double arrow

Эмпирические типы учебной деятельности в контексте индивидуальных особенностей

1

Использование методики измерения «импульсивности—рефлексивности»

(в контексте проблемы «Индивидуальные особенности учения»)

Тема задания

Ряд методических приемов в психологии условно носят название экспериментальных, поскольку предполагают фиксацию показа­телей какой-то актуально осуществляемой испытуемым деятель­ности. В классификации Р. Кеттэлла им соответствует тип Г-дан-ных (методик достижения). Будучи диагностическими, эти мето­дики существенно отличаются от тестов, в первую очередь тем, что позволяют реконструировать уровни измеренной переменной в рамках использования актуальной (отобранной или имеющейся в наличии) выборки испытуемых, т.е. по данным методикам нет так называемых тестовых норм. Но по показателям методики мож­но, например, подобрать группы испытуемых. В этом качестве — измерения уровней зависимой переменной или аналога независи­мой переменной — они и входят в экспериментальные или квазиэкспериментальные исследования.

Студенты знакомятся в данном задании, во-первых, с одной из таких методик — методикой измерения одного из когнитивных стилей — методикой Дж. Кагана. Во-вторых, они получают пред­ставление об одной из важных сфер приложения подобных мето­дик — дифференциальной психологии учения.

Введение

Эмпирические типы учебной деятельности в контексте индивидуальных особенностей

При задаче описать индивидуальные особенности учебной деятель­ности школьника недостаточно обычного целенаправленного педаго­гического наблюдения за ним. Процесс психологического наблюдения будет при этом направляться не только целью и исследовательскими предположениями, но и ориентироваться на:

1) использование определенного «репертуара» действий или свойств, подлежащих фикса­ции в заранее обдуманном словаре, идентичном при описании раз­ных субъектов;

2) учет теоретических понятий и представлений о струк­туре и компонентах учебной деятельности, которые и позволяют кон­кретизировать, что или какие свойства можно непосредственно наблюдать, а какие свойства лишь реконструировать в ходе последую­щего психологического анализа.

1. Индивидуальные различия в учебной деятельности [Клаус, 1987, с. 29]

Параметр сравнения Позитивный тип Негативный тип
Скорость Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью Медленно С трудом, напряженно Поверхностно, мимо­летно, быстро забывает С трудом переучивается Характеризуется ригид­ностью, застылостью
Тщательность Добросовестно Аккуратно Основательно Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно
Мотивация Охотно Добровольно По собственному убеждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво
Регуляция действия Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целена­правленно Настойчиво, постоянно Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистем­но, без плана Периодически, неус­тойчиво
Когнитивная организация Осознанно, с понима­нием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно Механически, не пони­мая, методом проб и ошибок Случайно, непреднаме­ренно Нерационально, неэф­фективно
Общая оценка Хорошо Плохо

Г.Клаус [1987], основываясь на представлениях о необходимости анализа мотивации и познавательных (когнитивных) процессов, опо­средующих регуляцию учебной деятельности, предлагает способ оценки индивидуальных различий между школьниками в учении, представленный в табл. 1. Наблюдаемые различия описываются с помощью дихотомических пар свойств, благодаря которым можно строить эмпирические типы учения, а также давать оценку его эф­фективности.

Необходимо учитывать также, что один и тот же ученик на раз­ных уроках может проявлять различные свойства: на одном уроке он более добросовестный, на другом — более увлечен, на третьем — более ленив и т.д. Таким образом, различия в учебной деятельности могут носить как межиндивидуальный (типологический) характер, так и внутрииндивидуальный. Тот факт, что «не каждый человек учится всегда и всему одинаковым образом», должен обязательно учитываться при построении «психологического порт­рета» школьника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: