Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Когнитивные стили




Исследования учебной деятельности школьников и процессов формирования понятий показывают существенную регулятивную роль когнитивных стилей как факторов индивидуально-стилевой регуля­ции в формировании интеллектуальных стратегий. Понятие «когни­тивные стили» охватывает ряд различных эмпирических, т.е. выявля­емых опытным путем индивидуальных особенностей познавательной деятельности личности в ходе ее развития. Это интегральные характе­ристики индивидуальности, связанные с типом реагирования или выбором способов действий в неопределенных ситуациях, со страте­гией поведения человека или особенностями контроля субъектом своих познавательных процессов.

В ходе школьного обучения наиболее ярко выраженные когни­тивные стили нивелируются. В результате формирования тех или иных навыков или усвоения сложных систем регуляции поведения стиле­вые формально-динамические характеристики познания и действия как бы стираются, труднее поддаются выявлению. Но они вновь про­являются, как только человек оказывается в ситуации, где им еще не усвоен способ действий или где требуется «личностный» вклад в ре­шение задачи, собственная активность. Наиболее же важным свой­ством когнитивных стилей в данном контексте оказывается то, что они сказываются на самих процессах обучения и их необходимо учи­тывать при попытках индивидуализации обучения школьников.

В книге Г. Клауса описываются регулирующие функции в процессе учения двух наиболее популярных и наиболее изученных когнитивных стилей. Это «полезависимость—поленезависимость» и«импульсивность—рефлексивность», измеряемые специальными ме­тодиками, разработанными X. Виткиным и Дж. Каганом. Выраженность каждого из этих биполярных стилей сказывается на стратегиях вос­приятия школьников, их понятийной сфере, развитии умозаключе­ний. Для взрослых испытуемых установлены значимые корреляцион­ные связи между этими когнитивными стилями и регуляцией мысли­тельной деятельности человека [Корнилова и др., 1991; Корнилова, Тихомиров, 1990].

Как и другие когнитивные стили, стиль «импульсивность—рефлек­сивность» характеризуется: 1) устойчивостью по отношению к возраст­ной группе, в которую входит индивид; 2) относительной независимо­стью от мотивации и целевых устремлений человека. Стили выявляют иные личностные особенности познания. Так, «импульсивность—реф­лексивность» как дихотомия двух возможных крайних своих проявле­ний отражает особенности саморегуляции, связанные со сложившимся типом взаимоотношений между «интеллектом» и «аффектом».

Более подробно представим способ экспериментального измере­ния этой индивидуально-стилевой характеристики. Не имея стандарт­ного теста, психолог может сам построить аналогичную процедуру измерения, если будет учитывать основные принципы построения методики для определения этого когнитивного стиля.




Итак, что понимают под «импульсивностью—рефлексивнос­тью»? В ряде специальных опросников импульсивность предстает как личностная черта. Но в случае измерения когнитивного стиля имеется в виду другой уровень индивидуальной регуляции. Это скорее фикса­ция преимущественного способа отвечать на внешние раздражители, типичный способ проверки гипотез (в познавательной сфере). За им­пульсивностью как стилем стоят следующие характеристики: 1) ребе­нок легко склоняется в пользу любой гипотезы, не учитывая степени ее обоснованности; 2) он принимает необдуманные решения, делает ошибки не потому, что в принципе не может дать правильный ответ, а потому, что дает ответ слишком быстро и без необходимого сбора информации; 3) ему так эмоционально легче, или удобнее, действо­вать, чем осуществлять полную проверку всех возможных исходов в заданной ситуации.

В задании студентам предлагается познакомиться с классической методикой измерения этого когнитивного стиля. На рис. 23 в Прило­жении I, демонстрирующем материал к методике, представлены пары стимульного материала из так называемого фигурного теста — MFFT (Matching Familiar Figures Test) Дж. Кагана. Ниже, в разделе методика даны две пары картинок: каждая пара включает рисунки с эталонным и переменными стимулами (рис. 21, 22). Они используются на предва­рительном этапе ознакомления испытуемого с тем, что ему предлага­ется делать в основной части опыта.





Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 194; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8694 - | 6847 - или читать все...

Читайте также:

  1. II. Синтаксичекие стилистические приемы
  2. Взаимодействие чувства и мысли: аффективно-когнитивные структуры
  3. ВИШНЕВСКИЙ «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ». ГЕРОИКО-РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И МОДЕРНИСТСКАЯ СТИЛИСТИКА ПЬЕСЫ.
  4. Готический и романский стили - единство и противоположность
  5. И третья, я считаю, самая главная программа, которую мы запустили в декабре 2009 года – это гарантия на двигатель, коробку передач, ось, мост и систему охлаждения.
  6. Категории и когнитивные модели. Категоризация и познавательные процессы. Картина (образ, модель) мира.
  7. Когнитивные модели речепорождения
  8. Когнитивные процессы
  9. Когнитивные теории эмоций и личности
  10. Когнитивные типологии
  11. Меня закрыли в «отстойник» и «запустили под пресс». Вначале возник соблазн добиться встречи с моим здешним «контактом», но уж больно назойливыми показались мне вопросы ментов.


 

34.229.194.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.