В литературе отмечается отсутствие общепринятого правового определения формы правления и политического режима в Российской Федерации. Так, например, А. Медушевский еще в 1998 году формулировал: «Современная форма правления рассматривается как президентская республика, полупрезидентская республика, суперпрезидентская республика, а социологи определяют характер политического режима как плебисцитарную демократию, латентную демократию, даже бонапартизм». В конце 1990-х годов возник даже специальный термин «ельцинизм», охватывающий специфические особенности осуществления государственной власти в России. Важнейший аспект ельцинизма как политического явления — политика зависимости, при которой не давалось никакой самостоятельности конкретному руководителю или институту власти, который он представлял. Данная трактовка ельцинизма помогает объяснить циклические взлеты и падения отдельных институтов (например, Совета Безопасности), а также тенденцию к персонализации политики за счет институционализации. Институциональное развитие, имевшее место в годы Б. Н. Ельцина, происходило больше вопреки ельцинизму нежели благодаря ему. Только лишь в поздний ельцинский период эти органы, прежде всего премьер-министр как институт власти, начали избавляться от опеки своего первоначального благодетеля в поисках более самостоятельной роли. Именно эта тенденция была сильна во время премьерства Евгения Примакова и равным образом была заметна и позже, что привело к эффектному появлению Владимира Путина в качестве центра политической власти в конце 1999 года. Однако продолжающаяся зависимость правительства от президентской власти подтолкнула многих в Думе и вне ее призывать к конституционным изменениям, которые предоставили бы правительству степень самостоятельности, повышающую его ответственность перед Думой и делающего его менее беззащитным против прихотей Президента.
|
|
Например, В. Б. Исаков так определял минимальный набор возможных изменений конституционного текста:
— восстановление института парламентского контроля;
— закрепление права Совета Федерации контролировать использование Вооруженных сил внутри страны;
— закрепление согласия Государственной Думы на назначение вице-премьеров и восьми ключевых министров (обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов и др.);
— закрепление практики назначения и отставки членов Правительства только по представлению Председателя Правительства (несмотря на то что ныне это законодательно закреплено, практически такой порядок не всегда соблюдается);
|
|
— исключение из Конституции положения о возможности отставки Правительства по инициативе Президента.
Взгляд на будущую российскую Конституцию как на Конституцию парламентарного государства можно проиллюстрировать следующим высказыванием: «Коллективизм соответствует нашей исторической традиции… На территории России действуют три великие религии: православие, ислам и буддизм. Каждая из них исторически выразила своеобразный коллективистский, общинный дух России. Каждая из них сформулировала принципы отношений между обществом и человеком и приоритетом общественных интересов над личными. Все три религии проникнуты идеей общего интереса как главенствующего. А что навязывается сегодня России? Главная идея протестантизма, которая ставит личность над обществом. Такой подход чужд России».
Думается, необходимо отметить вот что: традиции коллективизма, коллективистские стереотипы, конечно же, сохранились в общественном сознании постсоветской России; часть из них, безусловно, сформирована вышеупомянутыми религиозными учениями; но если бы проблема выбора формы правления в Российской Федерации заключалась лишь в периодическом поиске союзников среди стереотипов общественного сознания (коллективистских — «общинных» или, наоборот, властных — «царских»)… К сожалению, все не так просто.
По тексту Конституции 1993 года разлита презумпция государственной добропорядочности. Такая презумпция если и допустима, то лишь в обществе, для которого либеральные ценности стали частью национального менталитета. У нас же возобладал партийный, групповой и личный эгоизм, усиленный неразвитостью гражданского общества и отсутствием прочных демократических традиций. Можно предположить с достаточной долей уверенности, что если бы в противостоянии 1993 года победил парламент, а не Ельцин, данная презумпция точно так же была бы разлита в тексте Конституции, она лишь поменяла бы свою окраску с пропрезидентской на пропарламентскую, пропредставительскую.
На сегодняшний момент у нас нет никаких гарантий того, что парламентская республика окажется лучше республики президентской, и что парламент эффективнее, чем президент, будет решать вопросы, относящиеся к президентской компетенции. Лоббировать интересы отдельных групп, кланов и тому подобное в парламенте вряд труднее, чем у президента. Видимо, все же нужно идти путем создания смешанной формы — республики полупрезидентскойполупарламентской.
На этот счет существует ряд интересных соображений; ограничимся лишь некоторыми. Так, М. А. Краснов, выражающий взгляды группы ученых, разработавших ряд поправок к Конституции, предлагает подкорректировать статус Президента следующим образом. Президента необходимо избавить от одной из двух его основных функций: охранителя конституционных устоев и активного участника парламентско-правительственных отношений,— поскольку эти функции входят в противоречие друг с другом, в результате чего глава государства фактически отклоняется от выполнения задач, более ему свойственных. Президент должен быть равноудален от всех властных институтов. Для этого, во-первых, нужно изменить порядок формирования правительства. Предложения по изменению порядка формирования правительства изложены в виде варианта текста ст. 111 Конституции Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации не позднее трех дней после представления ему кандидатуры на должность Премьер-министра Российской Федерации вправе отклонить данную кандидатуру и потребовать от Государственной Думы представления другой кандидатуры.
4. Государственная Дума в течение четырнадцати дней представляет другую кандидатуру либо большинством не менее чем две трети голосов от общего числа депутатов вправе принять постановление о поддержке первоначально представленной кандидатуры. В случае поддержки первоначально представленной кандидатуры Президент Российской Федерации обязан незамедлительно назначить данное лицо на должность Премьер-министра.
|
|
5. Если в течение четырнадцати дней после первого заседания вновь избранной Государственной Думы, либо после отставки Правительства Российской Федерации, либо после отклонения кандидатуры Президентом Российской Федерации Государственная Дума не представила кандидатуры на должность Премьер-министра Российской Федерации, Президент Российской Федерации не позднее семи дней самостоятельно назначает Премьер-министра Российской Федерации сроком на один год.
6. Не позднее чем за двадцать дней до истечения года со дня назначения Премьер-министра Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи, Государственная Дума вправе вновь приступить к рассмотрению вопроса о представлении кандидатуры для назначения на должность Премьер-министра Российской Федерации.
7. В течение срока исполнения полномочий Премьер-министра Российской Федерации, назначенного в порядке, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, Государственная Дума вправе принять постановление о поддержке Премьер-министра. В этом случае Премьер-министр считается назначенным по представлению Государственной Думы».
Также М. Краснов предлагает изъять из президентских полномочий такие, как:
а) определение основных направлений внутренней и внешней политики, обращение с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию;
б) назначение вице-премьера, министров и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти;
в) председательствование на заседаниях Правительства.
Кроме того, предлагается существенно сузить роль главы государства в определении судьбы того или иного закона. Для этого, по мысли М. Краснова, нужно ввести институт контрасигнатуры премьер-министра: Президент не вправе подписать закон, если под ним отсутствует подпись премьера. Если же такая подпись есть, Президент обязан подписать и обнародовать закон. «Мотив здесь довольно прозрачен: коль скоро Правительство отвечает за проводимый им социально-экономический курс, оно должно иметь влияние на законотворческую деятельность».
|
|
Интерес представляют и некоторые предложения, касающиеся деятельности парламента, например, отмена депутатской неприкосновенности, поскольку депутатский иммунитет используется зачастую в целях, далеких от цивилизованного парламентаризма. В условиях неразвитой партийной ответственности сохранять общераспространенное в мире правило, когда согласие на арест депутата, привлечение его к уголовной ответственности дает сама палата парламента — значит по-прежнему приглашать во власть криминалитет. Помимо этого, предлагается ввести институт парламентских расследований и даже учреждать на время расследования должность независимого прокурора. Кроме того, ведется речь о народной законодательной инициативе, когда законопроект или идея законопроекта могут быть официально внесены группой граждан численностью не менее трехсот тысяч человек независимо от места их проживания, и т. д.
По мнению Б. Страшуна, идея назначения премьер-министра на один год в случае расхождения между Государственной Думой и Президентом по кандидатуре на эту должность представляется недостаточно убедительной, поскольку: «Во-первых, какие серьезные вопросы может решать такой, по сути, временный, слаболегитимный Премьер? Во-вторых, если через год простое большинство Государственной Думы останется при прежнем мнении, опять будет создано временное правительство, и так может длиться до очередных выборов Думы или Президента. В результате Правительство в течение длительного времени будет действовать не в полную силу».
С этой точкой зрения вряд ли можно согласиться, поскольку компетенция «временного, слаболегитимного Премьера» останется той же, что и у «постоянного, легитимного», и здесь все будет зависеть не от статуса главы правительства, а от его личности. Гипотетическое создание через год очередного «временного правительства» не столь страшно для россиян, переживших стремительную смену правительств второй половины девяностых. Предположение о том, что «перманентно временное» правительство будет действовать не в полную силу, тоже является спорным, поскольку и постоянное правительство не застраховано от этого серьезного просчета.
Предложение об отмене депутатской неприкосновенности заслуживает пристального внимания, поскольку в современном российском контексте депутатский иммунитет однозначно воспринимается в соответствии с просторечным штампом «стать депутатом, чтоб грехи замазать».
Может ли институт парламентских расследований каким-либо образом способствовать борьбе с преступностью или он станет субъектом муссирования очередных громких дел? Трудно дать однозначный ответ, но, думается, он будет небесполезным.
Предложение конституционно-правового закрепления народной законодательной инициативы сразу же вызывает замечание, касающееся количества граждан, которые могут обратиться с такой инициативой. Не превратится ли процесс сбора подписей в «охоту за инициаторами» (или в «охоту за поддерживающими» со всеми вытекающими отсюда злоупотреблениями, как это нередко бывает во время избирательных кампаний)? Институт народной законодательной инициативы, несомненно, имеет право на существование, но, видимо, для реализации его нужен будет несколько иной порядок, нежели тот, что предложен М. Красновым.
Конституционализму принадлежит особая роль реализации на практике теоретических разработок, касающихся укоренения оптимальных на данный момент моделей формы правления и политического режима.
Конституционализм как совокупность принципов, норм и институтов, повсюду представлял собой систему ограничения власти. Однако исторический контекст его возникновения, формирования и развития в разных странах существенно менял масштаб, формы проявления и трактовки этого понятия. Возникнув первоначально как либеральная антитеза абсолютизму старого порядка, конституционализм в дальнейшем столкнулся с необходимостью ограничения самой демократии и предотвращения ее деструктивных проявлений. В Восточной Европе конституционализм стал формой преодоления тоталитарных однопартийных систем. Во многих странах он является формой перехода от тоталитарных коррупционных режимов к правовому государству.
По мнению зарубежного исследователя Е. Мачкува, российский опыт позволяет утверждать, что недостатки относительно длительного конституционного процесса (по-видимому, здесь термин «конституционный процесс» употребляется единственно в значении процесса разработки и принятия Конституции.— Л. С.) перевешивают его мнимые преимущества. «Открытый» годами конституционный вопрос не позволил России установить такие властные институты, которые бы лучше, чем в других странах, могли реагировать на чрезвычайные требования системной трансформации. Такая ситуация склоняла участников политических отношений к организации конституционного процесса таким образом, чтобы захватить как можно больше власти. В России незаконным победителем в этой борьбе за власть оказался Борис Ельцин.
Активные участники российского политического действа, принимая институциональные решения, оказались не в состоянии противостоять давлению политической повседневности. Основная проблема российского конституционного процесса, по мнению Е. Мачкува, состояла в насильственном и незаконном уничтожении оппозиции осенью 1993 года. Это, правда, позволило быстрее (чем Польше, еще одной стране бывшего социалистического лагеря, в которой разработка и принятие Конституции затянулась на годы) завершить конституционный процесс, однако ценой стала сомнительная легитимность Конституции, разработанной в соответствии с представлениями Президента о государственном устройстве.
Думается, российская Конституция 1993 года все же была разработана не в соответствии с одними лишь представлениями Президента Ельцина о государственном устройстве; в какой-то мере данный документ отражает современное ему состояние конституционно-правовой науки и общественного сознания.
Вспомним самое начало девяностых годов — Б. Н. Ельцин был олицетворением надежд на возрождение России. И тогда нельзя было однозначно ответить, в какой роли он будет выполнять свою миссию: единственно ли реального политика, максимально сильного главы государства (периодически в прессе появлялись даже статьи, в которых ясно давалось понять, что для России монархическая форма правления — исторически оправданный, лучший вариант); либо он предстанет только лишь как выразитель воли народа. Октябрьский расстрел парламента в 1993 году объяснялся железной необходимостью, угрозой гражданской войны. Пропрезидентски настроенная часть общества не могла не желать пропрезидентской Конституции — содержащей ту самую презумпцию государственной добропорядочности и ориентированной на главу государства.
К Конституции 1993 года вполне применима характеристика, данная В. О. Ключевским французской Конституции двухвековой давности: «Конституция 1791 года — мастерское академическое развитие идей века (равенства и самодержавия народа), но очень неудовлетворительный политический акт; в нем недостаточно соображены наличные условия ее действия и обеспечения ее прочности…»
Для того чтобы Конституция РФ перестала быть лишь «академическим развитием» идей государственной власти и демократии, необходимо обозначить следующие направления ее корректировки.
Прежде всего Конституция должна быть направлена на установление демократического политического режима, включающего в себя народовластие (воплощенную идею демократии); соблюдение прав человека; сильную, но ограниченную власть.
Воплощение идеи демократии потребует определенных изменений в структуре и способах формирования парламента. Может быть, речь придется вести о трех палатах Федерального Собрания: Совете Федерации и двух палатах Государственной Думы. Способ формирования одной из них (фактически нынешней Государственной Думы) оставить прежним, другую (можно обозначить ее как Совет Государственной Думы) сформировать из российских граждан, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру, укрепление общечеловеческих ценностей, исследование российского парламентского опыта и т. д. Данная палата могла бы выполнять функции по стабилизации и координации деятельности Государственной Думы, способствовать оптимизации отношений между Государственной Думой и Советом Федерации, между Федеральным Собранием и Президентом. Думские советники могли бы избираться, а могли бы и приглашаться по представлению отдельных депутатов или группы депутатов.
Кроме того, концепция разделения властей требует воплощения в новой форме.
Вообще идея разделения властей реализуется на практике, если в обществе сложилось определенное равновесие между различными социальными группами, если они готовы к взаимодействию и продуктивному сотрудничеству в пределах существующего правового пространства. В противном случае, если доступ к власти (во всех ее формах) имеет лишь часть социальных групп из всех присутствующих в обществе, происходит «склеивание» властных ветвей, сращение их де-факто.
Таким образом, под термином «разделение властей» должно пониматься разделение политической власти и избавление от иерархического типа соотношения властных ветвей, присутствующего сейчас.
Иными словами, важно преодолеть разрыв между конституционным статусом института или органа и его реальным правовым положением.
В ближайшие годы оказалось бы крайне важным и нужным окончательное выделение «четвертой власти» — президентской, и детальное «прописывание» на уровне федерального конституционного закона статуса Президента, его полномочий, способов разрешения конфликтных ситуаций в случаях противостояния с иными властными ветвями, процедуры отстранения Президента от должности, сокращение президентских полномочий и т. д. и т. п.
Помимо этого, необходимо выделить еще одну ветвь власти — прокурорскую — и зафиксировать в Конституции систему мер, гарантирующих ее эффективное функционирование. Вряд ли можно согласиться с И. Михайловской, что общий надзор за соблюдением законов, составляющий основное предназначение прокуратуры, объективно препятствует созданию административной юстиции, создает дублирование полномочий суда и прокуратуры; что существование прокуратуры в ее нынешнем виде нарушает принцип состязательности судопроизводства и т. д. Подобные утверждения являются данью моде (довольно старой, между прочим), ориентированной на копирование западных институтов.
На кого объективно можно переложить функции нынешней прокуратуры? На Министерство юстиции? В этом случае налицо окажется «перестановка слагаемых» — компетенция прокуратуры сузится, а органов юстиции — расширится. Кто в такой ситуации будет осуществлять надзор за органами юстиции? По-прежнему прокуратура? Но будет ли этот надзор эффективным после того, как прокуратуре «указали место»? Уполномоченный по правам человека? Во-первых, в условиях современной России его деятельность носит скорее декоративный характер; а во-вторых, данный институт пока находится «в поиске» своего места, своей ниши в формирующемся конституционном строе.
При нынешнем официально заявленном стремлении к борьбе с организованной преступностью и коррупцией реформировать прокуратуру в плане сужения ее компетенции — значит ничему не научиться на опыте последнего десятилетия. Только совместные усилия всех структур, занимающихся борьбой с преступностью, могут привести к положительным сдвигам в этой области.
Кроме того, существует точка зрения, согласно которой России необходимо создание самостоятельной федеральной службы для борьбы с наиболее опасными проявлениями организованной преступности и коррупцией в высших эшелонах государственной власти; службы пусть небольшой по численности, но хорошо технически оснащенной, имеющей подчиненные подразделения на местах, уполномоченной осуществлять оперативно-розыскные и следственные функции. Для обеспечения самостоятельности службы ее руководитель должен назначаться и освобождаться от должности парламентом страны, ежегодно отчитываться перед ним о проделанной работе.
Решение о создании такого органа может рассматриваться в качестве одной из мер, обеспечивающих прозрачность власти, что в конечном итоге может хотя бы отчасти способствовать установлению демократического политического режима.
Таким образом, для подтверждения реальности республиканской формы правления и для становления демократического правового режима прежде всего необходимо четкое разделение властей по горизонтали и устранение нынешней иерархичности — подчинения одной ветви власти другой.
25 ВОПРОС «Особенности функций российского государства на современном этапе».
С обретением Россией самостоятельности у нее появились реальные возможности для выработки и проведения в жизнь взвешенного, отвечающего историческим потребностям страны курса общественных преобразований, гармонизации взаимосвязей общества и государства, формирования социально ориентированного рынка. Но эти возможности не были использованы. Продолжалась политика импровизаций, не были разработаны план реформирования страны, стратегия обдуманных действий на опережение.
Напротив, усилились радикализм, революционность (решительность) методов проведения реформ, вследствие чего произошло размывание границ между революцией и реформой. Революция -- это переворот, быстрое изменение политических, социально-экономических, культурно-духовных устоев общества, производимое с преодолением сопротивления социальных слоев, классов. Это разрыв с прошлым, неизбежные разрушения, людские страдания. Правда, революция также разрушает и устраняет устаревшие, отжившие отношения и порядки. Реформа -- изменение, преобразование, бережно воспринимающее от прошлого все истинно ценное и полезное, проводимое через компромиссы и общественное согласие, без разжигания конфликтов и противоречий. Словом, реформы связаны с эволюционным развитием общества.
Мировой опыт показывает, что результативные реформы могут проводиться при наличии целого комплекса условий: научно обоснованных программ, понятных и четких целей; высокопрофессионального управления преобразовательным процессом, учитывающего приоритетность и последовательность проводимых мероприятий; продуманных и выверенных методов реформирования; правдивого разъяснения сути, целей и последствий реформ для общества и личности, вовлечения в процесс реформ как можно больше населения. Примерно по такой схеме и логике развиваются реформы в Китае. Видимо, этим и объясняется их высокая и устойчивая результативность.
Российские реформы были сориентированы на западные общественные ценности. Либерализация цен, приватизация и другие крутые меры вконец разбалансировали экономику и финансовую систему страны, породили стихийный (дикий) рынок, вызвали обнищание подавляющей части населения и невиданно бурную криминализацию общества. Однако не стоит искать причину этих последствий в самой, например, приватизации. Без научного подхода, без осознания населением целей, способов приватизации успешное проведение ее было просто невозможно. Бесцельная приватизация бессмысленна. Основная же цель ее сугубо экономическая: сменить собственника, чтобы объекты бывшей государственной собственности лучше управлялись и эффективнее функционировали, чем до приватизации. В нашей стране приватизация обернулась разграблением, разбазариванием огромного состояния, созданного трудом многих поколений людей, неслыханным обогащением незначительной части общества, породила целый шлейф негативных и труднопоправимых последствий. Экономический фундамент государства оказался основательно подорванным, в обществе нарастали недовольство, напряженность, конфликты.
Так, в 1992 г. в верхних эшелонах российских властных структур разразился острый конфликт, качалась жесткая конфронтация законодательной и исполнительной ветвей власти. Российская государственность оказалась у опасной черты саморазрушения. После разрешения этого конфликта с помощью военной силы последовали призывы к укреплению Российского государства, но реальные шаги в этом направлении не были сделаны. Напротив, события в Чечне еще больше подорвали престиж важнейших государственных институтов -- армии, МВД, органов государственной безопасности.
Сегодня укрепление Российского государства -- властное веление времени, неотложная необходимость. В укреплении государства объективно заинтересованы все партии и политические движения, общественные организации и ветви власти. Только в здоровом и сильном государстве они могут рассчитывать на честную реализацию интересов своих сторонников, а органы государства -- направить свою энергию на его благо.
Сильное, активно функционирующее государство -- важнейшее условие выхода из экономического кризиса и продолжения преобразований. Без него не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не реализуют свои ценности демократия и самоуправление, не возродятся российская наука, культура, справедливость и нравственность. Только такое государство способно успешно вести борьбу с преступностью, обеспечить гражданам России безопасность и спокойствие. Прочное и могучее Российское государство -- самый надежный и реальный гарант стабильности на всей территории бывшего Союза, надежной обороноспособности страны, поддержания мира в мировом сообществе.
Для укрепления российской государственности необходимо, во-первых, вернуть государству, его органам доверие народа; во-вторых, выяснить и устранить причины, обусловившие ослабление государства; в-третьих, разработать научно обоснованную концепцию его развития и укрепления. При разработке последней надо учитывать, что первоосновой российской государственности испокон веков были и остаются державность, народность, духовность, патриотизм и ведущая роль в укреплении государства, русского народа. Сегодня особую актуальность приобретает высокий профессионализм государственных служащих и должностных лиц всех уровней. В практическом плане укрепление государства -- это его эффективное функционирование в интересах общества и личности.
2.1. Внутренние функции Российского государства.
В драматический переходный период, который переживает наша страна, на первый план выдвигается экономическая функция государства, ибо без оздоровления экономики все пути к прогрессу, правовому и социальному государству будут заблокированы.
Экономическим фундаментом отечественной государственности должны быть многоукладная экономика, равные возможности для существования и развития всех форм и видов собственности. В такой ситуации перспективными станут те из них, которые на деле докажут свое преимущество. Сейчас в стране нужно производить только ту продукцию, которая необходима человеку, государству, мировому рынку. Поэтому главное здесь -- приоритетная государственная поддержка отечественного товаропроизводителя. Верный резерв подъема экономики -- демонополизация российского производства. Не может быть нормальной экономики, подлинной конкуренции, пока одно предприятие диктует другим своим условия только потому, что оно единственное. В этом деле без антимонопольного законодательства не обойтись.
Новый экономический механизм (институт рыночного хозяйствования, системы государственного управления, демонополизации, налогообложения, хозяйственного законодательства) еще только создается. Вот почему формирование системы государственно-правового регулирования рыночной экономики есть не отказ назад, а движение вперед, развитие реформы, укрепление Российского государства. В плохо управляемой рыночной экономике никогда не будет настоящего рыночного хозяйства.
Экономическая функция реализуется по двумя взаимосвязанным направлениям деятельности государства: 1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надежной охраны и защиты всех существующих форм собственности.
Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования. К государственному сектору экономики государство должно относиться как полноправный хозяин, иначе не преодолеть неразбериху, не остановить разбазаривание государственной собственности. Здесь возможны методы гибкого планирования, государственного заказа, а при проведении кадровой политики -- и административные методы. Однако главным и тут, видимо, должен быть метод материального и морального стимулирования.
Хозяйственно-экономические структуры гражданского общества самоуправляемы. Государство может воздействовать на них экономическими методами и правовыми средствами.
При многоукладной экономике государство обычно регулирует экономические процессы путем: установления государственных цен на отдельные стратегические и социально значимые виды продукции; распределения квот на сырье, импорт; установления (в той или иной мере) заработной платы; льготного кредитования в инвестирования; государственных субсидий и налогов.
Важнейшая обязанность государства состоит в том, чтобы надежно защитить свою экономическую основу (все формы собственности) от расхитителей, преступников. Для этого необходимо совершенствовать и обновлять законодательство, направленное на охрану экономической основы государства, повышать качество работы правоохранительных органов.
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Главное ее назначение -- обеспечить в стране начала социальной справедливости, создать для всех граждан равные возможности в обеспечении материального благополучия. В этой функции наиболее ярко выражается гуманистическая природа государства, его призвание разрешать или смягчать социальные противоречия в обществе на началах справедливости, обеспечивать человеку достойные условия жизни, гарантировать ему определенный объем материальных благ. Именно здесь проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: "Российское государство — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".
Социальная цена издержек и ошибок в проведении реформ оказалась столь внушительна, что ставит под сомнение необходимость самих реформ, вызывает у многих либо безразличное к ним отношение, либо активное или пассивное им сопротивление. Давно сказано и доказано, что даже самые лучшие планы, самые необходимые и полезные реформы могут быть извращены, загублены плохим их исполнением. Однако сами реформы тут не при чем, виноваты реформаторы, их волюнтаризм, некомпетентность, безответственность.
За последние годы десятки миллионов жителей страны оказались за чертой бедности. Среди них и люди преклонного возраста, и трудоспособные рабочие, и крестьяне, и интеллигенты, ученые, работники высшей школы. Невыносимы условия жизни многих молодых семей. В обществе возникло вопиющее и уродливое по своим исходным нравственным началам неравенство. Баснословно богатыми оказались не талантливые люди, не активные предприниматели, товаропроизводители, а те, кто расхищал, разбазаривал, продавал за рубеж созданное многолетним трудом общенародное достояние, т.е. разбогател криминальный капитал — главный источник роста преступности, обнищания и деградации общества.
Чтобы изменить столь взрывоопасную социальную ситуацию, государству целесообразно свою деятельность на ближайшую перспективу подчинить следующим задачам: остановить падение уровня жизни населения; усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; осуществлять адресную поддержку наименее защищенных социальных слоев; более равномерно и справедливо распределять бремя экономического кризиса между различными группами населения; активно развивать социальное законодательство, создать социальный кодекс Российской Федерации. Новой для социальной функции является проблема безработицы. Здесь нужны, во-первых, меры по защите полностью или частично безработных, во-вторых, государственная забота о снижении уровня безработицы.
В условиях рыночной экономики значение основной получает функция по налогообложению и взиманию налогов, органично связанная с экономической и социальной. Бюджет государства, его финансовые возможности целиком зависят от различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Отсюда принципиальное значение при-, обретают государственная политика налогообложения, обязанность государства в интересах социальной справедливости регулировать высокие и сверхвысокие доходы путем прогрессивного налогообложения. Впервые научные принципы налоговой системы, выдержавшие испытание временем, обосновал и сформулировал в конце XVIII в. Адам Смит, суть которых в следующем:
1. Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
2. Они должны быть понятны налогоплательщикам.
3. Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и когда ему надлежит платить и почему.
4. Налоги должны быть справедливыми.
Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком больших средств.
Сложная налоговая система Российской Федерации, законодательно закрепленная в 1992 г. плохо соответствовала и названным принципам, и требованиям жизни. Принятый 16 июля 1998 г. и вступивший в действие с 1 января 1999 г. новый Налоговый кодекс РФ (часть первая) делает шаги навстречу жизни. Вместе с тем реализация упомянутых научных принципов остается приоритетной задачей по дальнейшему совершенствованию российского налогового законодательства. При этом налоговое бремя необходимо активнее переносить со сферы товарного производства, работ и услуг в сферу разрастающегося посредничества и спекулятивной торговли.
Функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка -тоже одна из важнейших в деятельности Российского государства. В Конституции РФ говорится, что Россия - правовое государство. Следовательно, первостепенная задача заключается в том, чтобы конституционные права и свободы человека и гражданина стали реальными, т. е. всесторонне гарантированными и защищенными. Пока же страну захлестывает высокий вал преступности, честь гражданина, неприкосновенность его личности, жилища и другие права беззащитны перед преступниками, бюрократами, коррупционерами. Решать проблему безопасности гражданина необходимо с применением правовых, организационных, кадровых, финансовых мер. Требуется и развитая и доступная система юридической помощи населению
Тревожная экологическая обстановка в мире и стране придает самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Экологически агрессивное промышленное и сельскохозяйственное производство агрессивно и по отношению к человеку, его здоровью, благополучию будущих поколений. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции. Поэтому конституционной является обязанность всех органов государства обеспечивать условия, способствующие оздоровлению природы.
Главное внимание здесь должно быть уделено обеспечению экологически безопасного устойчивого развития страны в условиях рыночных отношений; охране окружающей среды (в том числе выводу из кризисной экологической ситуации крупных городов и промышленных центров, радиационной безопасности населения); оздоровлению и восстановлению нарушенных экосистем России; участию в решении глобальных (мировых) экологических проблем. Назрела острая потребность в научно обоснованной концепции перевода Российской Федерации на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач. Выход российской экономики из кризиса немыслим без развития науки и техники, что и определяет важное значение функции государства по обеспечению (стимулированию) научно-технического прогресса. Ослабление внимания государства в последние годы к этому жизненно важному направлению его деятельности немедленно и губительно сказалось на некогда мощном научно-техническом потенциале страны. Ежегодно многие тысячи ученых вынуждены искать хлеб насущный либо в коммерции (и тогда прощай, наука), либо за рубежом. В то же время почти приостановился приток в науку свежих молодых сил. Страна постепенно теряет современную техническую инфраструктуру, ценнейшие (прежде всего наукоемкие) производства. Мы уже отстаем не только от мировых достижений, но и от самих себя. Если ситуация не будет изменена, то у России не будет шансов на достойное место среди государств мира в грядущем. XXI столетии.
Основная цель всех преобразований в организации науки -- создание благоприятных условий для творческой деятельности первичных научных коллективов. Для этого необходимы бюджетное финансирование фундаментальных научных исследований, принятие закона о науке и научно-технической политике.
2.2. Внешние функции Российского государства.
Глубокие преобразования всей системы общественных отношений внутри страны не могли не отразиться на российской внешней политике. Но за последний период неузнаваемо изменилась не только Россия. Другим, более сложным и непредсказуемым стал весь мир.
Основа внешнеполитического курса Российского государства -- общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и независимость других государств и того же требует от них. В рамках этих универсальных принципов наше государство будет защищать свои интересы, и если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав человека, его чести и достоинства.
Насущные проблемы интеграции в мировую экономику, использования преимуществ международного разделения труда выдвигают в число важнейших функцию торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля. Цель такого контроля и всей торгово-экономической деятельности государства -- не допустить превращение России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. Сегодня жизненно необходимы также самые жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные средства. Рассматриваемая функция предполагает не только взаимовыгодную торговлю с другими государствами, но и привлечение иностранных инвестиций в экономику России.
Не теряет актуальности и значения функция поддержания мира, оздоровления международной обстановки. В данном направлении у Российского государства есть четкие приоритеты в международной политике. Важнейший из них -- недопущение новой глобальной войны ("холодной" или "горючей"). Именно поэтому Россия однозначно стоит на позициях укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и новейших военных технологий. Но мы считаем этот принцип обязательным для всех, а не только для России, как полагают некоторые. Российское государство должно положить конец порочной практике односторонних уступок.
Российское государство активно участвует в международных миротворческих акциях по разрешению международных и межнациональных конфликтов. Современный мир нуждается в новом взгляде на глобальные проблемы и цели XXI в. И Россия способна генерировать здесь крупные оригинальные идеи.
Функция обороны страны также продолжает оставаться в ряду основных, ибо одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска России предназначены для: защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов государства, в случаях агрессии против него и его союзников; пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственных границах, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; проведения операций с целью поддержания мира по решения Совета Безопасности ООН или согласно международным обязательствам России.
Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества Российского государства со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем -- борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.
Заключение
Таким образом, на основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод: Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. Исчезают одни функции, возникают другие. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства также изменяется.
На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов остаётся вопрос об аспектах связанных с реализацией роли государства. Роль государства в современной общественной жизни постепенно увеличивается не смотря на кризис 90-х годов и как некогда актуально звучит вопрос о теоретических подходах к изучению функций государства.
Определение понятия государства даётся у ряда теоретиков, однако делая из них выборку и производя синтез можно остановиться на следующем общепринятом определении: государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом, что и понимается под функциями государства.
Подводя общий итог можно выделить следующие направления, в частности внешние и внутренние функции а также основанием для классификации может служить так называемые постоянные и временные, основные и не основные функции.
В сегодняшних Российских реалиях функции государства приобретают следующую окраску, в частности в процессе реализации они столкнулись с такими сложностями, как отсутствие чёткой структуры исполнительной власти и исполнения законодательства, отсутствие правосознания у населения и т.д. Возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают правопорядок и законность и позволяют стабилизировать ситуацию в стране, тем самым, обеспечивая реализацию таких стратегически важных функций государства, как внешняя оборона и экономическое развитие страны.
Подводя общий итог можно сказать, что цель, поставленная для этой работы была достигнута, однако стоит отметить, что данная работа является лишь первым шагом на пути углублённого изучения этой темы, которое должно способствовать уяснению того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом, на который оно направленно.