Проявление психологических характеристик в деятельности

Всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достиже­ние определенных целей. По характеру направленности и содержания выделяют моти­вы, связанные с общением, познанием, собственной личностью и с трудовой деятель­ностью. Для человека мотив выступает как субъективно переживаемая побудительная сила, непосредственная причина его деятельности. Основой мотива являются раз­личные потребности человека. Мотив - это форма субъективного отражения потреб­ностей.

Как правило, в качестве побудительной силы в деятельности выступает совокуп­ность мотивов. В течение жизни у каждого человека формируется определенная си­стема мотивов, одни из которых становятся доминирующими, другие — подчинен­ными. Эту систему мотивов называют мотивационной сферой. Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направлен­ность и характер деятельности человека, его поведение.

Формирование системы мотивов является важной задачей. Например, деятель­ность летчика связана с выполнением сложных и опасных задач, с риском для жизни. В этих условиях ведущий мотив (желание летать) должен иметь уровень и силу, которые могли бы в любых условиях обеспечить необходимую мобилизацию способно­стей и резервов человека.

В конкретной деятельности система мотивов «замыкается» на определенную цель, которая формирует содержание этой деятельности. Цель деятельности — это ее пред­ставляемый результат. Для человека-оператора, например, целью его деятельности является образ заданного состояния объекта управления (того состояния, в которое этот объект нужно перевести). Являясь идеальным представлением конечного резуль­тата деятельности, образ-цель выступает в качестве предпосылки, определяющей на­чало этой деятельности. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована.

Образ-цель определяет критерии выбора и интеграции информации о текущем состоянии объекта управления и соотнесение ее с образом будущего состояния объек­та управления. Достижение поставленной цели — не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс «развертывания» цели в систему частных задач со своими промежуточными целями. Так, цель деятельности авиационного диспетчера — обес­печение безопасности взлета, полета и посадки самолета. Но, осуществляя эту дея­тельность, он решает такие частные задачи, как установление связи с экипажем, оцен­ка воздушной обстановки и т. д. Каждая такая задача состоит из более мелких, например просмотр расписания, наблюдение за экраном радиолокатора, запросы о состоянии бортовых систем.

Формирование образа-цели связано с понятием «опережающее отражение», вве­денным П. К. Анохиным. Опережающее отражение проявляется в форме предвиде­ния (прогнозирования, антиципации, экстраполяции) и выбора цели. Предвидение относится к опережающему отражению объективного хода событий, взятых безотно­сительно субъекта, выбор же цели характеризует опережающее отражение, включен­ное в деятельность субъекта (цель выступает как опережающее отражение будущего результата). В образе-цели объект отражается как изменяющийся не сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности; например, заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в ре­зультате управляющего воздействия, осуществляемого оператором.

Сформированный в начале деятельности образ-цель должен сохраняться в памя­ти оператора до окончания деятельности, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Возможны и такие случаи, когда человек ставит перед собой не одну, а несколько целей, а следовательно, выполняет несколько видов деятельности.

Отношения мотивов и целей весьма сложны и динамичны. В одних случаях цели и мотивы могут расходиться и даже вызывать ситуацию внутренних противоречий, в других они создают гармоничное единство.

Процесс овладения деятельностью и ее совершенствования развивается как бы по спирали. Сформированный вектор «мотив-цель» реализуется в деятельности; осу­ществленная деятельность (достигнутая цель) создает возможность перевода этого вектора на новый уровень, который также реализуется в деятельности, что создает новую возможность, и т. д. В этом движении развиваются и реализуются способно­сти человека, его интересы, профессиональное мастерство, личность в целом.

Важным компонентом деятельности человека-оператора является прием инфор­мации об объекте управления и внешних условиях, который обеспечивается такими психическими процессами, как ощущение, восприятие, представление и мышление. Прием информации необходимо рассматривать как процесс формирования перцеп­тивного образа, представляющего собой субъективное отражение в сознании челове­ка свойств воспринимаемого объекта. Процесс формирования перцептивного образа включает несколько стадий восприятия информации:

— информационный поиск — просмотр информационного поля в целях поиска за­данного объекта, сигнала;

— обнаружение — выделение объекта из фона;

— различение — раздельное восприятие двух объектов, расположенных рядом, и выделение деталей объектов;

— опознание — выделение существенных признаков объекта и отнесение его к определенному классу.

Длительность этих стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала.

Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становле­ния его образа важно для решения таких инженерно-психологических задач, как вы­бор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изоб­ражении, скорости передачи сигналов и т. д.

Восприятие как основа процесса приема информации характеризуется такими свойствами как целостность — анализ и синтез комплексных раздражителей в про­цессе деятельности, осмысленность — отнесение воспринимаемого объекта к опре­деленной категории, избирательность — преимущественное выделение одних объек­тов по сравнению с другими как выражение определенного отношения оператора к воздействию на него сигналов, константность — относительное постоянство некото­рых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия («Ос­новы инженерной психологии», 1986; «Справочник по инженерной психологии», 1982). Перечисленные свойства проявляются в процессе становления перцептивного

образа, — этот факт имеет большое значение для пра­вильного построения средств отображения инфор­мации, для организации профессионального отбора и подготовки операторов.

Физиологической основой восприятия является работа анализаторов. Наибольшее значение для дея­тельности оператора имеют зрительный, слуховой и тактильный (осязательный) анализаторы. Основны­ми характеристиками любого анализатора являются пороги — абсолютный (верхний и нижний), диффе­ренциальный и оперативный. Эти пороги существу­ют для восприятия энергетических (интенсивность), пространственных (размер) и временных (продол­жительность воздействия) характеристик сигнала («Основы инженерной психологии», 1986; «Совре­менная психология», 1999; «Справочник по инже­нерной психологии», 1982). Абсолютный порог характеризует либо минимальную величину раздражителя, вызывающую едва заметное ощущение, либо его максималь­но допустимую величину, за которой возникает болевое ощущение. Для характерис­тики различения сигналов используется понятие «дифференциальный порог», кото­рое обозначает минимальное различие между двумя раздражителями (сигналами). Для характеристики оптимальной различимости сигналов, при которой достигаются максимальные значения скорости и точности этого процесса, используется понятие «оперативный порог различения» (обычно оперативный порог различения в 10-15 раз больше дифференциального).

Особенности устройства и функционирования анализаторов определяют общие требования к сигналам, адресованным к операторам. Человек-оператор около 90-95 % всей информации получает через зрительный анализатор. Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, временными и инфор­мационными характеристиками сигналов, поступающих к оператору (рис. 24-1). Энер­гетические характеристики определяются мощностью (интенсивностью) световых сигналов, воспринимаемых глазом.

Основной информационной характеристикой зрительного анализатора является пропускная способность — количество информации, которое анализатор способен принять в единицу времени. На корковом уровне величина этого показателя составляет 20-70 бит/с, а для деятельности в целом — только 2-4 бит/с.

Пространственные характеристики зрительного анализатора определяются вос­принимаемыми глазом размерами предметов и их месторасположением в простран­стве. К ним относятся: острота зрения, объем зрительного восприятия и поле зрения Острота зрения — это способность глаза различать мелкие детали предметов Острота зрения определяется величиной, обратной минимальному размеру предме­та, при котором он различим глазом. Острота зрения зависит от уровня освещенио­сти, расстояния до рассматриваемого предмета и его положения относительно наблю­дателя.

Объем зрительного восприятия — число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации, при одномоментном восприятии. Установлено, что при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия состав­ляет четыре-восемь элементов. Однако практически объем воспроизведенного мате­риала в большей степени определяется и лимитируется объемом памяти человека.

Поле зрения — пространство зрительного восприятия при неподвижной голове и фиксированном взгляде. Поле зрения условно можно разбить на три зоны:

— центрального зрения (около 4°), где возможно наиболее четкое различение де­талей;

— ясного видения (30-35°), где при неподвижном глазе можно опознать предмет без мелких деталей;

— периферического зрения (75-90°), где предметы обнаруживаются, но не опо­знаются.

Зона периферического зрения играет важную роль при ориентации во внешней обстановке. Объекты, находящиеся в этой зоне, легко и быстро могут перемещаться в зону ясного видения с помощью установочных движений (скачков) глаз. Поисковые (установочные) и гностические (познавательные) движения глаз, участвующие в об­следовании объекта, в его опознании и различении его деталей, имеют большое зна­чение в процессе зрительного восприятия. Основную информацию глаз получает во время фиксации (относительно неподвижное положение глаза), когда взор присталь­но устремлен на объект, —продолжительность фиксации в зависимости от условий восприятия составляет 0,25-0,65 с и более.

Временные характеристики зрительного анализатора определяются временем, необходимым для возникновения зрительного ощущения. К ним относятся:

— латентный (скрытый) период зрительной реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения; его величина зависит от интенсивности сигнала (так называемый «закон силы»: чем сильнее раздражитель, тем короче реакция), его значимости, сложности работы, возраста оператора и т. п.;

— критическая частота мельканий — та минимальная частота проблесков, при ко­торой возникает их слитное восприятие; она зависит от яркости, конфигурации и раз­меров знаков;

— время адаптации — продолжительность приспособления чувствительности гла­за к новым условиям освещения; различают темновую адаптацию (при переходе от света к темноте) и световую (при обратном переходе);

— длительность инерции ощущения — продолжительность сохранения ощущения от воздействия сигнала (исчезновение образа сигнала наступает чрез 0,2-0,5 с).

— длительность информационного поиска (нахождение на устройстве отображе­ния объекта с заданными признаками) — суммарное время перемещения взора и про­должительности каждой фиксации на признаке объекта в зависимости от числа ша­гов поиска (числа фиксаций).

Для операторской деятельности характерными являются действия, связанные с восприятием движущихся объектов. Минимальная скорость движения, которая мо­жет быть замечена глазом, зависит от наличия в поле зрения фиксированной точки отсчета и составляет 1-2 угл. мин/с (без нее — 15-30 угл. мин/с).

Объем зрительного восприятия ограничен, с одной стороны, объемом оператив­ной памяти (4-8 элементов), а с другой стороны, размером зоны ясного видения.

В процессе информационного поиска эти размеры составляют примерно 10° (в гори­зонтальной и вертикальной плоскости).

Значительная часть информации в системах управления поступает к человеку в форме звуковых сигналов. Слуховой анализатор человека улавливает форму волны, частотный спектр чистых тонов и шумов, обнаруживает и опознает звуки в большом диапазоне интенсивностей и частот, позволяет дифференцировать звуковые раздра­жения и определять направление звука, а также удаленность его источника. Слухо­вой аппарат человека воспринимает как слышимый звук колебания с частотой 16-20 000 Гц, наиболее же чувствителен к колебаниям в области средних частот — от 1000 до 4000 Гц.

Основными количественными характеристиками слухового анализатора также являются абсолютный и дифференциальный пороги. Их величины зависят прежде всего от частоты и интенсивности звука и рассчитываются с помощью специальных графиков и формул («Авиационная медицина», 1986; «Справочник по инженерной психологии», 1982). Субъективное впечатление от воздействия звуковых колебаний, зависящее от интенсивности звука, определяется как его громкость.

Временной порог чувствительности слухового анализатора, т. е. длительность зву­кового раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, так же как пороги по громкости и высоте, не является постоянной величиной. С увеличением как ин­тенсивности, так и частоты он сокращается.

С увеличением длительности звука слуховое ощущение постепенно проясняется: человек начинает различать высоту и громкость. Минимальное время, необходимое для отчетливого ощущения высоты тона, равно примерно 50 мс.

Дифференциация двух звуков по частоте и интенсивности также зависит от отно­шения их по длительности и от интервала между ними. Как правило, звуки, равные по длительности, различаются точнее, чем неравные.

Слуховой анализатор обеспечивает также оценку положения источника звука в пространстве: его расстояние и направление относительно субъекта. Пространствен­ная локализация источника звука возможна благодаря восприятию звуков одновре­менно двумя ушами (бинауральный слух). Бинауральный слух от моноурального отличается более высокой абсолютной чувствительностью, помехоустойчивостью, разрешающей способностью при дифференцировании изменений высоты и громко­сти тональных сигналов и большей возможностью различения пространственного по­ложения источника звука («Справочник по инженерной психологии», 1982).

Пороги восприятия звука зависят от времени предъявления и длительности сиг­нала, положения головы, степени адаптации и изменяются с течением времени для одного и того же человека, — эти колебания могут превышать усредненные показатели в 3-4 раза.

В реальных условиях деятельности человеку приходится воспринимать звуковые сигналы на том или ином фоне. При этом фон может маскировать полезный сигнал что, естественно, затрудняет его обнаружение. При конструировании акустически индикаторов задача борьбы с эффектом маскировки и поиска оптимального отноше­ния интенсивности полезного сигнала к интенсивности шума (фона) является одной из важнейших.

Кожный анализатор обеспечивает восприятие прикосновения (слабого давления) боли, тепла, холода и вибрации. Для каждого из этих ощущений (кроме вибрации) в коже имеются специфические рецепторы либо их роль выполняют свободные нерв­ные окончания.

Чувствительность к прикосновению (тактильная) проявляется при деформации кожи под давлением внешнего воздействия. Ощущение возникает только в момент деформации, т. е. при движении раздражителя, и исчезает, как только скорость дви­жения упадет до нуля. Абсолютный порог чувствительности к силе раздражителя за­висит от места воздействия раздражителя, скорости движения, функционального со­стояния рецептора. Для разных участков тела человека порог чувствительности различен: наибольшая чувствительность отмечается на передней части предплечья, наименьшая — на тыльной стороне кисти.

При ритмичных последовательных прикосновениях каждое из них воспринима­ется как раздельное, пока не будет достигнута критическая частота, при которой ощу­щение последовательных прикосновений переходит в ощущение вибрации.

Отмеченные феномены восприятия раздражителей тактильным анализатором используются в авиации при создании датчиков устройств для сигнализации о воз­никновении опасных режимов полета, аварийных ситуаций, отказов техники, — при­менение таких устройств позволяет «разгрузить» зрительный и слуховой анализато­ры, обеспечивающие текущую деятельность пилота, и, главным образом, повысить «привлекающий» эффект к аварийному сигналу за счет включения свободного кана­ла информации.

Значение других анализаторов в обеспечении профессиональной деятельности — болевого, температурного, вестибулярного (оценка равновесия и положения в про­странстве), кинестетического (ощущение положения и движения тела и его частей), вкусового и обонятельного — менее значительно, хотя в определенных профессиях (летчики, водолазы, специалисты пищевой промышленности и др.) их роль может быть весьма важной.

При конструировании индикаторов кроме изучения возможностей конкретного анализатора следует учитывать межанализаторные связи. Все анализаторы взаимо­связаны в рамках центральной нервной системы человека, поэтому поступление сиг­нала или изменение под влиянием внешних факторов функционального состояния отдельного анализатора и центральной нервной системы в целом приводит к измене­нию характеристик и других анализаторов. Например, световая чувствительность зрительного анализатора может изменяться при воздействии громкого звука, запаха нашатырного спирта, ощущении сладкого и соленого, холода и тепла, мышечной ра­боты и других факторов. Вибрации, перегрузки, невесомость, интенсивные потоки информации, утомление, стресс — все эти и многие другие воздействия вызывают различные изменения характеристик анализаторов («Введение в эргономику», 1974; Ломов Б. Ф., 1966; Котик М. А., 1978).

Взаимодействие анализаторов необходимо учитывать и при предъявлении чело­веку полимодальных (адресованных различным анализаторам) сигналов. Один из видов полимодальных сигналов — дублирование сигнала в разных модальностях, т. е. одновременное воздействие сигнала на разные анализаторы. В ряде случаев дубли­рование сигналов является средством повышения надежности передачи информации оператору, — его особенно целесообразно применять при передаче сигналов о мало­вероятных событиях. Кроме того, оно является одним из способов увеличения объема кратковременной памяти. («Основы инженерной психологии», 1986; Бодров В. А., Орлов В. Я., 1998). Однако положительный эффект дублирования проявляется не всегда, — дублирование сигналов может вызвать дополнительные трудности при ре­шении сложных операторских задач, а также в случаях, когда необходимая для реше­ния задачи информация полностью обеспечивается работой одного из анализаторов. Другим способом использования полимодальных сигналов является распределе­ние поступающей к оператору информации между различными анализаторами. При этом следует учитывать возможности каждого из анализаторов. Зрение имеет пре­имущества в приеме дискретных сигналов, слух — в приеме непрерывных сигналов. Время реакции на звук короче, чем на свет, но самая быстрая реакция возникает в ответ на тактильный (кожный) раздражитель. Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию, находясь на расстоянии от источника, а тактильный — при непосредственном воздействии (прикосновении).

Еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их пе­реключение с одной модальности на другую, т. е. последовательная работа анализа­торных систем. Данный способ может применяться при утомлении одного из анали­заторов, — в исследованиях установлено, что подача информации при длительной работе поочередно на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы позволяет увеличить ее продуктивность на 30-40 % по сравнению с предъявлением той же ин­формации только по зрительному каналу.

Чтобы обеспечить достаточную надежность деятельности человека при приеме и анализе различных сигналов, рекомендуется использовать для практических расче­тов не только абсолютные и дифференциальные пороги чувствительности анализа­торов к различным характеристикам сигналов, но и оперативные пороги, характери­зующие не минимальную, а некоторую оптимальную различимость сигналов. Обычно оперативный порог в 10-15 раз выше соответствующего абсолютного или диффе­ренциального.

Речь является эффективным средством передачи информации человеку, а в связи с развитием технических средств преобразования речевых сообщений она начинает использоваться также при обмене информацией между человеком и машиной. Зада­чи техники связи и управления потребовали изучения зависимости восприятия рече­вых сигналов от их акустических характеристик, определения разборчивости речи в условиях шума, поиска путей повышения разборчивости и т. п.

Важным условием восприятия речи является различение длительности произне­сения отдельных звуков и их комбинаций (среднее время произнесения гласных рав­но примерно 0,35 с, согласных — от 0,02 до 0,3 с). При восприятии потока речи осо­бенно важно различение интервалов между словами и группами слов. Восприятие и понимание речевых сообщений в значительной мере зависит от темпа их передачи (оптимальным считается темп 120 слов/мин).

Чтобы речевые звуки были понятными, их интенсивность должна превышать ин­тенсивность шумов примерно на 5-6 децибел (дБ)[1]. Разборчивость речи повышается по мере одновременного увеличения уровня речи и шума, но до определенного пре­дела: при повышении уровня речи до 120 дБ и шума до 115 дБ разборчивость речи ухудшается примерно на 20 %. Важным фактором, влияющим на опознание слов, яв­ляется частота их употребления — чем чаще встречается слово, тем при более низком отношении речи к шуму оно опознается. Точность опознания зависит от длины слов: если односложные слова правильно воспринимаются и понимаются (аудируются) на фоне шума (+ 10 дБ) лишь в 12,5 % случаев, то шестисложные — в 40,6 %. Более длин­ное слово обладает большим числом опознавательных признаков, что обеспечивает и более точное его аудирование. Наблюдается также тенденция к более точному ауди­рованию слов, начинающихся с гласного звука, по сравнению со словами, начинаю­щимися с согласного (разница около 10 %).

На восприятие слов решающее влияние оказывают фонетические (акустические и артикуляционные) закономерности. При восприятии словосочетаний довольно от­четливо начинает проявляться влияние синтаксических закономерностей, — слуша­тель улавливает синтаксическую связь между словами, которая помогает ему восста­новить сообщение, разрушенное шумом.

При изучении влияния длины фразы на точность ее аудирования на фоне шума было обнаружено, что длина фразы не имеет для слушателя особого значения при­мерно до уровня в 11 слов.

Приведенные данные показывают, что аудирование представляет собой много­уровневый процесс, в котором сочетаются фонетический, синтаксический и семанти­ческий (смысловой) уровни.

Организация сложных видов деятельности требует значительных затрат ресур­сов внимания. Практически все формы познавательной и психомоторной деятельно­сти человека, начиная с информационного поиска и кончая выбором управляющего воздействия на систему, связаны с функцией внимания. С. Л. Рубинштейн рассмат­ривал внимание как динамическую характеристику протекания познавательной дея­тельности, выражающую преимущественную связь психической активности с опре­деленным объектом. Другими словами, внимание — это сосредоточенность на объекте, включенность в направленную на него деятельность.

В профессиональной деятельности отмечаются различные виды внимания, кото­рые определяют уровень рабочей активности человека. Различают непроизвольное внимание (не связанное, как правило, с целью деятельности) и произвольное (созна­тельное усилие для направления внимания на определенный объект). Выделяют так­же направленность (сосредоточение на тех или иных объектах), степень (интенсив­ность) и объем (число символов, осознаваемых ясно и отчетливо) внимания. Оценки частоты колебаний и сдвигов (отвлечений) характеризуют устойчивость внимания. Сдвиги внимания с одного объекта на другой называют переключениями внимания.

Для изучения и оценки внимания используют психометрические тесты, приемы оценки субъективных переживаний, методы регистрации физиологических корреля­тов внимания, например регистрация движения глаз (направления взора) и вызван­ных потенциалов мозга (Платонов К. К., 1970; «Современная психология», 1999).

В процессе труда внимание не остается постоянным. Оно изменяется как на про­тяжении дня, так и по ходу профессионального обучения и деятельности. Труд тре­бует произвольного внимания, которое по мере роста профессионального мастерства совершенствуется, становится более рациональным и экономич­ным. Еще В. М. Бехтерев отмечал, что для достижения макси­мальной продуктивности в умственном труде необходима куль­тура сосредоточения, при достаточном развитии которой даже неблагоприятные внешние условия могут стимулировать ум­ственную деятельность,

Формирование и развитие профессионально важных качеств внимания необходимо и возможно методами специальных трени­ровок (включая занятия некоторыми видами спорта) и в ходе освоения рациональных приемов труда. Большое значение для правильной организации профессионального внимания имеет психологически обоснованная конструкция рабочего места, борьба с отвлекающими факторами (шум, посторонние разговоры и т, п.) рациональный объем, форма и содержание информации, предъявляемой в процессе деятельности.

Анализ и преобразование информации оператором связаны с процессами памяти и мышления. Управление техникой по приборам или путем взаимодействия с другими операторами сопровождается проявлением всех основных видов памяти (рис. 24-2). К основным характеристикам памяти относятся:

— объем запоминаемой информации;

— скорость запоминания;

— длительность сохранения информации;

— полнота и точность воспроизведения;

— готовность к воспроизведению,

Основными процессами памяти являются запоминание, забывание и воспроизве­дение.

Кратковременная память связана, прежде всего, с первичной ориентацией в окру­жающей среде и поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов вне зависимости от их информационного содержа­ния. В непосредственной памяти хранится (очень недолго — всего несколько секунд) почти вся информация, поступившая в определенный момент времени на органы чувств. Оперативная память — это процесс хранения текущей информации на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. Эффективность и на-

дежность деятельности оператора в значительной степени зависит от состояния опе­ративной памяти. Установлено, что часть ошибок операторов связана с процессами памяти, большое влияние память оказывает и на пропускную способность оператора (Бодров В. А., Орлов В. Я., 1998).

При переводе информации из непосредственной памяти в оперативную происхо­дит ее селекция по категориям, определяемым задачей. Время хранения информации в оперативной памяти в реальных условиях изменяется от нескольких секунд до не­скольких минут. Объем оперативной памяти определяется количеством запоминаемых при однократном предъявлении стимулов и почти не зависит от их информационно­го содержания. Средний объем памяти составляет 5-9 символов. Сигналы, поступив­шие в оперативную память первыми и последними, закрепляются в ней наиболее прочно. Оперативная память на пространственное расположение элементов связана с логической переработкой данных в целях их упорядочения и зависит от числа учи­тываемых логических условий (их оптимальное число не превышает четырех).

Скорость запоминания и воспроизведения оперативной информации определяет пропускную способность системы. Если объем поступающей информации не превы­шает объем оперативной памяти, то скорость приема и запоминания информации составляет несколько бит/с. В некоторых особых случаях при использовании инфор­мационно емких кодов скорость может достигнуть 50-70 бит/с.

Существуют следующие основные пути повышения скорости функционирования оперативной памяти:

- сокращение длины последовательности или алфавита сигналов;

- повышение информационной емкости кодов;

- применение технических средств, разгружающих память (мнемосхемы, устрой­ства отображения с вызовом информации и т. п.).

Для обеспечения увеличения объема памяти важное значение имеют: 1) рацио­нальная группировка исходного материала, 2) переход на более крупные оператив­ные единицы памяти (сокращение количества символов в запоминаемом материале без увеличения количества информации); 3) нахождение в запоминаемом сообще­нии избыточной информации; 4) перекодирование запоминаемых символов.

Важной характеристикой оперативной памяти является длительность сохранения информации, которая связана с процессом формирования и последующего затухания «следа» памяти на конкретный сигнал (информацию). Безошибочное воспроизведе­ние информации возможно, пока затухание «следа» не достигнет некоторого крити­ческого значения. Этот показатель зависит от характера запоминаемой информации и условий деятельности и лежит в пределах от нескольких секунд до нескольких минут.

Точность воспроизведения информации определяется вероятностью безошибоч­ного воспроизведения, т. е. отношением числа правильно воспроизведенных предъяв­ленных последовательностей к их общему числу.

Продуктивность оперативной памяти во многом определяется рядом объектив­ных факторов (рис. 24-3). Все параметры объединены в четыре основных группы, степень влияния которых на продуктивность памяти определена в виде вероятност­ной оценки, основанной на экспертном опросе: информационные (0,48), структурно-пространственные (0,15), модальные (0,25), временные (0,12).

Продуктивность оперативной памяти зависит от количества информации, кото­рое определяется степенью упорядоченности и объемом запоминаемого материала, от информативности символов, т. е. вероятности их появления (лучше всего запоми­наются наиболее известные, ожидаемые или маловероятные, неожиданные раздра­жители), от способа кодирования предъявляемой информации — величины, структуры и мерности алфавитов, из которых выбираются символы для кодирования информа­ции. К структурно-пространственным параметрам относится способ организации предъявляемого материала, в виде последовательности или формуляра. По признаку модальности принимаемого сигнала наибольшая продуктивность отмечается при ис­пользовании зрительной памяти, что обусловлено параллельным поступлением сигна­лов по зрительному каналу в отличие от последовательного поступления по слуховому каналу. Из временных параметров сигналов наибольшее влияние на продуктивность памяти оказывает длительность экспозиции, а также ее одновременный или последо­вательный характер.

На функционирование оперативной памяти влияет ряд факторов:

1) система кодирования информации (для оперативного запоминания предпо­чтительно кодирование объектов цифрами и буквами);

2) множественность объектов (при решении сложных задач целесообразно предъявлять не более 10-15 показателей);

3) структурная организация информации (группировка символов, выделение ос­новных сообщений и т. п.);

4) одновременность предъявления сведений для оперативного запоминания (пред­почтительнее, чем последовательное предъявление);

5) знание вероятностей событий (число контролируемых переменных увеличива­ется до 40-60 по мере усвоения вероятностной структуры событий);

6) формирование оптимальных оперативных единиц памяти.

Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длитель­ного времени (часы, дни, месяцы, годы). Задача долговременной памяти — организа­ция поведения в будущем, требующая прогнозирования вероятностей событий. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и реорганизация, направленная на выделение информацион­ного содержания сигналов, отсев ненужной информации, становящейся помехой для запоминания. В то же время избыточная информация, не создавая дополнительной нагрузки на память, облегчает запоминание, что эквивалентно увеличению объема долговременной памяти.

Объем долговременной памяти оценивается отношением числа стимулов, сохра­нившихся в памяти спустя некоторое время (более 30 мин), к числу их повторений, необходимых для запоминания. При практических измерениях объем долговремен­ной памяти оценивается количеством стимулов, воспроизведенным после одного по­вторения через 30 мин,

Процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную мо­жет осуществляться непроизвольно (без специальных усилий и даже неосознанно) и может быть произвольным, требующим специальной активности и усилий. В послед­нем случае становится важным количество повторений или время запоминания объема информации, необходимого по условиям деятельности (кривая заучивания). На процесс заучивания оказывают влияние многие факторы: объем информации, ее содержание, интервалы между предъявлениями, способ предъявления материала, тип памяти, состояние субъекта и т. п.

Взаимодействие вновь принятой и ранее поступившей информации приводит к интерференции следов памяти и в результате к торможению при заучивании. Тормо­зящее влияние предшествующих звеньев ряда на последующие называется проактивным торможением, последующих на предыдущие — ретроактивным. Наличие обоих видов торможения по отношению к средним членам ряда затрудняет их заучивание. Заучивание идет эффективнее, если способ предъявления информации соответству­ет преобладающему типу памяти обучаемого.

Сохранение информации в памяти является сложным процессом, в ходе которого осуществляется ее переработка, упорядочение и классификация. В процессе запоми­нания и хранения информации осуществляется ее статистический анализ, позволяю­щий оценивать вероятность событий и на основе этих оценок предвидеть и прогнози­ровать возможные ситуации, планировать деятельность. Прогнозы и планы образуют как бы своеобразную систему «опорных точек», относительно которой оцениваются действительные исходы событий. Эта система, определяемая стратегией прогнози­рования, запоминается и служит основой для непреднамеренного запоминания дей­ствительных событий.

Информация, поступившая в долговременную память, с течением времени забы­вается. Кривая забывания определяет, какое количество элементов может быть вос­произведено через то или иное время. Усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые 9 часов (со 100 % она падает до 35 %). В конкретных условиях забывание зависит от прочности запоминания информации, степени организации ее в осмысленные системы, установки на длительное хранение информации, индивиду­альных особенностей памяти и т. д.

Воспроизведение — процесс завлечения информации из памяти, который аналогично запоминанию бывает про­извольным и непроизвольным. К условиям оптимизации воспроизведения относятся: рациональная организация, структурирование информации, хранящейся в памяти; общение в процессе воспроизведения с другими людьми; использование специальных приемов; учет состояния цен­тральной нервной системы.

В сложных системах управления оператор имеет дело с проблемными ситуация­ми, которые надо осознать, осмыслить, выявить задачу и найти пути и способы ее решения. Часто этот процесс протекает в условиях дефицита времени и информации, неопределенности исходных данных, высокой значимости самого решения для исхо­да проблемной ситуации. Основную роль в этом процессе играет мышление — актив­ный процесс отражения объективного мира в человеческом сознании в форме сужде­ний, понятий, умозаключений.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, опе­ративное и теоретическое мышление.

Для психологии профессиональной деятельности особое значение имеет опера­тивное мышление. Оно определяется как процесс решения практических задач, в ре­зультате которого формируется субъективная модель предполагаемых действий, обеспечивающих решение поставленной задачи.

Оперативное мышление включает в себя выявление проблемной ситуации и сис­тему осмысленных и практических преобразований этой ситуации. Основными ком­понентами оперативного мышления являются структурирование (образование более крупных смысловых единиц на основе связывания элементов ситуации между собой), динамическое узнавание (узнавание частей конечной ситуации в исходной проблем­ной ситуации) и формирование алгоритма решения (выработка принципов и правил решения задачи, определение последовательности действий).

Выявлено три этапа процесса решения; первый этап — действия только с одним элементом ситуации; второй этап — элементы группируются определенным образом третий этап — выработка общих принципов решения данной задачи, обеспечиваю­щих соединение элементов в инвариантные (неизменяемые) подгруппы и разъедине­ние неудовлетворительно (с точки зрения задачи) связанных элементов.

В деятельности оператора существенную роль играет наглядно-образное мышле^ ние, т. е. оперирование представлениями реальной ситуации, воссозданными на ос< нове принятой и декодированной информации.

Мыслительная деятельность многих операторов (особенно операторов транспорт­ных средств) связана с трансформацией образов управляемых объектов. Всем этим операторам присуще образное видение объектов. Оперативный образ формируется на основе соотнесения текущей информации о состоянии объекта с. той информацией о нем, которая ранее была накоплена оператором («Основы инженерной психоло­гии», 1986; «Современная психология», 1999). Оперативное мышление может быть развито через формирование оперативных образов задач и ситуаций.

Центральной на всех уровнях приема и переработки информации является про­цедура принятия решения. В этой процедуре наиболее полно реализуются как отра-жательные, так и регуляторные функции психики. Принятие решения — это формирование последовательности целесооб­разных действий для достижения цели на основе преобразо­вания некоторой исходной информации. К основным усло­виям, определяющим реализацию процессов решения в деятельности оператора, можно отнести:

1) наличие дефицита информации и времени, стимули­рующего «борьбу» гипотез;

2) наличие некоторой «неопределенности ситуации», приводящей к борьбе моти­вов у субъекта;

3) осуществление волевого акта, обеспечивающего преодоление неопределенно­сти, выбор гипотезы, принятие на себя ответственности.

Условия принятия решения во многом зависят от степени неопределенности си­туации, которая обусловлена большим числом объектов, недостатком информации, ее противоречивостью и т. д.

Любое решение является результатом приема и переработки информации, однако в зависимости от назначения системы и ее конечной задачи психологические меха­низмы, обеспечивающие выработку решения, методы и уровни решений существен­но различаются (табл. 24.1).

Проблема выработки и принятия решения имеет следующие основные аспекты:

1. Логико-психологический — процесс переработки информации и принятия ре­шения связан с формулированием задачи, поиском, накоплением и регулированием необходимой информации, выявлением и оценкой проблемной ситуации, построе­нием системы гипотез и реализацией выдвинутой программы действий.

2. Операциональный — процедура принятия решения складывается из информа­ционной подготовки и собственно принятия решения. Внешняя информационная подготовка заключается в определении количества и качества необходимой инфор­мации и в оптимальном ее представлении. Внутренняя подготовка состоит в поиске, выделении, классификации и обобщении информации о проблемной ситуации, а так­же в построении текущих образов (оперативных концептуальных моделей), Проце­дура принятия решения включает в себя следующие операции:

а) предварительное выдвижение эталонных гипотез;

б) сопоставление текущих образов с эталонами и оценка сходства между ними;

в) коррекция образов и сопоставление гипотез с достигнутыми результатами;

г) выбор эталонной гипотезы или построение ее, принятие решения (принципа и программы действий).

3. Функционально-динамический — реализация комплекса внутренних психоло­гических механизмов информационного поиска и структурного анализа восприни­маемой информации, построение образов и их сопоставление, сравнение текущей и ранее запечатленной в памяти информации, вероятностная оценка реализации апри­орных процедур и т. д.

Личностные аспекты процессов принятия решений связаны с определением вли­яния эмоционально-волевой и мотивационной сфер на протекание информационных процессов. Прежде всего необходимо отметить, что процесс принятия решения пред­ставляет собой особую стадию волевого действия, связанного как с подготовительным этапом волевого акта, постановкой и осознанием цели, так и с этапом исполне­ния и оценки принятого решения.

Таблица 24. 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: