Характеристика основных видов речевой деятельности

Говорение, Слушание, Письмо, Чтение – основные виды осуществления РД

Эти виды рассматривают с разных позиций:

1. По характеру речевого общения:

· Устное общение (говорение-слушание). К этим видам у человека имеется наследственная предрасположенность: БП КГМ – зрелые в значительной степени морфоструктуры, позволяющие овладеть речью; наличие периферического речевого аппарата – анатомические части организма, отвечающие за овладение речью.

· Письменное общение (письмо-чтение) – надстроечные виды. Формируются на основе первых двух. Являются вторичными по происхождению и представляют собой более сложные виды РД. При афазии – являются более упроченными, т.к. формировались осознанно и являются опорой для восстановления.

2. По характеру выполняемой роли

· Реактивные (чтение-слушание) – выступают в качестве ответной реакции.

· Инициальные (письмо-говорение) стимулируют реактивные

3. По направленности на прием или выдачу речевого общения

· Рецептивные (слушание-чтение) – основаны на процессах восприятия - рецепции

· Продуктивные (письмо-говорение) – выдает в качестве продукта речевое высказывание

Операциональная структура речевой деятельности. Определение понятий «речевое действие» и «операция». Основные речевые действия и виды операций, реализующих речевую деятельность. Определение понятий «навык» и «умение». Охарактеризуйте речевые навыки.

Три фазы разворачиваются одна за другой посредством единиц речевой деятельности, к ним относят: действия и операции. Для того, чтобы полнее представить операционную структуру РД, необходимо дать характеристику каждой единице.

Деятельность (А.Н. Леонтьев) – активное жизненное отношение человека к действительности. Всегда есть мотив и всегда побуждается целью. Деятельность осуществляется при помощи действий.

Действие – определяется как одна из составляющих деятельности человека. Каждому действию присущи все те же этапы, что и деятельности: цель, реализация, контроль. Но деятельность понятие более общее, обширное и приводит к конкретному ощутимому результату. Действие от деятельности отличается тем, что отсутствует собственная мотивация, все подчинено общему мотиву. Например, человек осуществляет действие по различению звуков, но это действие входит в состав такой деятельности как слушание. И цель здесь – понять собеседника, а не научиться различать звуки.

Либо вождение машины – это деятельность, состоящая из множества действий: завести машину, выжать сцепление и т.д.

Основные речевые действия:

1. Речевое высказывание при говорении и письме

2. Действие восприятия и понимания в процессе слушания и чтения

Речевые высказывания могут быть трех видов:

¾ Отдельные (одиночные)

¾ Развернутое речевое высказывание – повествование, рассуждение

¾ Комбинированное. Когда одна часть речевого высказывания выражается в знаках языка, а другая в паралингвистических средствах.

Действие надо каким-то способом выполнять. Этим способом является операция.

Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций.

Операции – это автоматизированные способы выполнения действия. Действие, доведенное до автоматизма, становится операцией. Операции выполняются на уровне умения или навыка.

К речевым операциям, обеспечивающим построение и реализацию речевых действий, относятся:

¾ Операция сличения, выбора, смысловых и языковых элементов,

¾ Операции определения основных смысловых звеньев

¾ Операция выбора лексических единиц

¾ Операция выбора грамматической конструкции и т.д.

Все эти операции осуществляют реализацию основных речевых действий: восприятия, понимания, произнесения или написания отдельного речевого высказывания.

Навык – определяется как качественный уровень выполнения действия или операции, при этом человек уже не отвлекается на техническую сторону выполнения и сосредотачивается на содержании.

Навыки речевой деятельности:

¾ Навык речевого общения

¾ Навык диалогической и монологической речи

¾ Навык осмысления предмета речи

¾ Навык интонационно выразительного оформления речи

¾ Навык правильного звукопроизношения и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: