Особенности студента первокурсника

1. Студент находится в состоянии «эйфории», характеризующемся высоким уровнем самоуважения в связи с поступлением в ВУЗ. Вследствие этого профессиональный выбор осознается студентами недостаточно точно и полно.

2. У студента – первокурсника наблюдается высокий показатель организации учебной деятельности по аналогии с обучением в школе. Это проявляется следующим образом:

ü Студенческая учебная деятельность, в ходе которой решаются образовательные задачи, начинается с использования старого, способа организации учебной деятельности, проверенного школой;

ü «Старый» способ обучения используется механически, так как реальная ситуация поступления еще не является руководством к тому чтобы сменить стиль учебной деятельности;

ü Как следствие описанных выше факторов, в первый год обучения наблюдается невысокая успеваемость.

3. В конце первого семестра или первого учебного года, как правило, происходит осознание, что школьная форма организации учебной деятельности непродуктивна и необходимо принять новую социальную роль – стать студентом. В ходе самоопределения могут возникнуть затруднения из-за отсутствия реальных представлений о жизни и деятельности студенчества. Для определения своего стиля образовательной деятельности студент общается с одногруппниками, студентами старших курсов, усваивает требования преподавателей.

Одной из наиболее важных проблем обучения в ВУЗе является адаптация студента не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды.

Процесс адаптации чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий.

На процесс адаптации к новой учебной среде влияет ряд факторов:

ü Индивидуальные характеристики. К ним относятся черты личности или характера человека, которые могут влиять на адаптацию. К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций и ряд других;

ü Ситуативные характеристики. К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) - приспособление индивида к новым условиям среды с затратой определенных сил, влияние самого субъекта на среду, взаимное приспособление индивида и среды.

Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса человека требованиям новой социальной ситуации.

Говоря об адаптации к ВУЗу, необходимо отметить, что перестройка идет как минимум в 3-х направлениях.

ü Адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни, нормам и правилам УдГУ);

ü Адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил и традиций);


ü Адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств).

Студент, который сложно адаптируется к новым условиям обучения в ВУЗе, как правило, часто испытывает отрицательные эмоции, переживает чувство одиночества, замкнут, разочаровывается в выбранной профессии, критичен по отношению к возникающим ситуациям, мало взаимодействует с одногруппниками.

Таким образом, задача куратора учебной группы, создать такие условия, в которых каждый первокурсник сможет найти себя и определить свой стиль учебной деятельности.


«Я и ТЫ - МЫ в ВУЗе»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: