Принципиальная динамика структура РД

Рассмотрение динамики РД важно, так как динамика будет рассмотрена как процесс, последовательность, смена событий, имеющих место в речепсихической активности субъекта.

Струкура подразумевает рассмотрение принципиальных частей в РД, а также следование порядку в одной части за другом.

4 вида РД:

· Говорение

· Письмо

· Чтение

· Аудирование

При этом выделяют пары видов РД, которые могут быть сгруппированы в определенные типовые процессы, а именно: процессы порождения высказывания и смыслогового восприятия и понимания высказывания. В процессе порождения высказывания ведущим видом является г. В процессах смыслового

Для описания динамики РД начнем с потребности. Любое описание речевой активности должно начинаться с такого важно момента как потребность. Какова потребность, такова и деятельность, активность.

Потребность – переживаемая субъектом нужда в чем-либо. Для говорящего субъекта потребность определяется в следующем виде: субъект переживает необходимость что-либо сказать, что-то прочитать, что-то написать, прочитать или что-то услышать.

Субъект реализует в процессе РД то, что называется специфической РП, а именно он испытывает необходимость речевыми языковыми средствами оказать влияние на другого субъекта, чтобы побудить его на совершение определенной активности, которая и будет отвечать его собственным интересам.

Речепсихическая структура РД. Потребность.

Стартовый этап – мотивация.

Следующий этап в структуре иерархии динамики – формирование мотива, создание мотивации. Мотив же берется со стороны, он вырастает из потребности (переживание нужды). Формирование энергетического импульса. Данный мотив вырастает из потребности. Данное переживание и называется мотивом или мотивацией речевого поведения.

Любое действие берет начало в мотиве.

Когда субъект построил себе мотив, он обращается к Цели, целеформированию.

Цель – важнейшее событие в психической жизни субъекта. Цель – иделаьный образ полезного результата наших действий. И этот образ вляет на наши действия.

Цель – образ, некое психическое представление того, что мы должны получить в результате наших усилий.

Образ полезного результата, который толкает нас на совершение действий, необходимых для получения этого результата. Закон, который определяет все, что мы делаем.

Третья фаза – фаза цели, целеполагания или целеобразование. Формирование цели вытекает из мотивационного, потребностного фона поведения РД. Полезный результат удовлетворяет потребность (соответствующий мотиву). Любая деятельность сопровождается целью. Одна целевая логика прослеживает все три состояния6 потребности, мотив и цель.

11.03.2013

На следующем этап: мы обращаем внимание от цели к обстоятельству, при которых может быть достигнута (наил….. Мы обращаем внимание на действительность. Сами развитием событий внутри РД мы обращаемся к тому, чтобы изучить действительность. Это важный философский лингвистический и психолингвистический тезис. Мы обращаемся к действительности в силу самой РД. Т.о. следующие события в речепсихич Д это связаны с механизмом ориаентирования в действительности.

Механизм – это устойчивая последовательность событий, действия и операций.

Механизм обращения к действительности имеет определенное место в общей логике развития событий РД. Не может появиься раньше, чем целеобразование, а формирование цели следует за мотивацей, т.к. сама цель замотивирована и прежита в тех структурах и формах, которые обусловлены мотивом.

Формирование задачи. Задача – это прежеивание некоторй цели на фоне определенных условий, т.е. в наше переиание действительности входит не только цель нашец активности, но и осознание (неосознания) данного преживания. Задача –конкретизация целей применительно к условиям ее достижения. Эти условия имеют два модуса существования: языковые условия и неязыковые (неречевые).

Для субъекта, осуществлющего РД, сформирован определенный базис на этапе формирования задачи РД и использования языковых средств.

Этап внутреннего программирования до использов…. Внутренняя программа РД. Мы говорим что-то на основе внутренней программы.

Когда мы говорим, мы идем от внутренне программы к слову. Когда мы читаем или слвшим речь мы идем от слова к формированию внутренней программы. Именно на этапе внутренней прграммы образуется то, что называется смыслом. Смысл – это центральное событие в процессе РД. Потому что все осмыслено. Восприятие речи в ПЛ – смысловое воспритие речи.

Характеристика значения и смысла – центральная проблема лингвистической семантики, философской семантики и антропологии в целом. Смысл тесно связан со значением, но это не одно и то же. Существует множество работ. Значение – элемент социального опыта, закрепленный за языковым знаком. Одинаков для одной социокультурной группы. За каждым словесным знаком состоит определенный элемент социального опыта. Наше понимание действительности пропускается через сетку значений, словесных знаков. Наше понимание представляет собой своего рода фильтр социально сформированных элементов опыта понимания действительности.

Смысл вырастает из значения.

Смысл сам является результатом употребления значений. Смысл всегда формируется в субъекте. Смысл имеют субъективную форму существования. Значение имеет социальную надсубъективную форму существования общую для всех носителей языка. Смысл весгда имеет черты индивидуальности, неповторимости.

Смысл формируется в деятельности субъекта. Смысл - деятельностно субъективная категория. Поэтому смысл формируется после того, как субъект пережил и потребность, и мотивацию, и целеобразование и задачу. Смысл – ядро внутренней программы высказывания. Смысл имеет психическую форму существования. Смысл – психическое состояние субъекта, который переживает некоторую ситуацию на фоне определенных значений. Через сетку значений, субъективно, в ходе достижения определенных целей мы осознаем смысл.

Внутренняя программа имеет свою структуру. Внутренняя программа состоит из смысловых вех (образований).

Я ХОЧУ В ТЕАТР. Субъект. Характер действия, на атрибуты этих действий.

Внутренняя программа высказывания – мышление – предваряет говорению или идущее за говорением. В виде функциональной последовательности вех функционирования определенного смысла.

Каков язык мышления? Никакой.
Мышление – решение каких-либо задач, стоящих перед субъектом. Задачи решаются не проговаривание на каком-либо языке, а решение осуществляется в единицах особого языка, языка мышления.

Мышление – код образов и схем, универсальный предметный код. Мы мыслим не словами, а единицами, такими как образами событий, схем, образами предметов, которые не обязательно представлены словесной формой.

Переводчик воспринимает фразу на одном зыке и как бы освобождает ее от этнических языковых характеристик, выявляет ее смысл, в виде ее внутренней программы, формулирует этот смысл в своем внутреннем мире, программе в виде определенной записи. Это один перевод. Перевод из этнического языка А в язык внутреннего программирования. Затем переводчик внутреннюю запись переводит в другой этнический, специфический язык, облекая эту запись в грамматическую, фонетическую, графическую форму, наполненную лексемами.

События разворачиваются по двум сценариям:

Один для производста и порождения высказываня

Другой для смыслового восприятия, понимания высказывания.
Установлена определнная последовательность событий, которая имеет место быть в принципиальной динамике, которой существует три устойчивые фазы: фаза мотивационно-ориентировочная, фаза внутренней программы или фаза программирования, и фаза исполнения программы. А завершается все специальным этапом СЛЕЧЕНИЯ с тем, что сделано и с тем, что хотели получить. И в случае согласования результата с целью мы переходим к другому действию, а в случае рассогласования, происходит коррекция нашего РД и мы пересматриваем внутреннюю программу или пересматриваем какой-то другой продукт.

18.03.13

Лекция №6. Психолингвитсические модели порождения высказывания. Смысловосприятие и понимание высказывания.

1. ПЛ модель порождения

2. Смысловое восприятие и т.д.

ОДИН.

Общая структурная динамика процесса напоминает принципиальную структурную динамику речевой деятельность (прошл занятие).

Этот процесс порождения высказывания начинается с момента переживания субъектом некоторой потребности в том, чтоб воспроизвести определенное высказывание. Движение слева направо. Субъект переживает некоторую потребность. Содержание потребности состоит в том, чтобы произвести высказывание, с помощью которого говорящий субъект может оказать некоторое воздействие на партнера по речевому общению и тем самым побудить партнера к совершению психических или психических и моторных действий. Говорящий переживает потребность, ничего не сказав.

Следующее событие – мотив. Вырастает из потребности. Событие это не случайно. Мотивация – энергетический импульс, который побуждает говорящего субъекта к тому, чтобы что-то сказать. Но чтобы что-то сказать, нужно сначала пережить потребность, затем – мотив. Мотив запускает целую серию механизмов которые существуют в нашем речевом сознании В результате действия мотевов в нашем сознании и подсознании возникает то. Что называется целью. Цель РД – идеальнй образ полезного результатат некоторых речепсихических действий которые мы совершаем и одновременно цель – это закон, дейсвующий, направленный на то, что мы делаем. Если мы хотим чего-то добиться, используя РС, ти это и есть цель в идеальном смысле. Т.О. Мы переживаем ОБРАЗ и он заставляет вести себя соответствующим образом, то е сть использовать определнные средства и действовать по определенной схеме.

Ориентирование в действительности (MOD) Он ориентирован на широкое поле событий. Наше сознание направлено на то, чтобы понять что происходит. Понять, что свойственно речевому событию. Осмыслить возможность получения полезного реультата. В результате МОД мы получаем формировние новой речепсихической функцией, что называется задачей новой речепсихической функции. Здачи РД не чужды цели, она вырастает из нее. Задача – переживание цели в определнных условиях ее достижения. Представление о цели мы получили в результате рбаоты МОД. Это начальная фаза порождения высказывания.

Формирование внутренней программы высказывания. ВДВ. Представлет собой смысл будущего высказывания. Универсальный претдметный изобразительный код. Код образов и схем. Именно в этих единицах осуществляется смысловая запись внутреннего программирования.

Внутренняя программа еще не имеет оформленного выказывания.. Но у нее предопределено, как это высказывание будет построено. Сначала мы обозначаем лексически некоторый предмет, потом обозначаем лекчиески другой предмет, присваем определнные лекчисекие совйства первому или второму предмету, называем действия и т.д.

Три гипотезы о происхождении события:

1. Все начинается с этапа синтаксического построения.

2. Все начинается с этапа предметно лексического обозначения основных объектов.

3. Единой схемы для всех обстоятельств не существует, а существуют некоторые комбинации первой и второй схемы. Каждый раз выбирается такая схема, которая оказывается более адекватной для того, чтобы произвести высказывание в соответствующе нашей цели и реальным условиям.в котором происходит. Позииция нечеткая, но отражает реальное состояние ПЛ с др.времен до наших дней.

После ВДВ идет давление предыдущих. Это происходит на фоне продожающейся работы механизма МОД. Данный механизм продолжает сканировать действительность для того, чтобы получить сведения о том, насколько продуктивно и реально мы можем действовать, чтоб получить желаемое.

МОД продолжает работать постоянно. Если МОД посказывает, что стоит продолжать активность, то вступает механизмы реализации ВП.

Лекчисекий модуль отвечает за построение на основе определнных компонентов внутренней программы лексических форм, т.е форм слов в будущем высказывании.
Синтаксический – синтаксическое построение на основе внутр программы

Морфологический – составление слов и частей слов изменения одних слов в связи с другими и т.д.

Общая смысловая запись, которая не имела этнического языкового заполнения, начинает наполняться конкретным языковым материалом. Далее, это материал обретает определенную акустическую, фонетическую и графическую форму.

Т.о. мы получаем высказывание, опред уровнем заполненное.

Процедура производства высказывания реализует установленные в ПЛ структурное правило трехфазного исполнения речевой активности:

1. Мотивационно-целевая

2. Внутреннего прогнозирования

3. Исполнительная. Исполнительно-контрольная.

Если высказывание не реализует какую-то программу, то включается механизм коррекции. Происходит СЛЕЧЕНИЕ, КОНТРОЛЬ….

Для всех характерно постоянное изменение того, что мы говорим. Мы редко заканчиваем фразу в одной и той же структуре. Все это происходит под влиянием механизма ориентирования в действительности. (МОД). Чтобы не произошло в процессе высказывания, все должно быть учтено в МОДЕ и учтено субъектом в процессе производства высказывания.

Колоссальное значение МВП (мезанизма вероятностного программирования). Он тесно связан с фактором цели. Некоторые образы будущего мог… но базовая позиция действия механизмов прогнозирования – формирование цели. В дальнейшем и на уровне задачи и на уровне смыслов и на уровне модулей реализации. Высказывание получено, оно запущено адресату, реципиенту. На этом пласт заканчивается и субъект переходит к другой деятельности.


ДВА.

Любая деятельность начинается с потребности.
В этом случае – потребность понимание партнера. Соотнести свой собственный мир с позицией других людей, оценить точки зрения. Чтобы обеспечить свою собственную жизнедеятельность. СУТЬ: соотнести свой когнитивный, чувственный, эмоциональный фон с тем фоном, которые предлагают другие участники взаимодействия.

Мотив. Вырастает из потребности. Является энергитически толчком, чтобы произошло вс последующее.

Цель. Целепонимание и целевосприятие.

Формирование ВПВ. Или смыслоформировнаие. Особенность восприятия речевых высказыаний в отличие от порождения состоит в том, что мы получаем готовые графические и акустические знаки и их осмысливаем.

Контекст восприятия может быть знаковым и незнаковым, вляиет наличие шумов и т.д.

Так происходит рабта семантизации.

Знакам приписывается определнное значение через определнные модули. Поступающие знаки обрабатываются анализаторыми и мы получаем попределнны йнабор значений. В дальнейшем, под давлением событий, значение начинает обрабатываться в результате МОД. Обработка семантического материала происходит через мехнаизм анализи или синтез. Одновременно анализируется деятельность значений и происходит синтез, то есть сведение значений в более крупную группу. Это ведет к формированию внутренней программы. Это завершающий момент смыслового восприятия высказывания.

Работают мощные механизмы прогнозирования. То есть, от потребности, мотива и целеформироовани м ывыдвигаем гипотезы относительно того, какие в данных обстоятельствах значения несут те или иные знаки. Результаты этого вероятногостного пронозирования м ыоткладываем через механизм анализа и синтеза.

Получив поределнную смысловую запись высказывания, которая может представлять собой последовательность смысловых опор, мы получаем некоторую смысловую запись. Мы осознаем смысл высказывания.

Что может влиять на смысл?

Степень развития коммуникативного опыта.

Фактор адресата! Определяет смысл, которй мы получаем.

Сущесвтует ряд фаткров, которй будет влиять на смысловое восприятие высказывания.

Категория универсального предметного кода раскрывает внутреннюю механику процесса перевода. 9переводв ысказывпния на внутренний язык). Переводчикам в любых процецессах РД опред моменты – моменты испытываемой потребности. Мы получаем вопзможность понимать, что сначала мы переводи из одного языка во внутренний язык, а потом из внутреннего языка в другой, внешний. В этом случае включаются все механизмы. МЕХАНИЗМ ОРИЕНТРОВАНИЯ В ДЙ.

Понимание различных фаз в процессе производства высказывания, их содержания и структуры в процессе производста высказывания, уточняют для нас то, что является нашей профессиональной активнотью. ПЕРЕВОДОМ.

           
   
 
   
 
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: