В ходе наблюдения за 8 «Б» классом я выяснил, что учащиеся адекватно оценивают друг друга. У каждого ученика достаточно высокий уровень амбиций и личных притязаний, в том числе у Михаила Редькина. Каждый учащийся знает, какими способностями обладают его или её одноклассники и исходя из этого выражают свои предпочтения по поводу выбора соседа по парте.
Взаимоотношение с другими учащимися. Влияние на них. Референтная группа. Способность понять своих одноклассников.
Отношения индивида с другими личностями могут иметь как личный, так и деловой характер.
Для определения взаимоотношений Михаила с другими учащимися я использовал методику социометрии, которая предлагает выбор партнёра для осуществления совместной деятельности. Михаилу было предложено несколько вопросов, в которых он должен был назвать фамилии из своего класса тех, кого выбирает. Вопросы были следующие:
1. С кем бы ты хотел учить уроки, готовиться к контрольным работам?
2. Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
|
|
3. Кто тебе больше всех нравится в классе?
4. Кого бы ты хотел иметь соседом по двору, подъезду?
5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поруче-
ния?
6. Если бы у тебя были коллекционные картинки, марки, наклейки, значки,
кому бы ты мог их подарить?
Чаще всего в ответах упоминалась фамилия Ильи Волынца. Отсюда можно сделать вывод, что для Михаила значимой группой является школьный коллектив. К тому же, Михаил способен понять своих одноклассников, так как другие учащиеся часто обращаются к нему за помощью.
Степень адаптации учащегося в группе.
Адаптация по- другому называется приспособление. У каждого учащегося присутствует своя степень адаптации в школьном классе и не всегда она бывает достаточной. В ходе наблюдения за 8 «Б» классом у Миши Редькина был выявлен высокий уровень адаптации к школьному коллективу, так как он был знаком со всеми учащимися данного класса и всё время учился в этой школе. Он прошёл все уровни адаптации: психо-физиологическую адаптацию, социально-психологическую адаптацию, учебную адаптацию.