Развитие значения слова у детей

у детей от 1,5 до 2,5 лет явления сдвинутой референции, «растяжения» значений слов, использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков, а также общее функциональное назначение предметов, объединяет одним словом признаки, которые являются психологически более значимыми для него на данном этапе психического развития.

2 года усваивает слова первой степени обобщения, обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.

3 лет начинают усваивать слова 2 степени обобщения, обозначающие родовые понятия, передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме имени сущ.

к 5–6 годам усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова 3 степени обобщения:, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера.

1-е слова реб-ка повт разв-е слова у древн: кых (всё, что пушист), га-га (гуси, лодка, герб с 2-углав орлом), бух (мяч, упал, брошеное). Хар-но отсутствие шифров, кодов, которые опред признак, предмет-ть, образы действия (суф, приставк и т д).

Выготский прослед разв-е знач-я слова у реб-ка, измен-е его строения, расшир-е смыслового содерж-я, что связ с измен-ем сознания реб-ка, хар-ра мыш-я и наком-ем жизн. опыта.

Знач-е разв-ся с предметн отнесён-ти (с 6 мес). Понач слово им диффузную (широкую) предметную отнесённость (опыт Розенгарт-Пупко (2 г): мишка - пушист варежка). Предметн отнес-ть окончат форм-ся к 3-4 гг.

-> за знач-ем слова появ-ся аффективные связи (собачка, купаться); это ещё не объективн знач-е, а аффективный смысл.

По мере овлад-я наглядной формой мыш-я и расшир-ем практич, опыта за словом появ-ся ситуативные действенные связи (багажник - где огурцы возят); ведущ роль приобр наглядн образ чего-то конкретного, его опред ф-я (старш дошк -младш шк).

-> образные связи (магазин -.в каком-то молоко, в каком-то веник).

У взрос - обобщённые логич абстрактн связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: