Использование методики измерения «импульсивности—рефлексивности»
(в контексте проблемы «Индивидуальные особенности учения»)
Тема задания
Ряд методических приемов в психологии условно носят название экспериментальных, поскольку предполагают фиксацию показателей какой-то актуально осуществляемой испытуемым деятельности. В классификации Р. Кеттэлла им соответствует тип Г-дан-ных (методик достижения). Будучи диагностическими, эти методики существенно отличаются от тестов, в первую очередь тем, что позволяют реконструировать уровни измеренной переменной в рамках использования актуальной (отобранной или имеющейся в наличии) выборки испытуемых, т.е. по данным методикам нет так называемых тестовых норм. Но по показателям методики можно, например, подобрать группы испытуемых. В этом качестве — измерения уровней зависимой переменной или аналога независимой переменной — они и входят в экспериментальные или квазиэкспериментальные исследования.
Студенты знакомятся в данном задании, во-первых, с одной из таких методик — методикой измерения одного из когнитивных стилей — методикой Дж. Кагана. Во-вторых, они получают представление об одной из важных сфер приложения подобных методик — дифференциальной психологии учения.
|
|
Введение
Эмпирические типы учебной деятельности в контексте индивидуальных особенностей
При задаче описать индивидуальные особенности учебной деятельности школьника недостаточно обычного целенаправленного педагогического наблюдения за ним. Процесс психологического наблюдения будет при этом направляться не только целью и исследовательскими предположениями, но и ориентироваться на:
1) использование определенного «репертуара» действий или свойств, подлежащих фиксации в заранее обдуманном словаре, идентичном при описании разных субъектов;
2) учет теоретических понятий и представлений о структуре и компонентах учебной деятельности, которые и позволяют конкретизировать, что или какие свойства можно непосредственно наблюдать, а какие свойства лишь реконструировать в ходе последующего психологического анализа.
1. Индивидуальные различия в учебной деятельности [Клаус, 1987, с. 29]
Параметр сравнения | Позитивный тип | Негативный тип |
Скорость | Быстро Легко, без труда Прочно, устойчиво во времени Легко переучивается Обладает гибкостью | Медленно С трудом, напряженно Поверхностно, мимолетно, быстро забывает С трудом переучивается Характеризуется ригидностью, застылостью |
Тщательность | Добросовестно Аккуратно Основательно | Халатно Небрежно, неряшливо Поверхностно |
Мотивация | Охотно Добровольно По собственному убеждению Активно, включенно, увлеченно Старательно, усердно, изо всех сил | Неохотно По обязанности Под давлением Пассивно, вяло, безучастно Нерадиво, лениво |
Регуляция действия | Самостоятельно Автономно, независимо Планомерно, целенаправленно Настойчиво, постоянно | Несамостоятельно Подражая Бесцельно, бессистемно, без плана Периодически, неустойчиво |
Когнитивная организация | Осознанно, с пониманием Направленно, предвидя последствия Рационально, экономно | Механически, не понимая, методом проб и ошибок Случайно, непреднамеренно Нерационально, неэффективно |
Общая оценка | Хорошо | Плохо |
Г.Клаус [1987], основываясь на представлениях о необходимости анализа мотивации и познавательных (когнитивных) процессов, опосредующих регуляцию учебной деятельности, предлагает способ оценки индивидуальных различий между школьниками в учении, представленный в табл. 1. Наблюдаемые различия описываются с помощью дихотомических пар свойств, благодаря которым можно строить эмпирические типы учения, а также давать оценку его эффективности.
|
|
Необходимо учитывать также, что один и тот же ученик на разных уроках может проявлять различные свойства: на одном уроке он более добросовестный, на другом — более увлечен, на третьем — более ленив и т.д. Таким образом, различия в учебной деятельности могут носить как межиндивидуальный (типологический) характер, так и внутрииндивидуальный. Тот факт, что «не каждый человек учится всегда и всему одинаковым образом», должен обязательно учитываться при построении «психологического портрета» школьника.