К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений:
· Почему?
· Как доказать?
· Чем объяснить?
· Вследствие чего?
· В каком случае?
· Каким образом?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку «5»; 6 вопросов – «4».
Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.
Урок «Шляпочные грибы»
- Каким образом используются шляпочные грибы?
- Почему грибы используют в пищу?
- Почему нужно хорошо знать ядовитые грибы
- Чем объяснить, что отравление ядовитыми грибами приводит к смерти?
- Каким образом можно отравиться съедобными грибами?
- Почему нельзя собирать незнакомые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы-двойники?
Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
Деловая игра «точка зрения»
Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противодорствующих лагерей. ученых разных эпох… До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами. Во время игры:
1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивают: кто был логичнее? кто более убедительней эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре.
Урок «Значение грибов» - класс разбит на две группы. Первая группа доказывает пользу грибов; вторая доказывает – вред грибов.
Игра «Крестики – нолики»
Игра представляет собой викторину из 9 вопросов. Но в отличие от обычных викторин (вопрос-ответ), игра “Крестики-нолики” организуется так, что участники могут прийти к правильному ответу с помощью логических подсказок. Игра командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. При этом делать это необходимо быстро, всего за 30 секунд. Такая форма игры одинаково подходит и старшеклассникам и ученикам средней школы.