Для решения задачи оценки пригодности менеджера к занятию конретной должности в организации, необходимо четко сформулировать требования к кандидатам, затем диагностировать степень выраженности у каждого конкретного кандидата соответствующих ПВК, и, наконец, сопоставив одно с другим, вынести оценку пригодности. Соответственно можно выделить три больших класса требований к менеджеру: квалификационные, организационные и функциональные*.
1. Квалификационные требования. ПВК выше были рассмотрены на макроуровне, с точки зрения самых общих требований основных сфер деятельности менеджера. По существу в данном случае речь идет о том, каков потенциал менеджера в трех основных областях его деятельности: организации как социальном институте, как сфере межличностных интеракций и как системе совместной предметной деятельности. Реализованный потенциал менеджера выражается, прежде всего, в его квалификации в указанных трех областях.
Диагностика организации должна быть направлена на выяснение двух обстоятельств: каков должен быть стартовый уровень квалификации менеджера и насколько и как быстро должен этот стартовый уровень изменяться. Характер и темпы требуемого изменения квалификации определяются динамикой изменений в организации (организационное развитие, темпы изменения организационных задач, структуры и технологии), а также динамикой карьеры, возможной и допустимой в организации (возможности, условия и характерные для организации темпы продвижения по вертикали, горизонтальных перемещений, усложнения профессиональных задач). В этом смысле организация предстает перед нами как поле возможностей развития кандидата в менеджеры и продолжения основных линий его карьеры в предшествующих организациях.
|
|
Потенциал развития менеджера в общем случае зависит от таких его индивидуальных особенностей, как уровень креативности и интеллекта, мотивация достижений, социальная компетентность и доверие к себе. Обычно в число квалификационных требований включаются так же косвенные показатели квалификации, как уровень профессиональной подготовки (продолжительность и качество обучения), опыт работы, имеющий прямое отношение к должности, стаж работы на управленческих должностях, стаж работы в организации и т. д.
По существу эти требования являются требованиями к стадии карьерного цикла, на которой должен находиться менеджер: в зависимости от должностной позиции и специфики деятельности может требоваться менеджер в начале карьерного цикла (завершение профессиональной подготовки, вхождение в профессию, минимальный практический опыт, минимальная социализация в организации) или в середине карьерного цикла (различные виды повышения квалификации, значительный практический опыт, значительный социальный опыт в связи с достаточно длительным пребыванием в организации или различных организациях, управленческий опыт), или во второй половине карьерного цикла (очень большой практический и социальный опыт).
|
|
На макроуровне анализа управленческой деятельности можно выделить три основных линии карьеры менеджера.
Первая линия карьеры связана с позицией менеджера в организации как социальном институте и собственно управленческими компонентами деятельности: управлением подразделением или организацией в целом. Развитие менеджера в этом плане можно описать как «движение вверх в организации», и проявляется оно, прежде всего в перемещениях в иерархии системы управления. Поведенческие проявления в этом плане определяются, прежде всего, степенью выраженности обеспечивающих их волевых и мотивационных качеств.
Вторая линия карьеры — успех в руководстве людьми (персоналом) как характерном для менеджера способе включения менеджера в структуру интерперсональных отношений в организации. В этом смысле можно говорить об уровне неформального влияния менеджера, о его «движении внутрь организации». Соответственно поведенческие проявления этой линии карьеры обеспечены, прежде всего, сочетанием коммуникативных качеств.
Третья линия карьеры — развитие менеджера как специалиста в некоторой предметной области — характеризует способ и степень его участия в обеспечении решения конкретных профессионально специфичных предметных проблем. Развитие менеджера в этом плане является «движением в профессию» и определяется уровнем интеллектуальных качеств.
Квалификационные требования могут быть связаны не только с карьерным циклом, но и с характером должностной позиции, т.е. с тем, какие элементы управленческого цикла (и области функций менеджера) имеют большее значение и требуют большего объема уже сформированных знаний, умений и навыков.
В этом плане выделяют концептуальную квалификацию (системный анализ проблем организации), методическую управленческую квалификацию (владение технологией управления: техникой принятия решений, планирования и контроля), профессиональную квалификацию (знания в предметной области соответственно характеру деятельности: инженерные, экономические и т.д.), коммуникативную квалификацию (опыт руководства людьми, опыт в сфере межличностных отношений).
2.Организационные требования. Организационные требования определяются, прежде всего, типом и стадией развития организации и соответствующим типу способом включения индивидуума в организационную деятельность. На мезоуровне анализируются особенности организационных требований к менеджеру.
На уровне организационных целей предметом анализа являются миссия, цели, стратегия развития и изменений в организации и в связи с этим — планируемые результаты деятельности, характер и возможность изменения требований к менеджерскому персоналу. По существу такого рода анализ позволяет сформулировать требования к концептуальной работе менеджера.
На уровне организационной структуры предметом анализа являются специализация (степень дифференциации и разделения труда в организации), стандартизация (степень регламентации решения рутинных задач), централизация (степень концентрации власти и прав принятия решений на высших уровнях системы управления) и формализация (уровень документирования процессов управления). Особое внимание уделяется технике руководства, принятой в организации.
На уровне системы контроля оценивается степень контролируемости в организации действий и результатов, быстрая или отставленная обратная связь по отношению к деятельности сотрудников. Чем ниже уровень контроля и выше свобода действий сотрудников, тем выше требования к их лояльности организации.
|
|
На мезоуровне анализируется также организационная культура, т.е. существующие в организации, но неписаные требования к поведению и результативности работы менеджера. Наиболее часто при этом используется метод решеток (Дж. Келли) или приемы культурологического анализа (предпочитаемые в организации темы и характер обсуждения проблем, истории, легенды, мифы, анекдоты, табу, традиции, ритуалы, рутинные правила поведения, символы статуса, содержание и стиль составления документов, нормы дисциплины, квалификационные стандарты и стандарты качества результатов). Наконец, предметом анализа является также производственный климат.
Мезоуровень анализа позволяет описать организационную ситуацию в целом, например уровень рестриктивности — свободы действий, определить тип организации и сформулировать требования к организационному поведению, определяющие успешность включения менеджера в организацию, его «выживания» в организации.
В табл. 3 приведены некоторые из психологических характеристик включения индивидуума в организацию, предложенные К. Турком.
Способ включения отражает особенности организационной структуры и культуры предприятия и является основой для определения требований к стилю руководства персоналом.
Примеры типов организаций: инструменталистская — фирма по торговле недвижимостью (основной персонал — агенты, работающие на условиях комиссионной оплаты, часто — совместители), бюрократическая — муниципальные организации, бывшие государственные предприятия, обюрократизировавшиеся крупные коммерческие структуры, профессионалистская — юридическая фирма, организационно-политическая — фирма, в которой работа с персоналом основана на привлечении сотрудников к принятию решений и «участии».
Таблица 3
|
|
Типы включения индивидуума в организацию
Тип включения | ||||
Инструментальный | Бюрокра- тический | Профессио-аналитичес-кий | Организац.-политический | |
1. Объекты ориентировки | Позитивные и негативные санкции (зарплата, время) | Потребности организации, поведение | Профессиональный стандарт, профессиональный «этос» | Организационные цели и ценности |
2. Критерии успеха | Степень повышения денежного вознаграждения и стабильность | Удовлетворение функциональных интересов и ценностей | Профессиональное совершенствование и успехи | Осуществление организационных целей |
3. Аффек-тив. связь с организацией | От нейтральной до негативной | Позитивная | От нейтральной до позитивной | Позитивная |
4. Временная перспектива | Короткая | Короткая | Длительная | Длительная |
5. Нормативный контроль поведения | Через правила санкции | Через лояльность организации | Через коллег по профессии (носителей норм и контролеров) | Через интернационализацию руководящих идей |
6. Основа авторитета | Право на применение санкций | Должностная позиция | Быть экспертом | Идентификация или харизма |
7. Средства влияния | Вторичные санкции, связанные с поведением на работе | Титул, карьера, формальное одобрение, дисциплина | Разрешение на свободу действий | Признание заслуг и индивидуальная оценка достижения целей |
3. Функциональные требования. Эти требования выделяются на микроуровне анализа управленческой деятельности (уровень конкретной должностной позиции) и содержат описание ключевых задач, функций и соответствующих им черт поведения и личности как требований к менеджеру. Описание функций менеджера показывает, как менеджер включается в управленческий цикл организации.
Анализ деятельности при этом проводится в последовательности: ключевые цели — задачи — функции — черты поведения — лежащие в их основе личностные особенности менеджера. Поскольку даже в организации средней величины существует большое разнообразие должностных позиций, перед началом анализа необходимо построить таксономию позиций, т.е. разделить их на однородные с точки зрения характера деятельности группы.
Классификация позиций строится по двум основаниям:
— исходя из уровня организационных целей и задач, соответствующих определенной должностной позиции,
— с учетом предметного содержания деятельности менеджера.
Традиционно выделяются три целевых уровня: высшее звено управления (уровень стратегических целей организации), среднее звено (цели тактического характера), низшее звено (исполнительские цели).
С точки зрения предметного содержания выделяются группы позиций, связанных преимущественно с управлением научно-техническими разработками, производством, маркетингом, рекламой и сбытом, финансами, персоналом, а также штабные и линейные.
Литература
Бабаеба Л., Чиринова А. Труд бизнесмена. Что это такое? // Человек и труд. — 1995. — №3.
Вейл П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен — М., 1993.
Вудвок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. — М., 1991.
Гвишиани Д.М. Организация управления. — М., 1972.
Генов Филипп. Психология управления. – М.: Прогресс, 1982. – 424 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М., 1994.
Зудина Л.Н. Организация управленческого труда. — М., 1997.
Искусство менеджера. // Под ред. Г.В. Ангелова. – К.-Одесса: СМИЛ, 2001.
Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. — М., 1997.
Лозовский Л.Ш. и др. Универсальный бизнес. — М, 1997.
Лэнд П. Менеджмент — искусство управлять. — М., 1995.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1997.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М., 1992.
Минцберг Г. Природа управленческого труда. – 1973.
Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1970.
Пригожий А. Эффект организации // Человек и труд. — 1995. — № 3.
Психология менеджмента: Учебник / Под. ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.
Санников А.И. Психологические особенности управленческой деятельности // Слонь Л.И., Пеструев Н.А. и др. Культура управленческих отношений. – Одесса, 2001.
Санникова О.П. Феноменология личности. – Одесса: СМИЛ, 2003.
Санникова О.П. Эмоциональность в структуре личности. – Киев–Одесса: Хорс, 1995.
Словарь-справочник менеджера / под ред. М. Г. Лакусты. — М., 1996.
Ткаченко А.М. и др. Культура управления: теория и практика. – Одесса, 1998.
Туленков Н.В. Введение в теорию и практику менеджмента. Учебное пособие. – Киев: МАУП, 1998.
Фалмер Р. М. Энциклопедия современного управления. Т. 5. — М.. 1992.
Филиппов А.В. Методология психологического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. – М.: Наука, 1981.
Шрамченко Т.Б. Управленческий труд и менеджеры // Российский экономический журнал. — 1995. — № 10.
Brengelman J.C. Personliche Effektivitat, Stress und Lebensqualitat. Innsbruck, 1987.
* Психология менеджмента: Учебник / Под. ред. проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000 (фрагмент – прим. ред).