СТАДИОНЫ И СУПЕРГРУППЫ. КОНЕЦ 60 -х- НАЧАЛО 70 -х
Бит-бум и возрождение блюза в середине 60-х с неизбежностью привели к тому, что, когда группы по обеим сторонам Атлантики обнаружили у себя способности самостоятельно писать оригинальный материал, они принялись исследовать возможности за пределами формата из трех аккордов и 12 тактов. Многие сохранили подход с риффами и тему «назад к основам», но обрабатывали свои песни с демонстративной вокальной и гитарной театральностью, которая была одним из побочных эффектов психоделического опыта. СредиэтихгруппбылиCream, Led Zeppelin, Deep Purple иBlack Sabbath. Они оказали глубокое и длительное воздействие на развитие поп-музыки. В процессе работы они выпустили несколько альбомов с мультимиллионными продажами.
Второй поток рока стряхнул то, что счел ограничениями, наложенными блюзом, и развил полностью новую и экспериментальную форму, уходящую корнями в рок, но нацеленную в будущее. Эти прогрессивные рок-группы стремились стереть границы между роком и классической музыкой — довольно похвальное желание, достигнутое с разными степенями успеха. Более других преуспели группы KingCrimson, ELP[48], Yes, Genesis, TheMoodyBluesи JethroTull, хотя, по иронии судьбы, именно их звук и видение устарели более существенно по сравнению с исполнительской манерой их менее честолюбивых современников. Одна из причин в том, что ведущие группы усиливали свой звук клавишными, особенно модным тогда синтезатором «Moog» и печально известным ненадежным мел-лотроном, который давал эфирные звуки струнных, вызванные крошечными петлями пленки.Звук только одних гитар, барабанов и баса просто не мог создать необходимую атмосферу и обеспечить широкий спектр дополнительной окраски звука, которая требовалась этим музыкантам (главным образом с классическим образованием), но, по сравнению с чистыми, сэмплированными в цифровой форме звуками 90-х, некоторые клавишные, используемые в 60-х и 70-х годах, стали выглядеть примитивными и искусственными.
|
|
Итак, в конце 60-х и в начале 70-х мы стали свидетелями деления поп-музыки на несколько отчетливо различимых и несовместимых направлений. Первое — группы хард-рока и тяжелого металла, которые сторонились того, что было однажды названо «heads-down-no-nonsense-mindless-boogie». У них выделялся ведущий, личность, — гитарист, развлекавшийся бесконечными продленными соло под предлогом самовыражения, но, пожалуй, слишком часто, потому что не мог противиться искушению показать свое исполнительское мастерство. Другое направление — про-грессив-рок, или помп-рок, который акцентировал внимание на клавишнике, и с тем же эффектом. Однако, к какому бы направлению вы ни стремились, всегда существовала опасность, что и на «живых» выступлениях, и на записи группа могла утратить чувство меры и позволить даже своему барабанщику солировать 20 минут!
|
|
Легко иронизировать, рассуждая о роке начала 70-х, потому что, казалось, он потерял простоту и чувство юмора. Исходная невинность и воодушевление допсиходелического периода словно переродились, уступив место серьезности, чрезмерной важности, почти религиозному усердию, что делало певцов похожими на политиков, ученых мужей или гуру; барабанщики, бас-гитаристы и клавиш-ники были провозглашены виртуозами, а гитаристы не были больше просто музыкантами, но героями гитар, или, как в случае с Эриком Клэпто-ном, божествами[49].