Схема функционирования и принципы создания экономической информационной системы на основе автоматизированного рабочего места

В настоящее время существуют два подхода к построению экономических ИС: позадачный и процессный. Эти подходы отражают различные взгляды на систему управления предприятием, организацией, корпорацией, офисом.

Позадачный подход, исторически появившийся ранее, базируется на функциональной модели управления предприятием, отражающей выполнение сотрудниками своих должностных обязанностей согласно целям и функциям управления. В структуре таких ИС выделяют:

1) функциональную часть, отражающую цели и задачи управления, и

2) обеспечивающую часть, содержащую средства решения задач (см. рис. 1).

Рис. 1. Структура и схема функционирования ИС, ориентированной на процессный подход

В соответствии с данным подходом ИС создается как инструмент, предназначенный для автоматизации функций управления, типовыми среди которых являются прогнозирование, планирование, учет, анализ, регулирование. Для реализации одной функции или ее части создаются функциональные подсистемы, например планирования, учета, финансов, оперативного управления и т.д. Функциональные подсистемы состо­ят из комплексов функциональных задач — например, подсистема административного управления может состоять из следующих комплексов: хозяйственное планирование, управление кадрами и т.д.

Функционирует ИС следующим образом. На вход служб аппарата управления (производственный отдел, финансовый отдел, отдел сбыта и т.д.) поступают данные из внешней среды и от объекта управления, где они проверяются, анализируются, корректируются и в соответствии с целями управления направляются в ИС.

Прямая связь обеспечивает передачу исходных данных вначале в функциональные подсистемы, где решается соответствующая функциональная задача. Результаты решения передаются по каналам прямой связи на объект управления (цехи, склады, службы и т.д.).

Обратная связь, отражающая фактическое состояние объекта управления, вместе с информацией, поступившей из внешней среду, направляется в аппарат управления. Из внешней среды поступает информация о партнёрах, конкурентах, ценах, поставщиках, потребителях готовой продукции и т.д.

При позадачном подходе к управлению экономическая ИС есть не что иное, как множество связанных между собой АРМ, обслуживающих различные уровни управления. Структура сети АРМ отражает в большинстве случаев организационную структуру управления предприятием.

Однако позадачный подход в управлении обладает рядом недостатков, среди которых в первую очередь можно назвать:

1) размытость, а иногда и отсутствие ответственности на различных стадиях производства и реализации продукции за конечный результат управления;

2) сложность увязки всех функций производства управления в единую технологию и т.д.

В настоящее время постепенно развивается новый подход к управлению - процессный подход. Этот подход ориентирует на управление не отдельными структурными подразделениями предприятия, выполняющими свои функциональные обязанности, а сквозными бизнес-процессами. Эти процессы связывают воедино деятельность определённых структурных подразделений, предназначенных для производства конкретного конечного продукта или услуги.

Под бизнес-процессом понимается совокупность действий, выполнение которых позволяет получить конечный результат (товар или услугу). Бизнес-процессы состоят их бизнес-операций, выполняемых с помощью АРМ. Каждый бизнес-процесс характеризуется определённым во времени началом и концом, интерфейсом с другими процессами, последовательностью выполнения бизнес-операций, а также владельцем бизнес-процесса, т.е. лицом, которое имеет ответственность за его выполнение.

Процессный подход к управлению изменяет структуру ИС. Функциональная часть не исчезает, но принимает форму бизнес-процессов, которые поддерживаются, как и прежде, обеспечивающими системами (см. рис. 2).

Рис. 2. Структура и схема функционирования ИС, ориентированной на процессный подход

Прямая и обратная связи, а также входы и выходы остаются прежними. Разница состоит в том, что функциональная часть представляет собой не множество задач, а набор бизнес-процессов. Их автоматизация осуществляется на основе АРМ. При этом к к некоторому бизнес-процессу имеют отношение специалисты различных служб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: