Эрик Клэптон (Р. 1945)

Эрик Клэптон — воплощение старого клише музыкального бизнеса «музыкант — это музы­кант». Застенчивый, со спокойной, мягкой мане­рой речи, скромный, он всегда избегал публично­сти, предпочитая выражать себя через красноре­чие своей гитары. С Yardbirdsи недолго с Blues-breakersДжона Мейолла он воспел вину, гнев и печаль несчастливого детства (его родители отка­зались от него, и Клэптон воспитывался приемны­ми родителями), одновременно заслужив репута­цию самого лучшего белого блюзового гитариста.

Клэптон начал свою карьеру с Yardbirds, воз­рождающимиR&B, вскоре после создания груп­пы — в 1963 году. Однако скоро группа отказалась от чистых корней R&Bв пользу психоделической поп-музыки, отдалившись заодно и от своей ауди­тории, и от Клэптона, который ушел от них в мар­те 1965 года, и его заменили легенды будущего — Джимми Пейдж и Джефф Бек.

Клэптон присоединился к Джону Мейоллу, ко­торого считали крестным отцом британского блюза. Его группа Bluesbreakersсчиталась стар­шими классами школы для многих честолюбивых музыкантов, которые позже начинали самостоя­тельные большие проекты. Записи с Мейоллом де­монстрируют как замечательную технику Клэпто­на, так и глубину понимания ими традиционного оригинального блюза, что особенно заметно в соло Клэптона на грани обратной связи — предвестни­ка будущих творений.

CCream, первой из супергрупп, созданной му­зыкантами, которые заработали прекрасную ре­путацию в других группах, он показал все кипение молодости, пересекая свое эго с басистом Джеком Брюсом и барабанщиком Джинджером Бейкером, пока техника не возобладала над прочим, и груп­па распалась, оставив Клэптона, испуганного соб­ственной репутацией.

В течение краткого периода работы в злопо­лучной BlindFaith[50]Клэптон находил утешение в религии и передал свою веру в эмоциональной и возвышенной «PresenceOfTheLord».Потом, ког­да его подруга Пэтти Бойд оставила его, чтобы возвратиться к мужу, гитаристу и экс-Битлз Джорджу Харрисону, он излил свою тоску в клас­сическом хите «Layla», треке, в котором показан один из наиболее известных риффов гитарного рока. Вышедший затем альбом «LaylaAndOtherAssortedLoveSongs» был одним из великих «дру­жеских» альбомов эпохи, в котором он работал вместе с американцем Дуэйном Оллмэном над сдержанным «BellBottomBlues», грустным «NobodyKnowsYouWhenYou'reDownAndOut» и фаталистическим «Кеу ToTheHighway». Эрик попытался скрыться за анонимным названи­ем группы DerekandtheDominoes, очевидно из-за потребности в более мелодичной и сдержанноймузыке. Двойной альбом не получил признания. Критики и публика, ожидавшие привычных дол­гих сольных импровизаций, были разочарованы экономным и спокойным стилем Эрика, и только новая версия «Layla» из этого альбома была при­знана классической.

Под влиянием Дилейни Брамлетта, который работал с Клэптоном в группе DerekandtheDominoes, Эрик занимается созданием первого сольного альбома, который удовлетворил рынок, но разочаровал его старых поклонников своей банальностью в духе кантри. Первая сольная долгоиграющая пластинка «EricClapton» («Эрик Клэптон») включала его первый американский хит, кавер-версию Джей Джей Кейла «AfterMidnight», которая установила стиль для всех последующих сольных опытов Эрика. Он убрал фейерверки своей юности, исполненные на грифе; вместо них пришли короткие вспышки аккордов ударов, дополнявшие его сдержанный вокал.

В начале 70-х после успешной борьбы с герои­ном, человек, которого назвали «Slowhand»[51], вер­нулся в студию звукозаписи в более благодушном настроении и выпуском альбома «461 OceanBoulevard)) (1974) и сингла «I ShotTheSheriff)) за­явил, что его искусство неувядаемо. Два альбома, которые продюсировал Фил Коллинз, «Behindthe

Sun» (1985) и великолепный «August» (1986), а так­же проект «Возвращение к корням блюза» — «FromTheСгасИе» (1994) доказывали, что пре­жний огонь в Клэптоне не угас.

Снова и снова, смущая критиков, пытавшихся похоронить его в 60-х, демонстрируя свое неувя­дающее искусство, Клэптон показывал, что он не только превосходный музыкант, но и живое дока­зательство того, что не надо быть черным или американцем, чтобы играть блюз. Хотя Эрик, ка­жется, отошел от яркой гитарной героики своей юности, он остается самым разносторонним «ге­роем гитары» Британии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: