В середине 60-х, как раз в то время, когда Клэптон оставил Мейолла, надпись «Клэптон — бог», казалось, красовалась по всей длине и ширине бесчисленных стен и заборов Британии. Репутация Клэптона затмила репутацию его наставника, который поощрял молодого гитариста к созданию собственной группы с музыкантами экс-GrahamBondДжеком Брюсом и Питером Джин-джером Бейкером.
Брюс был энергичным бас-гитаристом со склонностью к джазу. Он стремился поднять бас-гитару до уровня ведущего инструмента. Бейкер был ярким, мощным ударником, разделявшимвзгляды Брюса и Клэптона на ограничения трехминутного сингла. Вместе они стремились расширить границы рока путем долгих импровизаций, основанных на блюзе. Великолепная техника, виртуозная манера исполнения отразились в названии супергруппы: трио называлось «Сгеат» («Сливки»). Первый альбом, «FreshСгеат» («Свежие сливки»), вышел в 1966 году. Дебют несколько разочаровал их поклонников, представив сложную смесь очевидной поп-музыки середины 60-х («I FeelFree», «Dreaming», «WrappingРарег», «TheCoffeSong») и блюза, как авторского («SleepyTimeTime»), так и классического («Spoonful», «Rollin' AndTumblin», «Cat'sSquirrel», «I'mSoGlad»). Традиционные треки все еще звучат восхитительно благодаря перезаписи, снявшей ограничения студии звукозаписи (для «живых» треков «WheelsOfFire» и превосходного «LiveCreamVolumeОпе»), так что истинный потенциал альбома наконец был осознан. Creamбыли по существу «живой» группой, которая считала двух-трех-минутные «пластиночные» песни лишь основой для импровизации.
|
|
Они написали немало классических композиций. Три из них были включены во вторую долгоиграющую пластинку группы, «DisraeliGears», увидевшую свет в 1967 году. «SunshineOfYourLove», «TalesOfBraveUlysses» и «StrangeBrew» (основанная на классическом блюзе «LawdyМата») во всем блеске продемонстрировали лирическую и выразительную исполнительскую манеру Клэптона-гитариста и стали ориентиром дляпоколений исполнителей тяжелого рока, которые пришли ему на смену.
«WheelsOfFire» (1968), полуконцертный-полустудийный двойной альбом, показывающий, кроме студийных записей, и два «живых» трека, необходимо купить хотя бы ради 15-минутного соло Клэптона в «Spoonful» и его фантастической аранжировки «Crossroads» Роберта Джонсона. К поразительному 16-минутному соло барабана Бейкера в удлиненной версии композиции «Toad» тоже следует отнестись с почтением, а не как к отголоску минувшей эпохи.
Треки, выполненные в студии, были ближе к классике и по меркам тех дней весьма сложны. Это воинственные блюзы «Вот UnderABadSign» и «Politician» и великолепный «WhiteRoom», который доказал, что, работая над близким по духу материалом, «Сгеат» становилась непревзойденным мощным рок-трио 60-х. К сожалению, выбор материала не всегда соответствовал качеству их музыкальности, и то, что должно было послужить им на пользу, скорее указывало на недостатки ориентации группы и времени, которое их породило.
|
|
Клэптон первый осознал эти внутренние противоречия. Во время последнего американского турне на одном из концертов он прекратил играть, будто бы только для того, чтобы понять, заметят ли это другие. Они не заметили, и вскоре после этого первая супергруппа распалась. Разнородную, типично «посмертную» долгоиграющую пластинку «GoodbyeСгеат» выпустили в 1968 году; в неевошли превосходные «живые» версии «Гт SoGlad», «Politician», «SittingOnTheTopOfTheWorld» и четыре студийных трека, из которых «Badge», написанный Клэптоном и Джорджем Харрисоном, поистине бессмертен. Это был завершающий аккорд, своеобразная эпитафия группе и той идеологии, которая могла процветать только в 60-х.