Отис Реддинг (1941-1967)

После Джеймса Брауна вторым по популярнос­ти среди исполнителей соула был Отис Реддинг.

Но после появления на поп-фестивале в Монтерее за несколько месяцев до гибели в авиационной ка­тастрофе он неожиданно стал идолом хиппи. Не­своевременная смерть Реддинга сделала его имя ле­гендарным для рока, хотя почти все успешные за­писи певца ограничиваются кратким списком R&Bс небольшим уклоном в поп-музыку — «(Sittin' OnThe) DockOfTheВау», хитом номер один начала 1968 года, разошедшимся после смерти Реддинга миллионным тиражом.

Его вокальный диапазон и глубокая вырази­тельность были внушительны, и вполне возмож­но, что он мог бы предпринять попытку расши­рить диапазон от романтических баллад до трес­кучего веселого стомпа[25].

Он оставил небольшое, но бесценное наслед­ство нестареющих записей, которые стали осно­вой для дальнейших разработок студии «Stax», включая написанные им «Мг. Pitiful», «That'sHowStrongMyLoveIs» и «Respect» (еще боль­ший блеск этому хиту придала Арета Фрэнк­лин).

«ТАМ LAMOTOWN»

Название «Motown» происходит от домашней студии в Детройте («TheMotorCity»). Студия была создана в 1960 году 31-летним автором песен и энергичным бизнесменом Берри Горди. Он фи­нансировал первые записи группы из авторских гонораров, которые получил за хиты, написанные им для Джеки Уилсона и Баррет Стронг. Горди был возмущен, что Уилсона записали с приторно-сладким звучанием струнных, несмотря на возра­жения Горди. Это привело к тому, что Горди воз­намерился полностью контролировать весь про­цесс создания песен.

Он был практичным бизнесменом, но у него было инстинктивное чутье на подлинный талант и одержимость желанием достойно представить исполнителя публике, чтобы он засверкал, как хорошо ограненный алмаз. Он нанимал лучших текстовиков, аранжировщиков, продюсеров зву­козаписи, инженеров и музыкантов и предостав­лял им все условия для создания легко узнаваемо­го фирменного звука.

Исполнителей обучали манерам, актерскому мастерству, хореографии, намереваясь не столь выдающихся певцов сделать фактически взаимо­заменяемыми, а в худшем случае превратить их в почти анонимную продукцию фабрики, произво­дящей хиты.

Но несмотря на строгий режим и стереотипное производство, студия сделала несколько первокласс­ных танцевальных записей той эпохи и создала бо­лее дюжины «фирменных» исполнителей, среди ко­торых Дайана Росс и TheSupremes, Смоки Робин­сон и TheMiracles, TheFourTops, TheTemptations, Марвин Гей и Стиви Уандер по прозвищу Малыш. Между 1961 и 1971 годами 110 хитов первой десятки сошли с конвейра «Motown», подобно блестящим «Кадиллакам», на расположенных по соседству ав­томобильных заводах. Каждая запись была отме­чена легко узнаваемым звуком «Motown», прият­ным и утонченным, где вокал был скорее состав­ным, чем центральным элементом. Певцы казались чем-то вторичным по отношению к самому боль­шому биту на блоке, с ведущим вокалистом и бэк-вокалом, часто сливающимися в один нераздели­мый голос, к тому же сглаженный многократным искусственным эхом. Это, возможно, был стерео­тип, но он имел успех. «Motown» делала преиму­щественно танцевальную музыку.

Золотая эра «Motown» закончилась в 1971 году, когда Горди перевел компанию в Лос-Анджелес. Хотя еще в 80-х он продолжил записывать хиты с TheJacksonFive, Лайонелом Ричи, TheCom­modoresи BoyzII Men, но студия уже была прода­на большому картелю развлечений, хотя в собра­ниях самых популярных компакт-дисков ее имя все еще встречается.

«ATLANTIC»

Третей из большой тройки «конюшен соул» была студия звукозаписи, которой управляли так­же большие поклонники соул, Ахмет и Незахи Эртеджан. Сыновья турецкого посла в США, по­лучившие хорошее воспитание и образование, к тому же и толковые бизнесмены, братья основали в 1947 году маленькую независимую студию «AtlanticRecords», чтобы выпускать К&В-записи Рея Чарлза, Джо Тернера, Лаверна Бейкера и дру­гих популярных исполнителей. В 50-х годах сту­дия быстро стала ведущей фирмой R&B. Когда R&Bвошел в соул, они приняли это с не меньшим энтузиазмом и выпускали песни исполнителей уровня Ареты Фрэнклин и Уилсона Пикета. По соглашению с фирмой «Stax» список исполните­лей пополнился именами Отиса Реддинга, Соло­мона Берка и Перси Следжа.

Как и ее конкуренты, «Stax» и «Motown», «Atlantic» была больше, чем студия. Ахмет и Не­захи практически стали наставниками многих из­вестных исполнителей соула, воодушевляя их на создание индивидуального образа и обеспечивая средствами, чтобы они могли реализовать свой талант.

Другим большим преимуществом студии «Atlantic» была ее техническая команда (состояв­шая из продюсера и надежного товарища Джер­ри Векслера, аранжировщика Джесси Стоуна и инженера Тома Доуда), создававшая чистый, энергичный звук, который стал торговой маркой фирмы.

Векслер так определил девиз фирмы: не навя­зывать заранее выбранный звук или стиль своим исполнителям. Но в то же время братья Эртеджанпоощряли продюсера, аранжировщика и инжене­ров использовать свои знания и любовь к музыке, чтобы помочь исполнителям найти свой уникаль­ный голос.

В 1968 году «Atlantic» была продана «WarnerCommunications)), став частью «WEA».Незахи умер в 1989 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: