Цель: развитие навыков социальной перцепции (восприятия).
Психологический смысл: упражнение «Зубы дареного коня» предоставляет участникам две важные возможности: во-первых, испытать себя в качестве «душеведа», способного к эмпатии, и, во-вторых, получить информацию о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьми (ожидания).
Время: 15-20 минут.
Ход упражнения: необходимо разбиться на подгруппы из 6 человек и каждой группе образовать свой круг. Каждый член подгруппы получает номер от одного до шести.
Ведущий предлагает пофантазировать и представить, что сегодня у всех праздник, у всех – день рождения: «Такой день всегда важен. Он символизирует определенный рубеж, по прохождении которого человек может что-то изменить в своей жизни и в себе. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые действительно помогут человеку измениться, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него. Сделать хороший подарок очень непросто. Кто из нас не ломал голову, что подарить близкому человеку в такой день? Кто из нас не бегал по магазинам в поисках «чего-нибудь такого...»? Сегодня не надо ничего искать в магазинах. Тем более, что скорее всего там не найти того, что в самом деле нужно. Помните, вы ничем не ограничены. Дарить можно все, что угодно: от картины кисти великого Леонардо до конкретных личностных качеств; от виллы на Багамских островах до тысячелетнего манускрипта, хранящего мудрость древних волшебников; от засохшего прошлогоднего одуванчика до вечной жизни. Не спешите с выбором подарка.
|
|
В данную минуту именинниками являются первые номера. Внимательно посмотрите на этого человека. Подумайте о том, какой жизненный опыт у этого человека? Что он познал и понял в своей жизни? Что он ценит больше всего на свете? Кого он любит? О чем он мечтает? Попробуйте понять, что же ему очень и очень нужно? Что он хотел бы получить в дар от вас? Сейчас вы волшебники, и вы способны дать этому человеку то, что он хочет...
А теперь внимание, именинники! В обычный день рождения любые подарки принимаются без критики – независимо от того, понравились они или нет. В народе говорят: «Дареному коню в зубы не смотрят». Но сегодня – особый случай. Постарайтесь присмотреться к «зубам дареного коня», прислушаться к себе, оценить нужность каждого подарка для вас и честно сказать дарящему, насколько он «попал в точку» со своим подарком. Четко аргументируйте свое мнение. Если вы не хотите принимать преподнесенный вам дар, объясните, стараясь не обижать дарящего, почему вы это делаете. Давайте ответ сразу каждому из своих товарищей.
|
|
Дарители! Не нужно спорить с именинником, даже если вы категорически с ним не согласны и убеждены, что без вашего подарка он просто погибнет тут же на месте. Сегодня у каждого из вас будет день рождения, и каждый не только сделает пять подарков, но и получит тоже пять.
После того, как первый номер оценит все подарки, именинником становится второй номер и так далее. Пожалуйста, приступайте! С днем рождения!»
Вопросы для обсуждения с группой: Когда каждый из участников в подгруппе получит свои пять подарков, ведущий просит всех собраться в общий круг для групповой рефлексии. Интересно обсудить следующие вопросы:
· Кому из участников удалось подобрать такие подарки, которые были с благодарностью приняты всеми «именинниками»?
· За счет чего это произошло?
· Какого типа были подарки?
· Какие из них оказались самыми удачными?
· Каков самый оригинальный подарок?
· Обнаружились ли «именинники», принявшие все подарки без исключения?
· Если да, то не является ли причиной их «всеядности» нежелание обидеть дарителей?
· Все ли сумели быть искренними?
· Какие подарки оказались отвергнутыми и почему?
· Насколько трудным было отказываться от подарков?
· Есть ли такие «именинники», кто не принял ни одного подарка? Почему?
· Что вы чувствовали, когда ваши дары отвергались?