Если Рея Чарлза и Сэма Кука можно считать отцами-основателями соула, то Джеймс Браун совершенно оправданно называл себя «братом соула номер один». Более 40 лет он пел соул, у него было свыше ста синглов-хитов, и он по праву мог считаться олицетворением соула. Браун вырос в Джорджии, в том же штате, что и Литтл Ричард, и черпал вдохновение из чистого источника, поскольку пел госпел в квартете на юге штата. Влияние госпела сильнее всего чувствуется в его ранних записях, где всего в одной фразе он поднимается от хриплого, возбужденного шепота к мучительным вскрикам. Он хранил верность госпелу, включая характерную форму «вопрос-ответ», исполняя роль проповедника, даже после того, как в середине 50-х начали появляться его хиты, а его группа духовых заставила Брауна спуститься с небес на землю и играть фанк[23] — ритмический лиричный рок. Ясно, что из Библии он больше не проповедовал.
В то время как его современники старались соединить в музыке госпел и R&B, Браун на четыре десятилетия вперед заложил основы негритянской поп-музыки, сделав центром записи не мелодию, а мышечный ритм. Он мог заставить танцора двигать теми частями тела, о подвижности которых тот и не подозревал! С этого момента ударные (ритм-группа) перестали быть только фоном для певца, но принимали участие в создании мелодии наряду с другими инструментами. А в центре был сам певец, обольстительный и дерзкий, создающий миф о себе в названии своих песен — «SayItLoud, I'mBlackAndI'mProud» («Скажи во весь голос: я черен и горд!»), «(Callme) Superbad» и в той, которая, как оказалось, стала прототипом для всего фанк-движения, «(GetUpIFeelLikeBeingA) SexMachine».
|
|
Десять лет — с 1965 по 1975 год — Браун доминировал в танцевальной музыке, записав серию дисков, ставших классическими, включая «Papa'sGotABrandNewBag», «I GotYou (IFeelGood)» и, конечно, титулованный «ColdSweat».
Через 30 лет после своего первого хита с миллионом продаж «Please, Please, Please» (1956) Джеймс Браун считался единственным музыкантом, оказавшим наиболее сильное влияние на музыку диско, а 20 лет спустя он стал одним из первых исполнителей, чьи записи использовали в качестве основы молодые музыканты стиля техно, которые обратились к нему, чтобы «одушевить» свою бесстрастную, механическую танцевальную музыку.
Любой, кто сомневается в силе его воздействия на музыку 90-х годов, должен послушать Мадонну, Принса, PublicEnemyи любого ведущего программы компакт-дисков хип-хопа[24], чтобы понять, что Джеймс Браун — больше чем крестный отец соула. Он — непременный атрибут культуры.
«STAX»
Если вам нужно доказательство значимости жесткой, возбуждающей ритм-группы, посмотрите на полки с компакт-дисками и найдите «Stax».
|
|
«Stax» была больше чем компания звукозаписи, эта была фабрика соул, работавшая в переоборудованном кинотеатре на Ист-Маклемор-авеню в Мемфисе. Ее главой и владельцем был большой поклонник соула Джим Стюарт, но, так сказать, «смазкой для шестеренок» и «топливом для печи» была группа BookerТandtheMG's (MG— сокращение от «MemphisGroup»), объединявшая белых и черных музыкантов. MG'sиграли вместе с несравненным составом медных духовых, известным как «MemphisHorns».Вместе они обеспечили исполнителями «Stax», таким, как Артур Конли, Сэм и Дэйв, Отис Реддинг и Эдди Флойд, мгновенную узнаваемость звучания, что позволяло поклонникам хранить верность марке студии, потому что они могли быть уверены в отличном качестве танцевальной музыки, записанной на пластинках со знакомым черно-желтым ярлыком. К концу 60-х MG'sстали выступать самостоятельно и записали хиты с легкой инструментовкой: «GreenOnions», «TimeIsTight» и «SoulLimbo», которые позже обрели вторую жизнь как музыкальные темы для телевидения и радио.
В середине 70-х фирма окончательно закрыла производство, но ее старый каталог все еще встречается на полках музыкальных магазинов по всему миру.