Легенда гласит, что однажды вечером, на первом выступлении группы Whoв лондонском клубе «Марки», ведущий гитарист и автор песен Пит Тауншенд, войдя в раж, случайно сломал гриф своей гитары о низкий потолок клуба. А барабанщик Кит Мун, один из подлинных «безумцев рока», решил, что Пит сделал это намеренно, и с ликованием присоединился к погрому, круша свою ударную установку. Это была кульминация в студенческой поре знаменитой группы.
В 60-х музыкальные критики больше писали о Whoкак о разрушителях и драчунах, а не как об исполнителях, чья музыка не уступала Beatlesи RollingStonesпо исторической значимости и по влиянию на других музыкантов.
В то время как RollingStonesи Beatlesочаровывали высшее общество и британский истеблишмент своими претензиями на поп-арт, Whoс вожделением подглядывали за ними, пялились на чужой праздник, прижимая носы к окнам, подобно нищим уличным мальчишкам из книг Диккенса. Если бы их пригласили на вечеринку, они снесли бы с пьедестала и Beatles, и RollingStones, потому что Whoбыли не только воинственными, они были громкими.
|
|
Whoначинали как группа из среды рабочего класса, чей лозунг «Максимум R&B» и синглы «I Can'tExplain», «Anyway, Anyhow, Anywhere» и «Му Generation» («Мое поколение))) завоевали законное признание у модов[30]; но в 1966 году появились хиппи, и моды сразу стали анахронизмом. Тогда Whoупростили звук и приглушили громкость, чтобы не беспокоить пребывающих в наркотическом трансе «детей-цветов», жестоко страдавших от мерзостей мира, в котором им приходится жить.
И хотя группа не собиралась совсем ослаблять свой мощный звук, следуя за временем, к концу60-х Тауншенд стал чувствовать себя скованно в рамках обычного трехминутного сингла — ему захотелось большего. А именно — ввести рок в залы, где до этого исполнялись только образцы «высокого искусства».
Он нашел идеальное решение, написав и поставив в 1969 году первую настоящую рок-оперу — «Тотту» («Томми»). Возможности жанра позволили придать жизненность героям, похожим на мультипликационных персонажей. Позже Тауншенд признавал, что рок-оперу в свое время небезосновательно считали весьма претенциозным произведением, приведшим в замешательство некоторых музыкальных критиков, но в «Томми» было несколько замечательных песен, например «PinballWizard» и «SeeMe, FeelМе», оказавших такое влияние на общественное сознание, которого не смогли добиться все предыдущие хиты группы. Именно «Томми» выдвинула Whoв первый ряд британских рок-музыкантов, принесла ей поклонение бесчисленных фанатов и уважение других рок-знаменитостей. А созданные на основе этой рок-оперы кинофильм и мюзикл и записанная на пластинку оркестровая версия завоевали ту часть общества, которая не пустила бы рокеров на порог.
|
|
Однако этот беспрецедентный успех стал причиной другой проблемы: Тауншенд не смог или не захотел идти дальше. Он поступил очень просто — вместо того, чтобы попробовать превзойти «Томми», он вернулся «к истокам», записав в 1970 году альбом «LiveAtLeeds», который благодаря своему монолитному звуку положил начало хард-року 70-х.
Группа, девизом которой были слова «надеюсь, что я умру до того, как состарюсь»[31], не позволила бы себе красиво состариться в бесконечных турне. В конце 1978 года со смертью Кита Муна Whoзакончила свое существование, хотя какое-то время ребята безуспешно пытались найти Киту замену. Эта утрата подтверждает мысль о том, что ни одна по-настоящему сильная группа не может добиться успеха, полагаясь исключительно на репертуар, оригинальный стиль вокалиста или техническое мастерство ведущего гитариста. Эти группы стали великими потому, что их музыка была создана уникальным сочетанием талантов, каждый из которых вносил свою лепту в общее дело.