В.П.Кащенко об «исключительных детях»

Огромное значение для развития коррекционной педагогики в нашей стране имела деятельность В.П.Кащенко, отечественного ученого, врача и педагога. Его понимание проблемы педагогической коррекции может, на наш взгляд, во многом помочь становлению и совершенствованию новой отрасли современных научных знаний. Уже в 1909г. Кащенко призывал объединить усилия педагогов и медиков в этой области: "Надо создать общественное течение в пользу многочисленного класса несчастных детей в интересах государственной безопасности, школьной гигиены и педагогики...",

Кащенко "коррективная" или "лечебная" / педагогика, объектом изучения которой стали проблемные, "исключительные" дети. Вопрос о норме и патологии в развитии человека всегда являлся спорным для наук, сопричастным с этим понятием. Особенно сложно провести четкую грань между нормальным и трудным характером, характером с патологическими чертами у детей. Кащенко считал, что основное различие между нормальными и аномальными детьми состоит в том, что "психические" черты у нормального ребенка являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, если захочет и сделает соответствующее усилие. Исключительные дети не могут этого сделать из- за недостатка волевого усилия. Нормальные дети, по мнению Кащенко, и с ним трудно не согласиться, поддаются обычному воспитанию, они видят, как ведут себя взрослые и их сверстники и за счет подражания уже достигают известного уровня социального приспособления. "Исключительные" дети требуют специальных методов и приемов, т.к. обладают слабой восприимчивостью к внешним примерам и руководствуются в своем поведении внутренними факторами, которые, как правило, проявляются ненормативностью, нарушениями активно-волевого усилия и эмоциональных реакций.

Укрепление слабой воли /"Коррекция активно-волевых дефектов" / должно было проводиться систематически. Доказательством положительного результата считалось то, что ребенок не оставлял ни одно начатое дело, умел следовать инструкциям и требованиям воспитателя, а также самостоятельно организовывать себя и свое время.

"Коррекцию страхов", по мнению Кащенко, следовало проводить как индивидуально, так и в группе путем усиления психотравмирующего фактора до максимума, т.е. путем аффективных переживаний. Например, детям, боящимся огня, предписывалось носить с собой некоторое время спичку и уже этим достигался положительный эффект. В работе с истеричными детьми, а также при сильном возбуждении ребенка использовался "метод игнорирования". Детям не показывали, что у них видят какую-либо "исключительность". Искусство педагога заключалось в том, чтобы " не замечать" аффективные и истерические проявления в поведении ребенка, но и не оставлять подобных детей без внимания.

СПЕЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, которые были направлены на коррекцию тех или других конкретных и ярко выраженных ненормальностей и недостатков характера. В нее включались: коррекция тиков, "коррекция детской скороспелости» (акселерации), исправление недостатков истерического характера и многие другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: