Их условно можно разделить на две категории:
1) структурные - воздействие оказывается на содержание конфликта (более характерны для продуктивных конфликтов);
2) межличностные — воздействие оказывается на участников конфликтов (чаще применяют для решения неконструктивных конфликтов).
Пять основных структурных способов устранения конфликтов:
1) на основе четкого описания рабочих мест можно создать ситуацию, когда персоналу будет просто нечего делить между собой, так как их интересы не будут пересекаться;
2) путем введение жесткой системы единоначалия, когда решение принимает только один человек;
3) на основе установления общих оценочных показателей, когда стимулирование труда осуществляется не путем учета индивидуальных показателей, а по итогам работы организации в целом;
4) на базе использования системы поощрения бесконфликтной работы — при наличии конфликтных ситуаций для их участников снижается объем материальных выплат по итогам труда;
5) разрешение с учетом целей конфликтов — определяется истинная причина конфликта
Межличностные способы устранения конфликтов делятся на семь основных видов:
1) уклонение — выработка у работников установок на неучастие в конфликтах;
2) сглаживание — формирование путем тренинга персонала мнения, что любой конфликт для него невыгоден, и это абсолютная истина;
3) принуждение, т.е. силовое подавление одной из сторон в конфликте;
4) решение проблемы
5) эмоциональный взрыв — сознательная провокация менеджером эмоционального возмущения персонала против участников конфликта
6) удаление одной из сторон
7) использование компромисса
Компромисс как способ решения конфликта можно использовать только в двух случаях:
1) когда причина конфликта носит временный характер и надо на какой-то период погасить эмоции его участников;
2) если менеджер не знает способов решения проблемы или пока не готов ее решить, и ему надо обеспечить себе резерв времени для окончательных действий.