Введение

Содержание

Введение………………………………………..……………………….....................3

Глава 1. Становление отечественной режиссуры………………………………….6

1.1.Истоки отечественной режиссуры……………………………………………...6

1.2.Школа режиссуры Вл.И. Немировича-Данченко………………………….10

1.3.Режиссерские искания К.С. Станиславского…………………………………17

Глава 2.Развитие отечественной режиссуры……………………………………..23

2.1. Формирование новых течений в русской режиссуре………………………..23

2.2.«Условный театр» В.Э. Мейерхольда ………….............................................25

2.3. Особенности режиссуры А.Я. Таирова………………………………………28

2.4.«Глубокая форма при ярком содержании» в театре

Е.Б. Вахтангова………………………………………………………………...31

Глава 3. Советский период отечественной театральной режиссуры…………...36

3.1. Общие тенденции «советской» режиссуры………………………………….36

3.2. Г.А. Товстоногов – режиссер-новатор………………………………………..38

3.3. А.А. Гончаров – Дон Кихот отечественной сцены………………………….43

3.4. Традиционная режиссура А.В.Эфроса………………………………………49

Глава 4. Режиссерское искусство XXI века………………………………………56

4.1. Основные тенденции современной режиссуры……………………………...56

4.2. СуперпрофессияМ.А.Захарова……………………………………………….59

4.3. К.Гинкас «Русский театр обращен к сердцу…»……………………………..64

4.4. «Молодой режиссер» С. Женовач…………………………………………….66

5. Заключение…………………………………..…………………………………...69

6. Список литературы……………………..………………………………………..71

7. Приложения……………………………………………………………………...74

«Индивидуальность не поглощается…»

Из заметок А. Я. Таирова

Введение.

Зрители не видят режиссёра во время действия, он может появиться только после спектакля, чтобы поклониться публике вместе с актерами. Века театр жил, даже не пытаясь задать вопрос: зачем нужен режиссер? А в наше время, прежде чем посмотреть спектакль, зритель задается вопросом: кто его поставил?

В театре всегда был человек, который занимался с актерами, художниками, решал важные творческие и технические вопросы. Но долгое время эта фигура находилась в тени актеров и драматургов. Лишь к началу XIX столетия в театральной среде стал упоминаться некто главный при подготовке спектакля – создатель сценического мира.

В русский язык слово «режиссер» пришло из немецкого: regieren– «управлять». Следовательно, режиссер – тот, кто управляет, руководит. [19, 258]

Одни историки считают, что режиссер существовал с момента возникновения театра, и, отчасти, они правы. Всегда существовал человек, занимающийся постановкой спектакля. Как правило, это был сам драматург, исполнитель главной роли, либо директор театра. Существует и другое мнение, что режиссура возникла лишь с появлением нового типа драматургии, требующей сложного построения сценического действия. Такая драма появилась в последней четверти XIXвека, так называемая «новая драма».

Конец XIX-начало XXвеков – время появления крупных режиссеров. Теперь именно от режиссерского замысла зависит успех спектакля. И актер, до этих пор ведущее лицо в театре, в конце концов, признает свою подчиненную роль.

Как только режиссер обрел главенствующееположение в театре, важной стала проблема взаимопонимания между участниками спектакля.

Подлинное произведение театрального искусства рождается только в творческом содружестве всех участников сценического действия, но ведущая роль режиссера непременно должна сохраняться.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы. Благодаря режиссуре спектакль в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства, и роль его в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.

Французский театровед ПатрисПави в «Словаре театра» высказывает мнение, что оценка режиссёрской работы большей частью сводится к вопросам вкуса и идеологии, а не эстетики. Поэтому стоит констатировать, что режиссёр попросту существует (что особенно заметно в случае, когда он не на высоте своей задачи). [19,261] Более того, потребность сцены в режиссёре периодически оспаривается другими участниками театрального творчества. Актёр требует свободы от слишком тиранических указаний; художник сцены желает без посредника вовлечь в свое игровое устройство и актёров, и публику; театральный «коллектив» отказывается признавать отличия в труппе, сам берёт на себя заботу о спектакле и предлагает коллективное творчество; наконец, антрепренёр, продюсер требует связать искусство и коммерческую реализацию.

Однако никто не может отрицать, что функции режиссера в современном театре чрезвычайно велики и разнообразны: он осуществляет весь комплекс работ по организации как творческого, так и технического процесса подготовки спектакля или программы.

Актуальность работы: режиссерское искусство постоянно развивается и совершенствуется. Чтобы смело смотреть в будущее профессии, надо сначала изучить ее прошлое. Данная работа поможет заглянуть в историю режиссуры, осознать процессы, протекающие в этом виде искусства в течении ХХ века.

Цель данной работы – проследить пути становления и формирования отечественной режиссуры как отдельного вида искусства на примере величайших ее представителей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- проследить истоки отечественной режиссуры;

- определить основные направления развития режиссерского искусства в России;

- выявить и проанализировать проблемы современной режиссуры.

Таким образом, объектом нашего исследования является режиссура. Предметом – история режиссуры.

Работа может быть использована, как учебно-методическое пособие для учреждений культуры и искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: