Обработка результатов

Анализируются средние показатели времени (по всем «эталонам») и общее количество ошибок.

Вместо нормативных критериев оценки когнитивного стиля как «импульсивного» или «рефлексивного» психологом обычно анализи­руется группа индивидуальных показателей, где каждому из испытуе­мых присваивается определенный ранг (по мере возрастания или сни­жения фиксируемых значений). По среднему времени поиска или присвоенному рангу испытуемым и количеству допущенных ошибок все испытуемые теперь подразделяются на 4 группы. Во-первых, вы­деляются две группы по показателю скорости ответов (испытуемые одной группы дают ответы медленно, другой группы — быстро); при этом выборку можно разделить по медиане, или 50-му процентилю (так называемое медианное расщепление). Во-вторых, учитываются показатели точности (числа ошибок). В результате определяются сле­дующие группы испытуемых: 1) те, кто давали ответы медленно, но без ошибок — это группа «рефлексивных» испытуемых; 2) те, кто давали ответы быстро и преимущественно неправильно — это группа «импульсивных» испытуемых; 3) те, чьи ответы были быстрыми и в основном правильными, и 4) те, чьи ответы были медленными и преимущественно ошибочными.

Часто последние две группы предлагается не рассматривать в кон­тексте этого когнитивного стиля. Однако ряд исследований предлага­ют компромисс на основе использования суммарного Z-критерия, включающего оба показателя стиля (время и ошибки). Тогда все ис­пытуемые оцениваются как более «импульсивные» или более «реф­лексивные» в едином упорядоченном ряду по Z -показателю [Overton, Byrnes, O'Brien, 1985]:

Z = Zo - Z- Z = Xoi - Xjoo, Z, = Xti - X/a,

где о — ошибки; t — время; X —- среднее по / испытуемым (отдельно для показателей времени и ошибок); а — среднеквадратичное откло­нение (но здесь возможна и оценка дисперсии).

Использование суммарного Z-критерия дает возможность подби­рать группы испытуемых, отличающихся по измеренному когнитивно­му стилю. Эта возможность позволяет строить переменную, которая в квазиэкспериментальном исследовании может занимать место аналога независимой переменной [Корнилова, 2002]. Например, в исследова­нии, представленном в книге Т. В. Корниловой и О. К. Тихомирова [1990], такая процедура была использована для проверки гипотезы о влиянии когнитивных стилей на показатели интеллектуальных стра­тегий испытуемых (материал образования искусственных понятий).

Обсуждение результатов

При получении данных для студенческой группы каждый анали­зирует индивидуальные показатели своего испытуемого с точки зре­ния того, к каким подгруппам в соответствии с когнитивным стилем его можно отнести.

Если эта методика использовалась для выделения такой перемен­ной внутренних условий «импульсивность—рефлексивность», кото­рая будет рассматриваться в качестве аналога независимой перемен­ной, то следует обсудить также способы выделения групп: «медиан­ное расщепление» или «контрастные группы».

В выводах необходимо оценить репрезентативность индивидуаль­ных данных (с точки зрения того, насколько хорошо показатели ис­пытуемого представляют теоретически предполагаемые различия между этапами шкалы «импульсивные—рефлексивные»).

Ключ к методике Дж. Кагана

Для предварительного опыта используются карточки из детского варианта (рис. 21 и 22).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: