Понятие трансфер происходит от английского «to transfer» — переносить, перемещать. Единого согласованного определения трансфера технологий нет. В свободной электронной энциклопедии Википедии приведены следующие определения:
- Трансфер технологий – основная форма продвижения инноваций.
- Трансфер технологий — коммерциализация инновации и какой-либо иной научно-технической разработки, передача ее авторского права иному лицу: юридическому или физическому. Передача технологии
Обычно по трансфером технологий принято понимают процесс передачи результатов научной деятельности в реальную экономику. И поскольку данный процесс сопровождается получением коммерческой выгоды, то понятия «трансфер технологий» и «коммерциализация технологий» в данном аспекте эквивалентны.
1.4. Типы объектов трансфера, формы трансфера технологий;
Рассматривая объекты и формы трансфера технологий, мы будем опираться на приведенные в предыдущем разделе схему инвестиционно-инновационного цикла производственной компании и схему линейной модели инновационного процесса, основанного на продвижении технологии. Трансфер технологий осуществляется различным образом, в зависимости от стадии инновационного процесса, каждая из которых обладает своей спецификой и по каждой из которых существуют достаточно известные формы (методы) трансфера. То есть формы коммерциализации технологии определяются сообразно стадиям ее развития.
|
|
При выборе основных форм трансфера технологий мы будем опираться на то, что принято в мире. Ниже в таблице 5 приводится достаточно хорошо известный (см. например, А. Бретт, Оценка коммерциализуемости технологий (Технологический аудит), М., Moscow News Weekly, 1995, с. 7 – 47) перечень возможных вариантов трансфера технологий, т.е. передачи «информации, предназначенной для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо».
В общих чертах можно подразделить приведенный перечень на 2 части. Одна связана с человеческим и технико-технологическим ресурсом организации и, как правило, не может быть отделена от них. Другая же часть, отделима от носителей в том, смысле, что права собственности на этот ресурс могут принадлежать организации и служить источником дохода и средством участия в международном процессе обмена технологиями.
Таблица 5
Формы трансфера технологий: 1. Неотделимые от носителя, основанные на квалификации персонала и общетехнологическом ресурсе организации: · консультационные услуги · специализированные образовательные услуги · технические, аналитические и конструкторские услуги; · выполнение заказов на НИОКР; 2. Отделимые от носителя, основанные на праве интеллектуальной собственности: · продажа научно-технической и конструкторской документации; · лицензирование, т.е. передача прав на различные виды интеллектуальной собственности (патенты, товарные знаки и др.), передача ноу-хау · создание "spin-out" компаний, т.е. компаний создаваемых собственником технологии специально для ее коммерциализации; · создание совместных предприятий; · производство и продажа продукции. |
Передача технологии может осуществляться:
|
|
· во вновь организуемые компании – спин-аут и совместные предприятия
· в действующие компании
· в другие исследовательские организации для дальнейших исследований
В первых двух случаях речь идет об относительно краткосрочном финансовом выигрыше. Во втором – об увеличении исследовательских ресурсов и стратегическом преимуществе. При этом, сложность трансфера в существующие компании намного выше, чем во всех других случаях.
Необходимо вернуться к трансферу технологий, неотделимых от носителя. Фактически, это услуги, опирающиеся на квалификацию организации и ее общий технологический ресурс. Не все специалисты относят такую деятельность к трансферу технологий. Возможно, это оправданно тем, что при выполнении этих услуг оплачивается лишь труд работников и организационные и материальные издержки. При разумной позиции заказчика за ним остаются исключительные права на все возникающие при этом реальные и потенциальные объекты интеллектуальной собственности и их коммерческое использование. Тем не менее, упомянутые формы коммерческой деятельности значимы для исследовательских организаций, и в настоящее время именно здесь сосредоточено наибольшее количество связей с промышленностью. Ввиду сложности и большой наукоемкости продвижение этих услуг обладает существенной спецификой. Наиболее значимыми особенностями их маркетинга является обеспечение и демонстрация выдающихся общетехнологических возможностей – качества исследовательского оборудования, технологий и методик исследования, а также управление общетехнологическими ресурсами и их развитием в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми потребностями рынка. Также необходимо обеспечение силы кадрового состава и демонстрации этой силы.
ПРИМЕРЫ