Может быть, это слишком широкое обобщение, но есть доля истины в том, что рок середины 50-х считался порождением культуры Юга, в то время как поп-музыка стала, его слабым, менее шумным эхом на Севере. Рок был воплем мятежной южной белой швали (как они сами себя называли) и их угнетенных черных соседей, тогда как поп-музыка — вежливым, лакированным голосом северной индустрии развлечений. Конечно, на практике американская молодежь и исполнители, которые стали ее идолами, не признавали таких четких рамок, но когда категории «рок» и «поп» определились более явно, поп-музыка считалась не такой безрассудно острой и имела более широкую коммерческую привлекательность. Это определение можно считать истинным и сегодня.
Одна из причин разграничения была в том, что национальное радио, телевидение и основныекомпании звукозаписи были сосредоточены в основном в северных городах, и они стремились не оскорбить свою, в значительной степени белую, аудиторию. «Расовые записи» были вытеснены на специальные станции и на отдельные независимые фирмы, а кантри-музыка (или хиллибилли, как ее называли) сосредоточилась в Нэшвилле, и считалось, что она не может пересечь границу линии Мейсон — Диксон. Но как только записи Элвиса превратились в национальные хиты с миллионными продажами, рок-н-ролл больше не считался региональным явлением и от него нельзя было с легкостью отделаться, как от новой танцевальной моды преуспевающего Билла Хейли. Тогда национальные средства масс-медиа и основные компании звукозаписи быстро прибрали к рукам и начали эксплуатировать эту новую подростковую моду, как они расценивали рок-н-ролл, штампуя бледные имитации Элвиса, чтобы сорвать куш до того, как что-то более стоящее придет этой моде на смену.
|
|
Итак, прежде, чем большинство американских подростков получало шанс услышать действительно хорошее произведение, их пичкали разбавленными версиями Литтла Ричарда, мелодиями Фэтса Домино и изобилием слащавых баллад белыхпоп-певцов, таких, как Пэт Бун, Фабиан и Фрэнки Авалон.
Несмотря на все усилия индустрии развлечений поманипуляции общественным вкусом, некоторые белые поп-певцы, такие, как Дион Ди Муччи, братья Эверли и Нил Седака, существенно повлияли на следующие поколения, потому что они не подражали кому-то, а по-настоящему вдохновенно искали свою музу. Седака был удачливым автором множества песен, склонный к сочинению прелестных подростковых баллад («Oh!Сагоl!», «Нарру Birthday, SweetSixteen» и «BreakingUpIsHardToDo» — «Трудно порвать со своей девушкой»), братья Эверли 25 раз поднимались на вершину из 40 поп-хитов со своим четырехголосным кантри-поп, а Дион создал для тинейджеров полдюжины нестареющих гимнов (включая «TeenagerInLove» и «RunaroundSue») после того, как отточил свой стиль пения на улицах Бронкса с вокальным квартетом Belmonts, который работал в классическом стиле белых — ду -воп (doo-wop), речь о котором пойдет чуть позже.
|
|
Рок-н-ролл мог бы перекрыть поток музыкальных поделок и выдержать шквал атак добропорядочных граждан, если бы не череда бедствий, случившихся в 1960 году. Вмешалась сама судьба и сделала то, что оказалось не под силу средствам массовой информации, звукозаписывающим компаниям и морализирующему большинству, — она отняла у рока его творческий дух. Это был год, когда Эдди Кокрэн погиб в автомобильной катастрофе, а Элвис, вернувшись из армии, стал тенью себя прежнего, тиражируя посредственные голливудские мюзиклы и слабые поп-записи. К этим событиям добавились другие непоправимые потери: умер Бадди Холли, Литтл Ричард сменил рок на религию, Джерри Ли Льюис бежал из города ради женитьбы насвоей 13-летней кузине, Чак Берри попал в тюрьму на два года по обвинению в преступлении против морали, а Карл Перкинс слег в больницу. И в довершение ко всему музыкальный бизнес был обвинен в подкупе, в практике платежа диджеям, чтобы они проигрывали записи, которые иначе не пустили бы в эфир.
И все же рок-н-ролл вернулся через несколько лет, возрожденный и заново открытый новым поколением, для которого Элвис и Джерри Ли казались историческими фигурами; но он был уже другим. И в этом, конечно, часть его обаяния.