Если Beatlesможно назвать мелодичным голосом поп-музыки 60-х, то RollingStonesстали ее угрюмым, протяжным рычанием. В то время как ливерпульская четверка стремилась к возможно большей естественной привлекательности, RollingStonesпридумывали себе более агрессивный образ и своим кривляньем провоцировали возмущение родителей подростков, стараясь привлечь бунтующих ребят, которым Beatlesказались писклявыми чистюлями. Как ни странно, у обеих групп были одинаковые музыкальные пристрастия: им нравились Чак Берри и Бадди Холли. Но если Beatles, поучившись у мастеров рока прошлых лет, создали собственную, чисто британскую музыку, то RollingStonesпосвятили себявоссозданию подлинного звука американского рок-н-ролла в его первоначальном, грубом и самом разнузданном варианте. Многие британские исполнители пробовали подражать американскому оригиналу, но у них получались лишь жалкие копии. RollingStones, напротив, блистательно преуспели на этом поприще, потому что, как истинные фанаты, поняли, откуда появились рокеры и блюзмены. Они позаимствовали их жаргон, хотя в поисках корней американской музыки не продвинулись на юг дальше Ричмонда (Суррей), где получили свои первые разовые ангажементы. Нога Роллингов не ступала на священную землю южных штатов Америки до 1964 года, но по крайней мере по духу, они хранили им верность. Ранние записи RollingStonesбыли сделаны под влиянием Чака Берри и героев черногоR&B: Хаулин' Вулфа и Мадди Уотерса, тогда еще не замеченных широкой публикой. Но как только авторское содружество Мика Джег-гера и Кита Ричардса обрело импульс и собственный голос в знаменитой песне «(ICan'tGetNo) Satisfaction)) (1965), они быстро обрели статус ярчайших, хотя и циничных представителей «свингующих 60-х».
|
|
В то время как Леннон и Маккартни создавали мелодии для массового потребления, заявляя: «Все, что нужно, — это любовь», Джеггер и Ричарде совращали невинных подростков такими песнями, как «Let'sSpendTheNightTogether)) («Давай проведем ночь вместе»), устанавливая правила поведения для тех, кто настолько освободился от условностей и предрассудков, что отрезал себе путь назад. А попутно они нарабатывали свой стиль исполнения, создавая то звучание, которому впоследствии будут подражать другие.
60-е подходили к концу; поп-музыка не оправдала надежд подростков на новую счастливую жизнь, а мечты хиппи растворились в тяжелом кошмаре ЛСД[29], и RollingStones, казалось, провожали 60-е годы мрачно-декадентским «Beggar'sBanquet» (1969) и нигилистическим «LetItBleed)) — полная противоположность оптимизму начала десятилетия. В начале 70-х группа выглядела словно с похмелья после бурной ночи, хотя музыканты все же смогли записать «StickyFingers» (1971) и «ExileOnMainStreet)) (1972) — два самых лучших своих альбома. В 80-х они снизошли до диско и из-за этого потеряли привязанность многих своих поклонников. И все же они по-прежнему собирали полные залы и в 90-х приобрели статус и прибыльность крупной корпорации. Правда, к тому времени их музыка изменилась и уже не была столь ярким событием, как раньше, а записи группы продавались в значительной степени благодаря прошлым заслугам.
|
|
Влияние Роллингов на современное им поколение оказалось очень глубоким. И дело было не только в том, что их хиты расходились миллионными тиражами, а публика с восторгом заполняла ряды самых больших стадионов, где проходили концерты группы. Дело было и в имидже, и в мастерстве музыкантов. Мик Джегтер, называвший себя солистом «величайшей рок-группы в мире», с важным и высокомерным видом лепил свой сценический образ — образ рок-звезды с явными чертами гермафродита. Впоследствии этот имидж копировали многие звезды рока. Его манерные позы и откровенно простецкий стиль исполнения пытались воспроизвести и Дэвид Боуи, и Эксл Роуз из GunsN'Roses, и Лайэм Галлахер из Oasis. Под влиянием гитариста группы Кита Ричардса подрастающие поколения музыкантов забыли о штудиях классического учебника Берта Бидона «Play-in-a-Day» и учились играть на гитаре, копируя пассажи Ричардса.
Это RollingStonesв 60-х годах пробудили к жизни полчища «гаражных» групп, от которых пошли панк 70-х и брит-поп 90-х, кардинально изменивших саму суть рока, его, так сказать, «приводной механизм». Роллинги также ответственны за возникновение отвратительного зрелища — стадионного рока, который превратил «живое» выступление в спектакль, турне — в балаган, а записи — в корпоративный продукт — полную противоположность этике рока, которая, собственно, и делала его значимым.
RollingStonesможно обвинить и в ренегатстве: они перестали грозить истеблишменту, сознательно покинули баррикады протеста ради того, чтобы стать частью того самого, столь ненавистного рокерам истеблишмента. Но, по крайней мере, в 60-е их музыка была по-настоящему бескомпромиссной. Добавьте к этому пару десятков бесспорно классических дисков и мощный импульс, который получили от них другие исполнители, и вряд ли вы станете отрицать их право называть себя «величайшей рок-группой в мире».