Идея фазного строения принадлежит С.Л. Рубинштейну. Разные авторы выделяют разное количество фаз РД. Леонтьев – 5, Ладыженская – 4, Зимняя – 3.
Фазы РД по Зимней И.А.:
1. Побудительно-мотивационная
2. Ориентировочно–исследовательская (операциональная)
3. Исполнительная (реализующая).
1 фаза Побудительно-мотивационная.
Характеризуется наличием потребности и мотива.
Потребность – это личностное желание, стремление к речи («хочу сказать» или «не могу молчать»). В первый момент потребность имеет неосознанный характер как только потребность осознается, то есть появляется мысль о том, что я хочу сказать, она трансформируется в мотив.
Эту фазу называют этапом речевой интенции.
Огромное значение для логопедии:
Необходимо выделять в самостоятельную задачу формирование устойчивых мотивов к речи:
· Просто желание общаться
· Желание сообщать другим о своих достижениях
· Желание использовать речь в игровой, познавательной, предметно-практической деятельности и др.
В первую очередь это относится к безречевым детям. В статьях различных исследователей последних лет настойчиво отмечается, что без формирования устойчивой мотивации к речи результатом будет такой уровень, когда ребенок общается только в реактивной (ответном), постоянно поддерживаемом варианте. Сформировать у ребенка произвольную самостоятельную речь не удается.
2 фаза. Ориентировочно–исследовательская.
1 компонент – ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях коммуникации.
2 компонент – включает в себя 2 важных умственных действия:
¾ Планирование – выделение основных этапов деятельности и определение последовательности их реализации.
¾ Программирование – развертывание составление плана в программу деятельности, происходит конкретизация и детализация плана. А так же соотносятся этапы со способами и средствами речи. Способы – это виды и формы речи (устная -письменная, диалог - монолог). Средства – это знаки языка.
3 фаза. Исполнительная – реализующая и, одновременно, регулирующая.
Происходит реализация РД за счет целого комплекса речевых действий и операций, которые составляют сенсомоторный уровень порождения и восприятия речи. Это определенные речедвигательные операции, обеспечивающие двигательный акт речи, либо операции слухового восприятия речи. Происходит операция контроля за осуществлением РД и ее результатом (сличение с программой).