CREAM(создана в 1966 г., распалась в 1968 г.)

В середине 60-х, как раз в то время, когда Клэп­тон оставил Мейолла, надпись «Клэптон — бог», казалось, красовалась по всей длине и ширине бесчисленных стен и заборов Британии. Репута­ция Клэптона затмила репутацию его наставника, который поощрял молодого гитариста к созда­нию собственной группы с музыкантами экс-GrahamBondДжеком Брюсом и Питером Джин-джером Бейкером.

Брюс был энергичным бас-гитаристом со склонностью к джазу. Он стремился поднять бас-гитару до уровня ведущего инструмента. Бейкер был ярким, мощным ударником, разделявшимвзгляды Брюса и Клэптона на ограничения трех­минутного сингла. Вместе они стремились расши­рить границы рока путем долгих импровизаций, основанных на блюзе. Великолепная техника, вир­туозная манера исполнения отразились в назва­нии супергруппы: трио называлось «Сгеат» («Сливки»). Первый альбом, «FreshСгеат» («Све­жие сливки»), вышел в 1966 году. Дебют несколь­ко разочаровал их поклонников, представив сложную смесь очевидной поп-музыки середины 60-х («I FeelFree», «Dreaming», «WrappingРарег», «TheCoffeSong») и блюза, как авторского («SleepyTimeTime»), так и классического («Spoonful», «Rollin' AndTumblin», «Cat'sSquirrel», «I'mSoGlad»). Традиционные треки все еще звучат восхи­тительно благодаря перезаписи, снявшей ограни­чения студии звукозаписи (для «живых» треков «WheelsOfFire» и превосходного «LiveCreamVolumeОпе»), так что истинный потенциал аль­бома наконец был осознан. Creamбыли по суще­ству «живой» группой, которая считала двух-трех-минутные «пластиночные» песни лишь основой для импровизации.

Они написали немало классических компози­ций. Три из них были включены во вторую долго­играющую пластинку группы, «DisraeliGears», увидевшую свет в 1967 году. «SunshineOfYourLove», «TalesOfBraveUlysses» и «StrangeBrew» (основанная на классическом блюзе «LawdyМата») во всем блеске продемонстрировали ли­рическую и выразительную исполнительскую ма­неру Клэптона-гитариста и стали ориентиром дляпоколений исполнителей тяжелого рока, которые пришли ему на смену.

«WheelsOfFire» (1968), полуконцертный-полу­студийный двойной альбом, показывающий, кро­ме студийных записей, и два «живых» трека, необ­ходимо купить хотя бы ради 15-минутного соло Клэптона в «Spoonful» и его фантастической аранжировки «Crossroads» Роберта Джонсона. К поразительному 16-минутному соло барабана Бейкера в удлиненной версии композиции «Toad» тоже следует отнестись с почтением, а не как к отголоску минувшей эпохи.

Треки, выполненные в студии, были ближе к классике и по меркам тех дней весьма сложны. Это воинственные блюзы «Вот UnderABadSign» и «Politician» и великолепный «WhiteRoom», кото­рый доказал, что, работая над близким по духу материалом, «Сгеат» становилась непревзойден­ным мощным рок-трио 60-х. К сожалению, выбор материала не всегда соответствовал качеству их музыкальности, и то, что должно было послужить им на пользу, скорее указывало на недостатки ориентации группы и времени, которое их поро­дило.

Клэптон первый осознал эти внутренние проти­воречия. Во время последнего американского тур­не на одном из концертов он прекратил играть, будто бы только для того, чтобы понять, заметят ли это другие. Они не заметили, и вскоре после этого первая супергруппа распалась. Разнородную, типично «посмертную» долгоиграющую пластин­ку «GoodbyeСгеат» выпустили в 1968 году; в неевошли превосходные «живые» версии «Гт SoGlad», «Politician», «SittingOnTheTopOfTheWorld» и четыре студийных трека, из которых «Badge», написанный Клэптоном и Джорджем Харрисоном, поистине бессмертен. Это был за­вершающий аккорд, своеобразная эпитафия груп­пе и той идеологии, которая могла процветать только в 60-х.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: