double arrow

Тема 4 Социальное партнерство в сфере труда

Понятие «социальное партнерство» стало применяться в российском праве сравнительно недавно. Явление, им обозначаемое, рассматривается исследователями в качестве метода трудового права или его элемента, принципа трудового права, способа разрешения трудовых споров, средства и формы взаимодействия, инструмента регулирования социально-трудовых отношений, формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства, процедуры разграничения, согласования и обеспечения законных интересов в сфере социально-трудовых отношений. Это объясняется не только новизной явления, малой проработанностью темы в трудах исследователей, отсутствием легальной дефиниции в федеральном законодательстве, но и междисциплинарным характером данного феномена, изучением которого занимаются юристы, социологи, экономисты, психологи.

В экономической и социальной литературе термин «социальное партнерство» обозначает консультации и сотруд­ничество между наемными работниками (профсоюзами) и работодателями (предпринимателями) на разных уровнях по поводу определения взаимоприемлемых условий найма и оплаты труда. Следовательно, социальное партнерство является полной противоположностью тому, что в нашей стране долгое время называли классовой борьбой между трудом и капиталом. Трудящиеся капиталистических стран пришли к осознанию необходимости такого сотрудничества с работодателями в результате долгого исторического опыта. Новому пониманию сложившихся условий в экономической жизни на Западе способствовали различные факторы: научно-техническая революция в промышленном производстве и сельском хозяйстве, общий подъем жизненного и культурного уровня населения в развитых странах мира и так называемая гуманизация в сфере трудовых отношений, или качество трудовой жизни. В настоящее время в понятие социального партнерства в большинстве западных стран вкладывается следующее содержание:

1) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

2) переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

3) наличие механизмов и институтов, используемых для согласования интересов социальных партнеров на различных уровнях;

4) участие наемных работников в управлении предприятиями;

5) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством раз­нообразных методов примирения сторон и судебных процедур.

В СССР идеи социального партнерства получили развитие в конце 80-х гг. XX веков. Важную роль в формировании правовой базы социального партнерства сыграл Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (в настоящее время утратил' силу). Дальнейшее развитие социально-партнерские отношения получили в Законе РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О кол­лективных договорах и соглашениях» и Федеральном законе от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Наконец, 1 февраля 2002 г. вступил в действие ТК РФ, часть вторая которого посвящена социальному партнерству в сфере труда. В соответствии со ст. 23 ТК РФ под социальным парт­нерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, направленное на установление государственных гарантий прав работников и создание благоприятных условий, при которых в равной степени реализуются права работников и работодателей'.

Очередной этап развития социального партнерства связан с появлением современной теории трипартизма. Под трипартизмом в юридической литературе понимается представи­тельство предпринимателей, профсоюзов и государства (правительства) в системе социального партнерства. Ученые на Западе условно различают два различных понятия: «социальное партнерство» и «трипартизм (трехсторонность)», но при этом второе понятие (трипартизм) является производным от первого и является как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.

Российская модель социального партнерства также имеет несомненное тяготение к трипартизму (что, кстати, вполне соответствует рекомендациям МОТ) с достаточно высокой степенью «включенности» в эти отношения органов государственной власти и местного самоуправления. Государство, с одной стороны, выступает как собственник ресурсов и круп­ный работодатель; с другой стороны — как посредник в отно­шениях различных социальных групп и в этом качестве представляет общество в целом, стремится к достижению согласия всех участников социального партнерства.

Согласно ТК РФ (ст. 24) основными принципами социального партнерства являются:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями законе иных нормативных правовых актов;

• полномочность представителей сторон;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполне­ние по их вине коллективных договоров, соглашений. Социальное партнерство представляет собой целостную систему. Система социального партнерства включает следую­щие уровни:

• федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

• региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;

• отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

• территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

• уровень организации, устанавливающий конкретные вза­имные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Формы социального партнерства закрепляются в ст. 27 ТК РФ. Социальное партнерство осуществляется в формах: коллек­тивных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей и досудебном разре­шении трудовых споров.

Кроме перечисленных в ст. 27 ТК РФ форм социального партнерства, могут быть использованы и иные формы, в частности:

• проведение предварительного обсуждения проектов законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных» региональных и местных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения;

• осуществление совместной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства;

• соблюдение и реализация достигнутых договоренностей • между сторонами;

• взаимодействие с транснациональными корпорациями и организациями с участием иностранного капитала на принципах социального партнерства;

• взаимодействие при регулировании социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства и между соответствующими уровнями;

• обеспечение полной и достоверной информацией сторон социального партнерства, а также освещение в средствах массовой информации работы органов социального партнерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: