В социальном государстве механизмом реализации социального партнерства выступает институт трипартизма. Он включает три ключевые социальные силы: капитал (собственники, предприниматели), труд (наемные работники) и социальное государство (власть), от взаимовыгодного взаимодействия которых зависит стабильность и динамическое развитие общества. Данный трипартизм предстает как механизм регулирования трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений на основе социального диалога и сотрудничества «сильных» социальных сил и их ассоциаций (профсоюзы, объединения, союзы и т.п.), а также других заинтересованных лиц (консультанты, эксперты и т.п.).
В рамках трипартизма осуществляется, с одной стороны, интегрированностъ труда и капитала в механизмы властно-управленческих процессов, а с другой - удлинение «рук государства», минуя выборные законодательные структуры. Основополагающим мотивом трипартистских корпоративных отношений является не просто согласование позиций его субъектов по принципиальным социально-экономическим, трудовым вопросам, но и взятие равноответственных обязательств их выполнения: только сильные партнеры-союзники способны нести ответственность за добровольно взятые договорные обязательства и соглашения. Это не позволяет столкновениям групп интересов выливаться в «войну всех против всех», ведущую к развалу социальной жизни. Вместе с тем каждая из сторон трипартистской инфраструктуры имеет свои интересы, которые она стремится выразить и отстоять легитимными способами и средствами. В партнерских отношениях признается возможность конфронтации и борьба с применением различных акций протеста, проведения забастовок и т.п., но лишь как методов регулирования и разрешения возникающих противоречий, а не насилия и подавления. Поэтому создание структур ведения переговоров и контроля за соблюдением договоренностей, наработка процедур согласования интересов являются приоритетными в деле регулирования социально-экономических, трудовых отношении и решения комплекса вопросов социальной стабильности в обществе.
|
|
Механизм трипартизма складывает основные группы интересов в вектор созидательного, конструктивного развития, интегрирует в эффективный управленческий процесс и инкорпорирует в механизмы принятия властно-управленческих решений. Равный доступ сторон в полноценных трипартистских инфраструктурах к властно-управленческой сфере снижает вероятность конфликта между добровольными участниками социально-трудовых отношений: только поддерживаемое равноответственным их положением социальное партнерство способно обеспечить стабильность и развитие производственно-хозяйственной сферы, социальных отношений и страны в целом.
|
|
Данные модели корпоративных взаимоотношений сторон отражают, во-первых, вывод социального партнерства из сферы политики и противоборства политических сил. Во-вторых, право предпринимателей, работодателей и наемных работников через систему социального партнерства на всех уровнях решать все трудовые, социально-экономические вопросы. В-третьих, право государства компетентно вмешиваться в решение этих вопросов, когда: а) рынок перестает действовать как регулирующий механизм; б) есть угроза нанесения ущерба общенациональным интересам; в) конфликтующие стороны не могут разработать компромиссное решение[18].
Проблема заключается в том, что каждая из сторон трипартистского согласительного процесса имеет свои интересы: государство — стабильность социального порядка; предприниматели — получение прибыли; наемные работники — достойные условия жизни. Трипартистские структуры призваны через процедурно упорядоченный социальный диалог (переговорный процесс) и компромиссы, взаимоответственные «консультации — соглашения — обязательства» участвующих сторон вывести их на уровень социального партнерства. Оно предстает как форма достижения согласия по принципиальным социально-экономическим вопросам в рамках демократического социального порядка и рыночной демократии. При этом совпадение общих целей выступает важным условием формирования долгосрочных и устойчивых партнерских отношений. Наоборот, совпадение частных целей формирует временное партнерство. Если же цели не совпадают, то говорить о социальном партнерстве бессмысленно.
Механизмы трипартизма (бипартизма) способствуют согласованным решениям конкретных социально-экономических проблем, удовлетворяющих группы интересов основных социальных сил общества. В частности, в демократических обществах, в различного рода «согласительных комиссиях» собирались представители государства, профсоюзов, предпринимателей и договаривались об основных параметрах согдиально-экономического развития, включая налоги, инвестиции, законодательство, тарифы, уровень, дифференциацию зарплаты, нормы занятости, рабочие места, условия труда и т.д. Все это делалось демократическим путем, на глазах у публики. Затем через систему взаимодействия исполнительной и законодательной властей коллективные договоренности закладывались в бюджет и получали законодательное оформление. Данный позитивный корпоративизм (неокорпоративизм) стал одним из каналов функционального представительства интересов государства, капитала и труда, основанного на прямых контактах сторон, не опосредованных выборами, разделением властей и т.д.
Таким образом, согласованные решения конкретных социальных проблем способствовали определению общих целей социально-экономической политики, удовлетворяющих группы интересов основных социальных сил общества. Становление социального партнерства сопровождается позитивными следствиями: ростом управляемости социально-экономических процессов, повышением социальной ответственности властно-управленческих структур, участием наемных работников в собственности и делах предприятий, ростом благосостояния и формированием среднего класса, падением забастовочной активности, сокращением безработицы, уменьшением политической нестабильности и др. При этом партнерство с полноценной трипартистской инфраструктурой - государство, капитал, труд — приносит социальный эффект, когда стороны корреспондируют друг другу на основе социального обмена, который носит некоммерческий характер.
|
|
Существуют специальные механизмы социального обмена для поддержания поливариантных ситуаций социального взаимодействия под действием обязательств. Одним из них является орган «социального партнерства», функционирующий как некий «третейский орган» — Согласительная трудовая комиссия — СТК В частности, организационная структура Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) на федеральном уровне выглядит следующим образом: РТК — это постоянно действующий орган социального партнерства.
Координатор назначается Президентом, каждую сторону - государство, капитал, труд - представляют группы по 14 человек. Рабочие группы по разделам Генерального соглашения заседают один раз в месяц и могут привлекать к своей работе экспертов, ученых и специалистов. Их деятельность открывает перспективу для более тесной интеграции участников социального партнерства в решении актуальных социально-экономических проблем.
|
|
|
| ||||||
Главная цель РТК - содействие проведению социально ориентированных экономических реформ и обеспечение гражданского согласия как основы демократического социального порядка. Являясь «третейским» органом, она рассматривает спорные (конфликтные) вопросы, «неверные шаги» со стороны представителей работодателей или работников и разрабатывает эффективные соглашения, примиряющие интересы сторон в рамках конструктивного сотрудничества и партнерства. Подобная работа – это цивилизованный путь совместного решения проблем социально-трудовых отношений.
| |||||
Правительство выступает как посредник (нейтральное лицо) - обеспечивает контакт между конфликтующими сторонами, привлекая их к переговорам. На раздельных встречах оно побуждает конфликтующие стороны к внимательной оценке новых предложений и альтернативных решений. В качестве медиатора оно как бы представляет другую сторону и выбирает решения, которые удовлетворили бы общественное мнение. При этом правительство стремится к тому, чтобы выиграли обе стороны: взаимовыгодные соглашения позволяют избегать обострений. Тогда как победа одной стороны приносит лишь кратковременный успех.
|
|
СТК — это действенный инструмент конструктивного диалога между субъектами социального партнерства по предупреждению и разрешению конфликтного противостояния при защите интересов участников социально-трудовых отношений. Они призваны функционировать на различных уровнях коллективно-договорного регулирования.
Основная задача СТК заключается в том, чтобы ни один законопроект (федеральный, региональный, местный) не принимался без предварительного согласия с трехсторонней комиссией соответствующего уровня. Ведение коллективных переговоров и подготовка соответствующих соглашений в рамках трипартизма (правительство, предприниматели-работодатели, наемные работники), проведение регулярных консультаций и обмен информацией по интересующим стороны вопросам, принятие совместных решений (документов) призваны обеспечить баланс в реализации интересов и выгод субъектов социального партнерства. Таков путь формирования демократических инструментов решения назревших социально-экономических и трудовых проблем, позволяющих цивилизованно вписываться в рыночные отношения, экономическую демократию и гражданское общество в рамках «прав и обязанностей» участвующих сторон.
Необходимо отметить, что реально протекающие в российском обществе политические, экономические и социальные процессы оказались связаны с решением проблем первоначального накопления капитала, которое в конечном счете обусловило борьбу за выживание, построение теневой экономики, формирование паразитарной новации — олигархического квазирынка при непоследовательной политике государства (налогообложение, приватизация, льготы и т. п.). Все это ведет к тому, что принципы, правила цивилизованных партнерских отношений не соблюдаются.
Модернизация российского общества порождает новые механизмы социального взаимодействия на основе соглашательской идеологии между трудом, капиталом и государством в рамках «прав и обязанностей» сторон. Однако реализация механизма трипартизма на базе обменных процедур — «переговоры — торги» (уступки - приобретения) — носит пока формально-бюрократический характер и играет крайне слабую роль, особенно в регионах. До сих пор в российском обществе отсутствует зрелость и идентификация участников трипартизма, консолидация их интересов. Подтверждение тому: а) слабоструктурированные интересы государства, высокая степень региональных особенностей; б) враждующие между собой финансово-промышленно-медийные (олигархические) группы; в) небывалый плюрализм представительства (профсоюзного движения) наемных работников. Они пока не стали равноправными партнерами. В частности, кристаллизация «групп интересов» и борьба за их приоритет (монополию) образует негативную форму корпоративизма, когда эгоистические интересы одной из сторон навязываются всему обществу, обусловливая состояние перманентного конфликта. Образующийся вакуум между обществом и государством обусловил гипертрофированную роль в России извращенных, паразитарных механизмов и форм социально-трудовых отношений с острой нехваткой легитимности.
На этом фоне функционирует система «квазикорпоративизма» (нелегитимного корпоративизма), формирующая механизм коррупции[19]: подчинение бюрократией аппарата управления на основе групповых антиобщественных интересов. Это открывает путь для перевода эгоистических мотивов борьбы за власть и престиж, денежный успех, политическое влияние в незаконное русло (мафия) - использование подкупа, взятки и других «обходных» путей: «черный ход» («запасной выход») только для своих. В силу несформированности ключевых субъектов рыночных отношений равно-ответственный переговорный процесс некому вести. Ни предпринимательские, ни профсоюзные ассоциации не стали объединениями, имеющими достаточный авторитет и влияние, чтобы адекватно представлять своих членов на переговорах и обеспечивать соблюдение достигнутых договоренностей (особенно в регионах). Поэтому созданные на основе разумной идеи органы трипартистского социально партнерства («третейские органы») - Согласительные трудовые комиссии - фактически (эффективно) не работают и носят формальный характер. Для оптимизации их функционирования необходимы условия цивилизованных партнерских отношений капитала, труда и государства, задающих активную и эффективную работу институту и механизмам трипартизма.