Лекция №4. Язык как средство осуществления речевой деятельности

Гендерная роль.

Гендерная роль, выполняемая индивидом в обществе, предопределяет его языковое поведение, которое может быть рассмотрено в рамках данной модели поведения личности. Поэтому очевидно, что половые различия менее важны для лингвистики, чем гендерные. Половые и гендерные роли часто рассматриваются вместе в разделе ролей, определенных полом, как если бы они были взаимозаменяемыми.

Существуют различия в языке, связанные с возрастом и полом говорящих. Они тоже имеют социальный характер (а не биологический). Различия обусловлены развитием общества и тем, что в старой деревне мужчины и женщины находились в разных условиях: женщины – домоседы, а мужчины очень часто отлучались.

В основе гендера как социального конструкта лежат три группы характеристик:

· Биологический пол

· Половые стереотипы

· «гендерный дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия.

Пол – совокупность биологических признаков.

Гендер – стереотипы, импликации и т.д., которые общество приписывает полу.

Причины:

1. Вера в то, что социальные роли основаны на биологических.

2. Стремление понять как пол и гендер взаимодействуют в жизни

3. Социальные явления наиболее подвержены изменению

Гендер задается обществом. Общество учитывает пол, его проявление в обществе.

Социальный статус

Гендер часто ассоциируется с социальным полом, в отличие от биологического пола.

Изменение социальных отношений

Гендерное разнообразие

Гендерные стереотипы

Лингво-гендер – проявление психосоциальных характеристик, которые проявляются в языке, речи индивида.

Языковая личность

Гендерный тип личности – совокупность психосоциальных характеристик, лежащая в основе разграничения феминности, маскулинности, андрогинности – явления, при котором человек проявляет и женские, и мужские качества.

25/02/2012

Лекция №4. Язык как средство осуществления речевой деятельности

Речевое общение осуществляется по законам того или иного языка, который представляет собой целостную систему фонетических, лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил речевого общения. Язык включает в себя слова с их значением и синтаксис. Иерархическая система.

Язык становится средством общения речевой коммуникацией и одновременно инструментом мышления только в процессе речи. В свою очередь речь осуществляется по правилам языка и на основе использования соответствующих знаков языка.

Речь построена из элементов языка, подчинена его закону. Но она не тождественна языка. В живом процессе речи языковые единицы получают выбор, размещение, комбинирование, повторение и трансформирование.

Речь – язык практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: