Семантические поля”. Их строение, методы исследования

Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.

Семантич поля - система многомерных связей, стоящих за словом.

Кажд слово возбужд слож сис-му связей, яв-ясь центром семантич цепи. Все слова чел-ского лексикона хран-ся в пам, будучи связ между собой различ многомерными связями:

-внеш (наглядные, ситуативные, по смеж-ти)

-внутр (понятийные, кат-ные, логич)

-формальные (мышка, пышка).

У детей в семантич полях внач слова гр-ся по формальному сходству, т. к. он овладевает вначале внеш признаками знака (слова), а не его ф-её. У взрос в норме преоблад логич смысловые связи, но в них могут быть и ситуативные.

Методы оценки семантич полей:

+ свободных ассоциаций: испытуемому даётся исходное слово и предлагается пассивно, не контролируя своей реч деят-ти, говорить любые слова, кот придут в голову.

+ ассоциативн эксперимент: предостав-ся опред слово и предлаг-ся ответить на него любым др пришедшим в голову словом.

+ метод шкал (И. Осгуд);направ на измерение тех смысл отнош-й, кот возник при предъявлении соотв слова; осн приём: предъявляется опред слово и предлаг оценить его по шкале, обознач-й 2 противоположных качества; - больше относится к аффективному, чем к собственно смысловому значению слова, т. к. за основу берутся некоторые субъективные оценки испытуемого.

+ физиологич:

Отдельн слово не выражает цельность мысли в речевом потоке => осн ед-цей живой речи счит фразу.

в кажд фразе её внутр (смысловая) и внеш (лексико-грамматич) структура. Они не совп др с др.

Грамматич:

Слож синтаксич конструкции имеют четкую грамматич структуру, характерную для кажд языка. Сама по себе она, которая в обыч наблюд-ях трудн отделить от влиянийй, вносятся содерж-ем фразы, может сущ-ть и незав-мо от значения входящих в ее состав слов.

Л. В. Щерба предлож грамматич конструкции, состоящие из ис-ственных, бессмысл-х слов, сохраняя грамматач-е ф-мы (поряд слов, суфф и флексии), свойственныеные рус язык-у, и показ, что, несмотря на полн бессмысл-ть каждого входящего в нее слова, общ смысл этой конструкции ост-ся понятным:: «Глокая куздра штеко бодлакула бокра и кудрячит бокренка» (с лом так приема нужно выделить синтаксич структы, составьте осн схему фр).

Хамский на основе «Бесцветные зелёные идеи бурно спят» выдвинул идею трансформационн граматики: в осне порождения фразы лежит трансформация глубинн структур (внач появ-ся схема мыслей (до 10) -> научаемся оформ-ть языми ср-вами; трансформ в пов-ные структуры).

S-P -> S-P-0 -> кажд элемент мысли обрастает цепями синтагм. Повествовательных структур у фразы бесконеч много.

* Фразы могут заменять др др, обозначая 1 и ту же мысль или 1 фраза может вырастить разные мысли (1 пов-ная структа, но разн глубинн).

Глубинн синтаксич структы, с помощью которой могут использоваться поверхностные (нос утвердит характер):

- прямые утвердит - пассивно утвердительные

- положительные и отрицательные - утвержд и вопросит.

Типы семантич фраз:

- свободные

- зависимые (требует контекста).

Т о наряду с «поверхностными» синтаксич структами, различ-ми в разн языках, сущ-ют и «глубинные», кот отраж основную логику построения фразы и носит универсальн характер, сохр-я свою идентич-тъ в разных языках.

предъявлялось определенное слово (например, имя известного ему человека) и предлагалось оценить его по шкале, обозначающей два противоположных качества (сильный — слабый, хороший — плохой)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: