Самооценка личности

Цель задания. Нахождение количественного выражения уровня самооценки.

Необходимый материал. Слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнера­достность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамят­ность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, мед­лительность, мечтательность, мнительность, мстительность, на­стойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, раз­вязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержан­ность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Ход выполнения задания. Количественное выражение уровня самооценки можно проводить методом выбора слов, характеризующих представления испытуемого о том, какими чертами он хотел бы обладать и действительно обладает. Испытуемый внимательно просматривает слова и составляет из них два ряда (от 10 до 20 слов в каждом). В первый ряд выписывает слова, которые, по мнению испытуемого, характеризуют положительные черты его субъективного идеала. Во второй ряд выписывает те слова, которыми его идеал обладать не должен (условно можно назвать это второе множество «антиидеалом»). Первый ряд слов соста­вит «положительное» множество, второй ряд — «отрицательное» множество. Они будут эталонами.

Затем испытуемый должен выбрать из «положительного» и «отрицательного» множеств те черты, которыми он, по его мне­нию, обладает. Причем он должен ориентироваться не на сте­пень выраженности данной черты, а только на ее присутствие или отсутствие («да» или «нет»).

Обработка данных выполненного задания. Для каждого множества подсчитывается количество тех черт, которые выбрал испытуемый, и делится на общее количество слов в соответствующем эталонном ряду. Если коэффициент по положительному множеству близок к единице, то испытуемый, скорее всего, переоценивает себя, некритически относится к себе. Коэффициент по отри­цательному множеству, близкий к единице, говорит о недооценке своей личности и о повышенной критичности испытуемого. Коэффициент по положительному множеству, близкий к нулю, указывает на недооценку себя. Коэффициент по отрицательному множеству, близкий к нулю, указывает на повышенную самооценку. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке себя испытуемым: он не переоценивает себя и в то же время достаточно критичен.

Список литературы

1. Алексеев Л.А, Абраменко А.И. Практикум по общей психологии.- М.,1986.

2. Богословский В.В. Общая психология.- М.,1981.

3. Крутецкий В.В. Психология.- М., 1986.

4. Общая психология. Учебник для студентов пед. вузов./Под ред. А. В. Петровского: 3е издание.-М.:Просвещение,1982.

5. Понарядова Г.М. Научи себя запоминать: Учеб. Пос. – СПб.: Образование., 1997.

6. Практические занятия по психологии. Под ред. Петровского А.В.- М.,1972.

7. Психологические тесты/Под ред. Э. Р. Ахмеджакова. - М.: “Лист”, 1996, - 320с.

8. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

9. Психология. Словарь. Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. - М.:Политиздат, 1990.

10. Немов Р.С. Практическая психология: Учебн. Пособие. – М: ВЛАДОС, 1997.

11. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: