрольных процедур является прямой должностной обязанностью (сотрудники ревизионного отдела, ревизионные комиссии служб т.д.).

К следующему уровню следует отнести административно-управленческий персонал организаций, который, в конечном итоге, отвечает за эффективность управления организацией, в связи с чем организация и осуществление действенного контроля является для него объективной необходимостью.

Следующим субъектом контроля по данной классификации являются работники функциональных отделов и служб (планово-экономического, финансового, отдела кадров и т.п.), которые обязаны осуществлять определенные контрольные действия для реализации служебных функций, которые за ними закреплены непосредственно.

Далее в данной схеме следуют работники, в чьи обязанности непосредственно контроль не входит, но в силу производственной необходимости они должны выполнять и контрольные функции (например, рабочий, контролирующий качество работы оборудования).

И, наконец, последними участниками контрольного процесса в широком смысле слова являются потребители услуг организаций, являющиеся наиболее объективными контролерами.

Опираясь на данную классификацию, организации могут разрабатывать организационную схему построения внутреннего контроля с учетом своих технологических, структурных и других особенностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта представляет функционально организационную совокупность контрольной среды, включающей объекты, субъекты контроля, системы информационного обеспечения, представленной бухгалтерским учетом и внутренней отчетностью, и его метода, объединяющего соответствующие приемы и способы изучения объектов контроля с использованием значительной номенклатуры учетно-контрольных процедур.

Наряду с взаимосвязью между внешним и внутренним контролем имеются существенные различия по ниже перечисленным аспектам (Приложение Ф).

Являясь одним из элементов системы управления организацией, внутренний контроль призван обеспечить возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Внутренний контроль представляет собой сплошной механизм, все составляющие которого взаимосвязаны друг с другом и взаимодействуют на различных стадиях управленческого процесса.

Планирование является начальным этапом проведения проверки и состоит из разработки общего плана контроля, а также программы котроля, определяющей объём.

Программа контроля определяет объем, виды и последовательность аудиторских процедур, предполагаемый перечень рабочей документации, который необходим для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности проверяемого лица.

Осуществляя контроль за этими видами деятельности, специальные службы внутреннего контроля могут выполнять консультативные функции в отношении должностных лиц учетно-экономического персонала, а также работников нижестоящих структурных подразделений (бригад, отделений, звеньев). В этой связи целесообразно разрабатывать программу внутрихозяйственного документального контроля для специалистов-технологов и материально-ответственных лиц по приведенной форме (Приложение ___).

В результате контрольных действий служба внутреннего контроля должна сформировать суждение о достоверности показателей форм внутренней отчетности и целесообразности тех или иных показателей, форме, сроках и адресности представления. В процессе проверки достоверности информационного содержания форм внутренней отчетности аудитор может также использовать все приемы и способы получения доказательств: выборочная проверка данных первичного, аналитического учета и их сверка с формами внутренней отчетности, арифметический пересчет данных, запросы и получение письменных подтверждений, сравнение с предыдущими отчетными периодами (декада, месяц, квартал), расчет обоснования нормативов (бюджетов) по отдельным видам издержек, использование приемов оперативного анализа хозяйственной деятельности и др.

Результаты наблюдения за использованием информации внутренней отчетности должны быть зафиксированы и наглядно представлены с тем, чтобы была возможность осуществлять дальнейшие контрольные процедуры за эффективностью использования внутренней отчетности.

Заключительным этапом методики внутреннего контроля является проверка бухгалтерской отчетности, по результатам которой должно быть сформировано суждение о том, что при ее составлении было обеспечено соответствие отчетных данных синтетического и аналитического учета и действующему законодательству.

4.2 Задачи контроля хозяйственных операций по учету расчетов по заработной плате, источники информации для проведения проверки, планирование проверки и система внутреннего контроля КУПСХП «Освейский»

Цель контроля расчетов по заработной плате –проверка соблюдения действующего законодательства о труде, документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов между организацией и ее работниками, а также установление соответствия применяемой в организации методики учета нормативным актам и установление правильности начисления заработной платы и удержаний из нее.

Задачами контроля расчетов с персоналом по оплате труда являются:

§ проверка соблюдения норм действующего трудового законодательства;

§ изучение систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с персоналом;

§ подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражение их в учете;

§ установление законности и полноты удержаний из заработной платы в пользу предприятия, Пенсионного фонда РФ, бюджета, других физических и юридических лиц;

§ проверка организации аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда и взаимосвязи аналитического и синтетического учета;

§ проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда.

Представим в виде схемы систему нормативно-правового регулирования расчетов с персоналом по оплате труда (рис. 4.1).

Основные правовые документы, регулирующие расчеты с персоналом по оплате труда


Трудовой кодекс Республики Беларусь
Налоговый кодекс Республики Беларусь
Локальные нормативные акты организации
Конституция Республики Беларусь


Рисунок 4.1- Основные правовые документы, регулирующие расчеты с персоналом по оплате труда в КУПСХП «Освейский»

Примечание: собственная разработка на основе изученной экономической литературы и приложений к дипломной работе

Ревизионная работа состоит из следующих этапов:

1) подготовка к проведению ревизии;

2) проведение ревизии в соответствии с программой;

3) подготовка и оформление результатов ревизии;

4) реализация материалов ревизии;

5) контроль за выполнением решений по результатам ревизии.

В соответствии с п.55 Инструкции о порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, находящихся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 1 марта 2006 г. № 18 с изменениями и дополнениями при ревизии использования трудовых ресурсов, средств на оплату труда и премирование необходимо проверить:

− состояние и развитие прогрессивных форм организации труда и его оплаты;

− систему оплаты труда руководителей структурных подразделений и специалистов за конечную продукцию;

− применение Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 1003 «Об усилении зависимости оплаты труда руководителей организаций от результатов финансово-хозяйственной деятельности»;

− состояние нормирования труда, планирование и организация этой работы в ревизуемой организации;

− использование рабочего времени;

− выполнение мероприятий по укреплению общественной безопасности и трудовой дисциплины. Эффективность принимаемых мер. Для этого необходимо установить, как осуществляется контроль в цехах, бригадах, на участках и в других производственных подразделениях за своевременным началом и окончанием работы и учетом рабочего времени. Наличие непроизводительных потерь рабочего времени (простои, прогулы, неявки на работу с разрешения администрации), удельный вес этих потерь в общем балансе рабочего времени, их влияние на снижение объема выпуска продукции;

− соблюдение условий оплаты труда и показателей премирования, предусмотренных в коллективных договорах;

− соблюдение нормативов численности руководящих работников, специалистов и служащих, действующих тарифных разрядов, коэффициентов рабочих, руководящих работников, специалистов и служащих;

− соответствие наименований должностей руководящих работников, специалистов и служащих и профессий рабочих действующим квалифицированным справочникам.

При ревизии необходимо проверить состояние первичной учетной документации и отчетности по учету личного состава, фонда заработной платы и расчетов по оплате труда, обратив особое внимание на достоверность составления отчетности по труду и заработной плате:

− правильно ли исчисляется среднесписочная численность работников, нет ли искусственного уменьшения или сокрытия в отчетности фактической численности и фонда заработной платы;

− правильность и своевременность ведения табелей учета и использования рабочего времени и соответствия данных расчетно-платежных ведомостей данным табелей, приказам и другим документам по учету личного состава (о приеме на работу, увольнении, перемещении, переводах);

− факты завышения производительности труда за счет искажения данных по численности промышленно-производственного персонала;

− правильно ли учитывается его заработная плата в составе затрат на производство продукции;

− правильность составления расчетно-платежных ведомостей и ведение аналитического учета по счету «Расчеты по оплате труда», соответствие оборотов и сальдо указанного счета по балансу предприятия оборотам и сальдо его по аналитическому счету (т. е. данным расчетно-платежных ведомостей). При выяснении расхождений устанавливаются их причины, из каких сумм слагаются, выясняют, не вызвано ли это злоупотреблением должностных лиц;

− своевременность выплаты заработной платы рабочим и служащим, выдерживаются ли сроки выплаты, предусмотренные в коллективных договорах;

− правильность отражения в учете сумм депонированной заработной платы;

− достоверность расчета с органами социального страхования, правильность исчисления и взимания налогов и других обязательных удержаний из заработной платы рабочих и служащих;

− правильность исчисления среднего заработка для начисления сумм за время очередного отпуска, выполнение государственных обязанностей;

− правильность оформления нарядов, путевых, учетных листков и другой документации. Провести сверку записей в этих документах по оприходованию продукции, выполненным работам и так далее. Нет ли фактов приписок объема выполненных работ, завышения расценок и занижения норм выработки.

Изучение ревизуемой организации осуществляется по данным годовой и периодической бухгалтерской и статистической отчетности, актам ревизий, проведенных в предыдущие периоды, приказам и постановлениям вышестоящих органов, докладным запискам, объяснениям и заявлениям должностных и других лиц ревизуемого предприятия и вышестоящего органа.

В ходе изучения указанных материалов работники контрольно-ревизионных служб получают определенное представление о размере и характере деятельности проверяемой организации, устанавливают недостатки в его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, которые впоследствии проверяются в ходе ревизии.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемой организации, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет план ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия, и используемые способы и приемы контроля.

К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при контроле расчетов по заработной плате, относятся следующие:

1. соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям;

2. учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;

3. учет и начисление повременных и прочих видов оплат;

4. расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;

5. аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);

6. сводные расчеты по заработной плате;

7. расчеты по депонированной заработной плате. /20/

Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора доказательств целесообразно составить вопросник по всем выделенным комплексам задач. Примерная форма вопросника приводится в таблице 4.2.

Таблица 4.2- Вопросы для проверки операций по учету расчетов с персоналом по оплате труда в КУПСХП «Освейский»

Содержание вопроса Вариант ответа
Да Нет Нет ответа
         
I. Соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям      
1. Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава: Личные карточки на работающих (ф. № Т-2) Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф.№ Т-6) Приказ о переводе на другую работу (ф. № Т-5) Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8)      
         
Продолжение табл.4.2
         
2. Ведутся ли на работающих трудовые книжки      
3. Проверяется ли отделом кадров соответ-ствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании      
4. Ведутся ли в цехах (отделах) табели рабочего времени      
II. Учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам      
5. Применяются ли на предприятии утвержденные отделом труда нормы и расценки по видам работ      
6. Используются ли формы первичных документов      
7. Организовано ли гашение (проставление отметки об оплате) первичных документов      
8. Применяются ли ПК для выполнения расчетов по сдельной оплате труда      
9. Применяются ли наряды на бригаду      
III. Учет и начисление повременных и других видов оплат      
10. Ведутся ли расчеты по начислению повременных видов оплат согласно табелю рабочего времени      
11. Проверяет ли отдел труда или внутренний аудитор правильность расчетов по начислениям различных видов оплат      
12. Применяются ли ПК для выполнения расчетов по начислению заработной платы      
IV. Расчеты удержаний из заработной платы физических лиц      
13. Проставлены ли в расчетных ведомостях (лицевых счетах) данные для правильного исчисления удержаний: Подоходного налога Удержаний по исполнительным листам Прочих удержаний      
14. Применяются ли ПК для расчета удержаний      
15. Проверяли ли органы фондов социального страхования и налоговых служб расчеты по подоходному налогу      
V. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний)      
16. Какие ведутся документы по аналитическому учету: 16.1 Рас четно-платежные ведомости 16.2 Расчетно-платежные ведомости и лицевые счета на работающих      
17. Применяются ли ПК для ведения аналитического учета      
18. Организовано ли архивное хранение документов по аналитическому учету с работающими      
VI. VII. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ      
19. Имеют ли сквозную нумерацию расчетно-платежные ведомости      
20. Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по соц. страхованию      
21. Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях сумм начислений по оплате труда      
22. Применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда      
23. Имеются ли на предприятии задержки с расчетами и выплатами по оплате труда      
VIII. Расчеты по депонированной заработной плате      
24. Ведутся ли на предприятии карточки по депонированной зарлате      
         
Окончание табл.4.2
         
         
25. Производится ли отнесение депонированных сумм на сч. 99 по истечении срока исковой давности      
26. Применяются ли ПК для расчетов по депонированной заработной плате.      

Примечание: собственная разработка на основе изученной экономической литературы и приложений к дипломной работе

По данным заполненного справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т.д.), бухгалтерского учета этого раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).

Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов.

Последовательность проведения проверки операций по расчетам с персоналом по оплате труда и рабочая документация проверки представлены в таблице 4.3 «Последовательность проведения проверки операций по расчетам с персоналом по оплате труда и рабочая документация проверки».

Таблица 4.3 - Последовательность проведения проверки операций по расчетам с персоналом по оплате труда и рабочая документация проверки в КУПСХП «Освейский»

Содержание вопроса или объект исследования Источники информации (рабочая документация проверки)
Оценка правильности оформления и начисления выплат сотрудникам по всем основаниям правильность использования тарифов, расценок, разрядов; проверка обоснованности и правильности начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных (наличие приказов, решений и т.д.) Расчетно-платежные ведомости, наряды, табели учета рабочего времени, штатное расписание, положение по оплате труда
Проверка правильности удержания из заработной платы различных выплат (подоходного налога, взносов в пенсионный фонд) Расчетно-платежные ведомости, журналы-ордера, учетные регистры по счетам 70,68,69
Проверка правильности отражения в учете депонированной зарплаты, своевременность отнесения к депонентским суммам не полученной в установленном порядке заработной платы Данные аналитического учета по счетам 70,71,73,76
Проверка правильности удержаний из зарплаты квартплаты и платежей за коммунальные услуги Данные аналитического учета по счетам 76
Проверка правильности и объективности удержаний по исполнительным документам в пользу других организаций и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателям Расчетно-платежные ведомости, исполнительные листы судов, приказы, платежные документы, учетные регистры по счетам 70,68,69,73,76
Проверка данных регистров учета расчетов с персоналом по оплате труда и сверка их со счетами главной книги Ведомости, журналы-ордера, главная книга, учетные регистры по счетам 70,71,73,76,68,69
Проверка правильности корреспонденции счетов по учету расчетов с персоналом по оплате труда Ведомости, журналы-ордера, учетные регистры по счетам 70,71,73,76,68,69

Примечание: собственная разработка на основе изученной экономической литературы и приложений к дипломной работе

Очень важным является знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при проверке расчетов по оплате труда.

Таким образом, для проведения проверки расчетов с персоналом по заработной плате необходимо выполнить ряд задач. При этом в качестве источников проверки используются различные учетные регистры, статистические отчеты и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: