Гендерная роль.
Гендерная роль, выполняемая индивидом в обществе, предопределяет его языковое поведение, которое может быть рассмотрено в рамках данной модели поведения личности. Поэтому очевидно, что половые различия менее важны для лингвистики, чем гендерные. Половые и гендерные роли часто рассматриваются вместе в разделе ролей, определенных полом, как если бы они были взаимозаменяемыми.
Существуют различия в языке, связанные с возрастом и полом говорящих. Они тоже имеют социальный характер (а не биологический). Различия обусловлены развитием общества и тем, что в старой деревне мужчины и женщины находились в разных условиях: женщины – домоседы, а мужчины очень часто отлучались.
В основе гендера как социального конструкта лежат три группы характеристик:
· Биологический пол
· Половые стереотипы
· «гендерный дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.
Пол – совокупность биологических признаков.
|
|
Гендер – стереотипы, импликации и т.д., которые общество приписывает полу.
Причины:
1. Вера в то, что социальные роли основаны на биологических.
2. Стремление понять как пол и гендер взаимодействуют в жизни
3. Социальные явления наиболее подвержены изменению
Гендер задается обществом. Общество учитывает пол, его проявление в обществе.
Социальный статус
Гендер часто ассоциируется с социальным полом, в отличие от биологического пола.
Изменение социальных отношений
Гендерное разнообразие
Гендерные стереотипы
Лингво-гендер – проявление психосоциальных характеристик, которые проявляются в языке, речи индивида.
Языковая личность
Гендерный тип личности – совокупность психосоциальных характеристик, лежащая в основе разграничения феминности, маскулинности, андрогинности – явления, при котором человек проявляет и женские, и мужские качества.
25/02/2012
Лекция №4. Язык как средство осуществления речевой деятельности
Речевое общение осуществляется по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических, лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения. Язык включает в себя слова с их значением и синтаксис. Иерархическая система.
Язык становится средством общения речевой коммуникацией и одновременно инструментом мышления только в процессе речи. В свою очередь речь осуществляется по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка.
Речь построена из элементов языка, подчинена его закону. Но она не тождественна языка. В живом процессе речи языковые единицы получают выбор, размещение, комбинирование, повторение и трансформирование.
Речь – язык практики.