Элвис выпустил из бутылки джинна, которого единодушно осудили фундаменталистские проповедники, крестоносцы морали и возмущенные родители по всем Соединенным Штатам и за их пределами. Моралисты сочли рок-н-ролл персонификацией антихриста, вызванного из небытия, чтобы овладеть невинными душами молодых белых подростков и осквернить их. Его называли «музыкой джунглей», ревом негритянского демона. Они были искренне напуганы тем, что это предвещало.
Элвис, неизменно очаровательный, учтивый и почтительный, всегда отрицал свои якобы провокационные намерения. Джерри Ли Льюис и Литтл Ричард вне сцены поступали аналогично, играя роль почтительных юношей юга, но на подмостках они были монстрами рока. Литтл Ричард разбивал пианино в щепки, затем поворачивался к раскрывшим рот рабочим сцены и мило говорил: «Это Литтл Ричард, такой хороший мальчик».
«КОНЮШНЯ» «ТНЕ SUN»
Осенью и зимой 1954—1955 годов, когда по всем Штатам, как лесной пожар, распространилась слава Элвиса, раздуваемая его электризующими появлениями на национальном телевидении, голодные молодые претенденты устроили паломничество в Мемфис на прослушивание к Сэму Филлипсу. Среди первых успешных соискателейбыли исполнители, авторы песен в стиле кантри и будущие знаменитости Джони Кэш и Чарли Рич, честолюбивый Рой Орбисон (чья слава поп-звезды расцвела только в 60-х) и сонм подлинных мятежников рокэбилли, включая Билли Ли Райли, Сонни Бургеса и Рея Кэмпи. Из всех желающих славы можно было бы составить внушительный список.
|
|
Но из этого списка только кантри-рокеры Карл Перкинс и Джерри Ли Льюис оказали существенное воздействие на развитие рок-музыки.
Карл Перкинс (1932—1998) заслужил свое место в Зале славы рока, написав классический гимн «BlueSuedeShoes» («Голубые замшевые туфли»), который Элвис, значительно улучшив, записал на «RCA». Перкинс написал еще полдюжины стандартов рок-н-ролла и играл на гитаре, но его голос звучал абсолютно в стиле кантри, и он был исключен из гонки за славой в 1956 году после ужасающей автокатастрофы.
Джерри Ли Льюис («Фантастическая комета») родился в 1939 году — очень заметная фигура в мире рока. Легенда гласит, что он собрал и продал все куриные яйца, которые смог найти в курятнике на ферме у отца, располагавшейся в штате Луизиана, чтобы купить билет в Мемфис. В Мемфисе он ночевал на пороге дома Сэма Фил-липса, пока тот его не прослушал. Но его репертуар из блюзов, кантри и госпела не произвел впечатления на Сэма, и он был отослан с рекомендацией «изучить рок-н-ролл». Через три недели Льюис вернулся, исполненный уверенности, что теперьего пампинг[13], которым он «накачивал» свое фортепьяно в безумном стиле буги-вуги, издавая вопли, как проповедник-возрожденец, будет иметь успех.
|
|
Своими первыми синглами, записанными в студии «Sun», «WholeLottaShakin' Goin' On» («Вся орава трясется в шейке») и «GreatBallsOfFire» («Большие огненные шары) (оба в 1957 г.), Льюис вселял страх перед Богом в любого человека старше 30 лет. Сам он тоже был богобоязненным провинциальным юношей, и его мучила совесть за то, что он исполнял «дьявольскую музыку». Это противоречие придавало ранним записям Льюиса напряженность и интенсивность, которые его подростковая аудитория с эмоциональным смятением юности была не способна выразить сама, но могла понять и отреагировать.
Льюис был настоящим «дикарем рока», своим парнем, ярким, привлекательным, бешеным, бесшабашным; он заставлял своих поклонников раскачиваться в едином порыве, отбрасывал стул перед пианино, размахивал стойкой микрофона над головой и колотил по клавишам инструмента пятками. В середине 1958 года его выходкам пришел конец. Стало известно, что он женился на своей 13-летней кузине. Негодующие поборники морали спешно выслали Льюиса из Англии. Так прервалось его первое турне по этой стране. А впоследствии ему было отказано в больших турнеи выступлениях по телевидению и радио дома, в США. Убийца, как позже его стали называть за необузданный характер, упрямо отказывался жить спокойно и коротал время, работая в жестком режиме одного концерта на ярмарочных площадях и в маленьких клубах, разъезжая по южным штатам, пока в конце 60-х вновь не прорвался на большую сцену как исполнитель музыки в стиле кантри. Теперь его чтят как непременный «атрибут культуры» (хотя ему, вероятно, это определение не понравилось бы).