ПМПК является государственным консультативно-диагностическим, коррекционным учреждением в системе специализированной помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК выполняет функцию высшей экспертной службы при определении вида и форм обучения детей. В своей деятельности ПМПК руководствуется Международной Конвенцией о правах ребенка, а также действующими законоположениями Российской Федерации об образовании, здравоохранении, защите прав детей и распоряжениями Правительства России.
С учетом административного деления создаются республиканские, региональные, городские, областные, окружные и межрайонные ПМПК.
Задачи деятельности ПМПК:
- выявление и раскрытие в процессе консультативно-диагностической работы причин и форм отклонений в развитии ребенка;
- определение способов и средств комплексной психолого-медико-педагогической помощи образовательным учреждениям.
В своей деятельности ПМПК неуклонно следует принципам, разработанным отечественной дефектологией (принцип гуманности; принцип комплексного изучения детей; принцип всестороннего и целостного изучения ребенка; принцип динамического изучения детей; принцип качественно-количественного подхода при оценке выполнения задания).
|
|
ПМПК оказывают консультативно-диагностическую и коррекционную помощь всем, кто в этом нуждается. Обращаться в ПМПК могут как отдельные образовательные и медицинские учреждения, так и непосредственно родители, педагоги, подростки по личной инициативе. ПМПК обслуживает три категории клиентов:
детей, осуществляя комплексное изучение проблем развития ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута; социальную, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем в развитии, общении, поведении;
родителей, (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;
педагогов и специалистов детских учреждений, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Деятельность ПМПК помогает образовательным и воспитательным учреждениям в решении вопросов:
- предупреждения отклонений в развитии детей;
- выбора индивидуального образовательного маршрута;
- преодоления затруднений в учебе;
- решения проблем личностного развития;
- профориентации.
Специалисты ПМПК в своей работе используют как индивидуальные, так и групповые формы, включая:
|
|
- комплексное психолого-медико-педагогическое обследование;
- индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение;
- индивидуальные и групповые коррекционные занятия, психотерапевтические и социально-психологические тренинги;
- тематические семинары для специалистов.
Сочетание индивидуальных и групповых форм работы с ребенком, методической помощи семье и специалистам оказывают положительный эффект на развитие личности ребенка в процессе социальной коррекции, реабилитации и интеграции.
Психолого-медико-педагогическое обследование предполагает исследования соматического и нервно-психического здоровья, социальных и семейно-бытовых условий жизни и развития, психологических и педагогических особенностей ребенка.
Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми. В его обязанности входит:
- организация коллегиальной работы;
- оснащение ПМПК необходимым оборудованием;
- осуществление связи с учреждениями и органами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, ассоциациями, фондами;
- планирование работы ПМПК и ее кадровое обеспечение.
В штатный состав ПМПК входят следующие специалисты:
- врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, отоларинголог, офтальмолог, врач по функциональной диагностике, ортопед);
-педагоги-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог);
- логопед;
- психолог;
- социальный педагог;
- медицинский статистик.