Билет 15 идея отчуждения человека

Два момента оставались неколебимыми в процессе всего творчества Маркса и Энгельса.

Во-первых, убеждение, что наконец-то создана превосходящая все остальные учения действительная наука об обществе и получено истинное знание капитализма как такового в его главных чертах, капитализма в целом как общественно-экономической формации.

Во-вторых, мысль о том, что капитализм, наличествовавший тогда в передовых буржуазных странах, в основном готов для социалистической революции и стоит почти накануне ее совершения.

Общество глубоко расчленено на классы, отличающиеся друг от друга социальными, имущественными, правовыми признаками. Каждый из классов непременно стремится поставить у власти требуемое ему правительство. Тот класс, который доминирует в хозяйственной жизни страны, должен быть гегемоном также в государстве, поскольку интересы собственности - важнейшие и преобладают над всеми остальными потребностями; никакие политико-юридические резоны не выдерживают конкуренции резонов собственности.

В марксизме классовая борьба выступает одной из важнейших закономерностей бытия общества, расколотого на антагонистические классы. И что то сколько-нибудь существенное в социальной жизни такого общества не может быть объяснено и понято вне контекста классовой борьбы.

Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества.

<Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще>.

Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм находит в экономическом развитии общества.

Объясняя архитектонику и развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс и Энгельс постоянно прослеживают соответствующие этим производственным отношениям надстройки.

Основными общественно-экономическими формациями являются:

первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Немалую роль в возникновении марксизма сыграли идеи Гегеля.

Никто не оказал такого значительного и многопланового влияния на процесс формирования марксистской концепции государства и права, как автор <Философии права>.

Марксизм испытал притяжение развитой еще до него (в частности, Гегелем) идеи свободы - антипода произвола <нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав>.

Маркс и Энгельс восприняли от Канта, Фихте, Гегеля отчетливо выраженную в их трудах конструкцию права в качестве специфического реального отношения, складывающегося между субъектами общественного взаимодействия. Участники этого отношения контактируют друг с другом в ходе обмена социальными ценностями (вещами, услугами, иными благами) как равные, свободные (самостоятельно делающие свой выбор), автономные индивиды.

Основное в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» - идея отчуждения человека.

В отличие от Гегеля и Фейербаха, рассматривающих духовное отчуждение, по Марксу, главным является экономическое отчуждение, или отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный).

Маркс рассматривает его в четырех аспектах.

1) Во-первых, рабочий использует материалы, которые в конечном счёте взяты у природы, и он получает в результате труда нужные для жизни предметы. Ни то, ни другое лично ему не принадлежит.

Природа делается для рабочего только средством труда, а создаваемые вещи - средствами жизни, так как он получает за них деньги.

2) Во-вторых, сам процесс труда для рабочего принудителен, поскольку рабочий не может иначе обеспечить свое существование. Рабочий и в процессе труда остается подчиненным: контроль, регулирование, управление принадлежат не ему. Поэтому только вне труда рабочий сам распоряжается собой и чувствует себя свободным.

3) В-третьих, подневольный труд вообще отнимает у рабочего «родовую жизнь», под которой Маркс подразумевает неразрывную деятельную связь с природой, когда труд - это естественная потребность. Рабочий же относится к природе как к чуждому, даже враждебному.

4) В-четвертых, подневольный труд порождает конкуренцию и отчуждение между людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: