Политико-правовые идеи якобинцев

Общественное революционное сознание Франции рассматриваемой поры отличали два кардинальных момента: страх и надежда. Страх за революцию, которая может быть уничтожена ее врагами. Страх толкает к насилию. Насилие порой является защитной реакцией, инспирируемой идеей возмездия и оправдывающей себя целым рядом аргументов. Оно поочередно направляется на различные объекты и порождает свои мифы,

стержнем которых является идея заговора. Спасение от заговоров видят в терроре по отношению к недоброжелателям и противникам революции.

Присутствие надежды в общественном революционном сознании питает вера в радикальность и быстроту совершаемых социальных преобразований, а также восприятие последних как неизбежных, окончательных и необратимых перемен. В <пространстве> вот таким образом наэлектризованного общественного сознания зреют, возникают и функционируют политико-юридические идеи Ж.-П. Марата и М. Робеспьера.

Применительно к Жан-Полю Марату (1743-1793) <Цепи рабства>, <Плане уголовного законодательства>

Центральная тема названных произведений- деспотизм: его истоки, методы и средства установления деспотической власти, ее последствия, пути и формы борьбы с ней и т. п. Марат полагает, что в конечном счете деспотизм вырастает из стремления-страсти индивида первенствовать, из свойственной человеческой натуре жажды властвовать.

Чтобы прийти к <хорошо устроенному государству>, необходимо будет разделить публичную власть между большим числом должностных лиц. Поставленные все как один в зависимость от народа, они должны быть независимыми друг от друга, должны взаимно уравновешивать, умерять и сдерживать друг друга. В <хорошо устроенном государстве> высшая власть, по убеждению Марата, принадлежит всему народу в целом. Он один (сам или через своих представителей) - суверен и верховный законодатель. Сам народ и следит за исправным выполнением своих же законов. Для благополучия народа требуются три вещи: <подданным- священные права, государству- непреложные законы, правительству- неодолимые пределы власти>.

Марат слабо верит в возможность покончить с деспотическими режимами путем реформирования сложившихся государственно-правовых порядков. Его конечная надежда - восстание масс, стихийный народный мятеж,расправа над господами. Однако неорганизованные мятежные выступления масс вырождаются в бунт, <всегда безуспешный и легко подавляемый>. Чтобы в <минуты всеобщего брожения> предотвратить наступление такого исхода, нужен, по Марату, смельчак, который станет во главе недовольных и поведет их на угнетателей, необходим <выдающийся ум, подчиняющий себе умы.

Согласно Марату, назначение диктатуры - <уничтожить изменников и заговорщиков>. Кто же они? Фактически все находящиеся вне партии, которая состоит <только из неимущих классов, из плебса, без знаний, средств, вождей>. Свое предназначение диктатура выполняет методами революционного террора. Не исключено, правда, что в борьбе с врагами революции придется сначала разоблачать и осуждать их происки, использовать против них легальные средства. Однако решающее слово в этой борьбе должно принадлежать гильотине и петле. Он убежден, что воцаряющийся на мгновение (разумеется, историческое мгновение) <деспотизм свободы> силой покончит с деспотизмом королей, а <несколько своевременно отрубленных голов надолго сдержит врагов общества и на целые столетия избавит великую нацию от бедствий нищеты и ужасов войны>. Он надеялся, что посредством насилия, карательных мер революционеры сумеют обезвредить врагов народа, устранить все пороки общества, радикально переустроить страну и добиться торжества справедливости.

Максимилиан Робеспьер (1758-1794) – политический лидер и идеолог якобинского движения. Одних только речей за период с 1789 по 1794 г. он произнес свыше 600.

Социальный идеал Робеспьера: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью, и где человек прямо обменивается произведенными им продуктами с другими равными ему людьми.

Согласно Робеспьеру, три начала должны лежать в фундаменте политического союза.

Первое из них - охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей. Второе - право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей. Третье - верховенство власти народа в государстве. Народ в любой ситуации правомочен сам решать свою судьбу.

Робеспьер высказывает точку зрения, что <конституционный корабль> строится с расчетом на плавание исключительно в <спокойном море>, в атмосфере, где ему не надо идти <навстречу противному ветру>. Цель конституционного правительства - сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься главным образом гражданской свободой, сберегать индивидов от злоупотреблений, допускаемых публичной властью, и т.п.

Совсем другим представляется Робеспьеру правительство революционное. Оно предназначено для того, чтобы действовать в бурных обстоятельствах: когда на море не штиль, а шторм, когда в стране бушует революция. Важно зафиксировать и постоянно иметь а виду понимание Робеспьером самой сути революции. По Робеспьеру, она означает в первую очередь состояние войны в обществе. <Революция - это война свободы против ее врагов>.

Отождествление революции с войной сильно повлияло на характер робеспьеровского видения лагеря <врагов свободы>, а также на трактовку Робеспьером задач и методов борьбы с теми, кого сочтут находящимися в этом лагере. Кто же они? Понятно, что всякого рода заговорщики, нападающие на свободу и пытащиеся ее уничтожить, лица, противящиеся мероприятиям революции.

Обстановка войны диктует, по Робеспьеру, правительству необходимость действовать чрезвычайно активно и - главное - <быть более свободным в своих движениях> - отложить в сторону провозглашенные в Конституции республиканские принципы политической жизни, прав человека, народный суверенитет, которые стесняют правительство, не позволяют ему <быть более свободным в своих движениях>.

Конечно, Робеспьер сознает, чем чревата власть революционного правительства. Посему следуют его успокоительно-обнадеживающие слова о том, что данное правительство избегнет произвола, станет заботиться лишь о благе народа, справедливости и т. п. Залогом служения революционной власти интересам общества, правам человека, свободе будут... <честность>, <чистота>, добродетели тех, кто держит в своих руках бразды государственного управления. Эта иллюзия неслучайна у людей, искренне веривших во всемогущество духовно-волевых начал, разума и нравственности и не способных открыть и осмыслить исторические, экономические, классовые, социокультурные истоки политических противоречий и конфликтов, напряжений и недугов.

Чтобы <честность>, добродетели революционного правительства победили в войне, надо, согласно Робеспьеру дополнить и подкрепить их террором. Именно благодаря террору эти добродетели станут, так думает Робеспьер, по-настоящему всесильными, позволят в конце концов умиротворить и спасти страну, ввести республиканско-конституционные порядки.

Робеспьер, кажется, не замечает, что <деспотичная свобода> есть такой же нонсенс, как <свободолюбивая деспотия>. Вероятно, он идеологически и психологически <закрыт> для восприятия мысли о неминуемости завершения всякой террористической политики смертью свободы и прав человека, уничтожением безвинных людей. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Робеспьером конституционно-республиканский идеал. Робеспьер, правда, уточняет, что террор надобно пускать в ход <при наиболее неотложных нуждах отечества>, но кто их определит.

Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают её беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: