После Джеймса Брауна вторым по популярности среди исполнителей соула был Отис Реддинг.
Но после появления на поп-фестивале в Монтерее за несколько месяцев до гибели в авиационной катастрофе он неожиданно стал идолом хиппи. Несвоевременная смерть Реддинга сделала его имя легендарным для рока, хотя почти все успешные записи певца ограничиваются кратким списком R&Bс небольшим уклоном в поп-музыку — «(Sittin' OnThe) DockOfTheВау», хитом номер один начала 1968 года, разошедшимся после смерти Реддинга миллионным тиражом.
Его вокальный диапазон и глубокая выразительность были внушительны, и вполне возможно, что он мог бы предпринять попытку расширить диапазон от романтических баллад до трескучего веселого стомпа[25].
Он оставил небольшое, но бесценное наследство нестареющих записей, которые стали основой для дальнейших разработок студии «Stax», включая написанные им «Мг. Pitiful», «That'sHowStrongMyLoveIs» и «Respect» (еще больший блеск этому хиту придала Арета Фрэнклин).
«ТАМ LAMOTOWN»
Название «Motown» происходит от домашней студии в Детройте («TheMotorCity»). Студия была создана в 1960 году 31-летним автором песен и энергичным бизнесменом Берри Горди. Он финансировал первые записи группы из авторских гонораров, которые получил за хиты, написанные им для Джеки Уилсона и Баррет Стронг. Горди был возмущен, что Уилсона записали с приторно-сладким звучанием струнных, несмотря на возражения Горди. Это привело к тому, что Горди вознамерился полностью контролировать весь процесс создания песен.
|
|
Он был практичным бизнесменом, но у него было инстинктивное чутье на подлинный талант и одержимость желанием достойно представить исполнителя публике, чтобы он засверкал, как хорошо ограненный алмаз. Он нанимал лучших текстовиков, аранжировщиков, продюсеров звукозаписи, инженеров и музыкантов и предоставлял им все условия для создания легко узнаваемого фирменного звука.
Исполнителей обучали манерам, актерскому мастерству, хореографии, намереваясь не столь выдающихся певцов сделать фактически взаимозаменяемыми, а в худшем случае превратить их в почти анонимную продукцию фабрики, производящей хиты.
Но несмотря на строгий режим и стереотипное производство, студия сделала несколько первоклассных танцевальных записей той эпохи и создала более дюжины «фирменных» исполнителей, среди которых Дайана Росс и TheSupremes, Смоки Робинсон и TheMiracles, TheFourTops, TheTemptations, Марвин Гей и Стиви Уандер по прозвищу Малыш. Между 1961 и 1971 годами 110 хитов первой десятки сошли с конвейра «Motown», подобно блестящим «Кадиллакам», на расположенных по соседству автомобильных заводах. Каждая запись была отмечена легко узнаваемым звуком «Motown», приятным и утонченным, где вокал был скорее составным, чем центральным элементом. Певцы казались чем-то вторичным по отношению к самому большому биту на блоке, с ведущим вокалистом и бэк-вокалом, часто сливающимися в один неразделимый голос, к тому же сглаженный многократным искусственным эхом. Это, возможно, был стереотип, но он имел успех. «Motown» делала преимущественно танцевальную музыку.
|
|
Золотая эра «Motown» закончилась в 1971 году, когда Горди перевел компанию в Лос-Анджелес. Хотя еще в 80-х он продолжил записывать хиты с TheJacksonFive, Лайонелом Ричи, TheCommodoresи BoyzII Men, но студия уже была продана большому картелю развлечений, хотя в собраниях самых популярных компакт-дисков ее имя все еще встречается.
«ATLANTIC»
Третей из большой тройки «конюшен соул» была студия звукозаписи, которой управляли также большие поклонники соул, Ахмет и Незахи Эртеджан. Сыновья турецкого посла в США, получившие хорошее воспитание и образование, к тому же и толковые бизнесмены, братья основали в 1947 году маленькую независимую студию «AtlanticRecords», чтобы выпускать К&В-записи Рея Чарлза, Джо Тернера, Лаверна Бейкера и других популярных исполнителей. В 50-х годах студия быстро стала ведущей фирмой R&B. Когда R&Bвошел в соул, они приняли это с не меньшим энтузиазмом и выпускали песни исполнителей уровня Ареты Фрэнклин и Уилсона Пикета. По соглашению с фирмой «Stax» список исполнителей пополнился именами Отиса Реддинга, Соломона Берка и Перси Следжа.
Как и ее конкуренты, «Stax» и «Motown», «Atlantic» была больше, чем студия. Ахмет и Незахи практически стали наставниками многих известных исполнителей соула, воодушевляя их на создание индивидуального образа и обеспечивая средствами, чтобы они могли реализовать свой талант.
Другим большим преимуществом студии «Atlantic» была ее техническая команда (состоявшая из продюсера и надежного товарища Джерри Векслера, аранжировщика Джесси Стоуна и инженера Тома Доуда), создававшая чистый, энергичный звук, который стал торговой маркой фирмы.
Векслер так определил девиз фирмы: не навязывать заранее выбранный звук или стиль своим исполнителям. Но в то же время братья Эртеджанпоощряли продюсера, аранжировщика и инженеров использовать свои знания и любовь к музыке, чтобы помочь исполнителям найти свой уникальный голос.
В 1968 году «Atlantic» была продана «WarnerCommunications)), став частью «WEA».Незахи умер в 1989 году.