Лекция №5. Понятие деятельности и речевой деятельности

Основная категория для ПЛ понимания реальности языка.

Деятельность- категория философского уровня применительно к человеческой природе, потому что человек реализует себя в деятельности (это жизнь). Деятельность – сознательная активность Сон – нецеленаправленная бессознательная форма существования субъекта. Есть деятельности бытового обихода – это целенаправленные деятельности. Чтение книги – РД. Вся жизнь – совокупность деятельность, сопровождающий и переходящих друг в друга. Существуют другие формы активности: эйфория, алкогольное опьянение. Только в деятельности мы достигаем своих целей. Только в деятельности осуществляется жизнь субъекта. Создается семья, рождаются дети, приобретаются профессиональные навыки, т.о.

деятельность – это отдельная, частная форма глобальной жизнедеятельности человека, это только часть объемной жизнедеятельности; форма наряду с другими формами деятельности (деятельность бытового обихода, учебная и т.д.)

Мы получаем набор характеристик, к которым можно добавить что-то еще.

Характеристики деятельности:

1. Деятельность побуждается какой-то потребностью - переживание нужды к чему-либо. Потребность определяет последующую деятельность.

2. Целевой фактор. Активность человека ориентируется на определенные цели. Цель – это идеальный образ полезного результата как закон, определяющий само достижение этого результата. Получается целевой цикл. Цель – идеальный образ того, что мы хотим получить в результате действия определенной потребности, потребность – цель.

3. Наша активность всегда открыта действительности, ориентирована на действительность. Она побуждается внутренней потребностью, но достижение этой потребности реализуется в реальном мире, который мы должны изучать и понимать. Компонент действительности

4. Активность бывает либо внутренней, либо внешней. Если активность внешняя, она сопровождается определенной внутренней деятельностью (психическое сопровождение всегда существует).

5. Деятельность всегда осуществляется с использованием определенных ресурсов: интеллектуальная деятельность – с использованием ресурсов интеллекта, РД – с использованием ресурсов языка.

6. Наша активность сопровождается изменением опыта. Каждая совершенная активность фиксируется нашим опытом и изменяет нашу способность совершать эту деятельность. Способность осуществлять деятельность – важнейшее свойство деятельности.

Деятельность – это частная форма, глобальной жизнедеятельности субъекта, представляющая собой побуждаемую потребностью целесообразную, соотносимую с действительностью внутреннюю или внешнюю активность, совершаемую с использованием определенных ресурсов в виде действий и операций на основе специфической потребности и опыта с изменением опыта в ходе ее осуществления.

Механизмы вероятностного прогнозирования.

РД.

Черты:

1. У РД есть специфическая речевая потребность. Это чисто психолингвистическая потребность.

2. РД – бесспорно целесообразная, употребление языка может быть представлено в виде неявно осмысленного психического процесса. Многие процессы происходят на грани бессознательного и сознательного. Субъективность свойства и речевой деятельности, не всегда мы говорим что-то с определенной целью.

3. РД ориентирована на речевое действие, т.е. саму речевую ситуацию и само высказывание, которое функционирует в речевой ситуации. Знания о собеседнике необходимо, чтобы построить нормальную коммуникацию. Выбираем средства в зависимости от оценки собеседника.
Собеседник та реальность, которую мы осознаем, анализируем и извлекаем определенные данные, которые позволяют нам адекватно выстроить свою РД.

4. Процессы порождения и восприятия высказывания также являются внутренними и внешними. Высказывание порождается одним собеседником и воспринимается другим.

5. РД использует язык, который является богатейшей совокупностью ресурсов общения, использует ресурсы говорящего и понимающего речь. Память, мышление (образное, словесно-логическое, эвристическим, алгоритмическим).

6. Опыт. Данная категория является РЕЛЕВАНТНОЙ для РД. Наше понимание, его производство опирается на наш коммуникативный опыт.

7. Способности. Говорить можно только обладая способностью говорить. Все говорят по-разному в зависимости от способностей. Речь – персональный индикатор личности.

РД не может быть самостоятельной она обслуживает другие виды деятельности. И главным образом РД обслуживает потребность организации коммуникации людей. (пример: волейбол «Беру»)

РД – это частная, отдельная форма глобальной жизнедеятельности субъекта, представляющая собой побуждаемую специальной речевой потребностью, целесообразную, соотносимую с действительностью, а главным образом с коммуникативной действительностью, активность.

Активность – внутренне или внутренне и внешне совершаемая деятельность на фоне механизма ориентирования в действительности в виде речепсихических действий и операций (специфичных) с использованием ресурсов языка на основе коммуникативной способности и коммуникативного опыта, который изменяется в ходе совершения действительности.

Какую роли грают мотивы, культура?

Культура – мотивы, цель, знания и опыт.

РД связана с важнейшими свойствами человеческой природы.

ПЛ – антропологическая лингвистика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: