Организация технического обслуживания дорожных машин

Организация включает выбор места проведения технического обслуживания, определение организационной формы проведения работ, подбор исполнителей, квалификация которых наиболее полно соответствовала бы характеру работ, отбор средств меха­низации, обеспечивающих наиболее высокую производительность труда, и определение последовательности выполнения работ для каждого исполнителя.

Техническое обслуживание машин может выполняться в ста­ционарных мастерских или с помощью передвижных мастерских на месте их использования. Так, техническое обслуживание ма­шин, возвращающихся в конце смены на эксплуатационную базу, целесообразно проводить в профилактории базы или на ее площадке, а те из них, которые не возвращаются на базу, следует обслуживать на месте их использования.
ТО-1 и ТО-2 машин на базе гусеничных тракторов, место использования которых от базы находится на расстоянии до 5 км, а машин на пневмоколесном ходу при удалении до 10 км, целесообразно проводить в профилактории базы. Там же следует выполнять работы и ТО-3, потому что этот вид обслуживания требует разборки машин и использования оборудования стацио­нарных мастерских для проверки технического состояния и регу­лировки топливных насосов, генераторов, магнето, стартеров и других сборочных единиц.

При удалении машин от эксплуатационных баз на большие расстояния, чем указано выше, ТО-1 и ТО-2 следует проводить на месте использования машин с помощью передвижных мастер­ских. Там же можно выполнять работы и ТО-3, но при этом в передвижной мастерской требуется иметь обменный фонд для замены тех сборочных единиц, которые требуют регулировки и испытания на стационарных стендах.

Техническое обслуживание машин проводят централизован­ным, децентрализованным и смешанным методами. Суть цент­рализованного метода заключается в том, что все рабо­ты, установленные технической документацией, выполняет спе­циализированное подразделение. Таким подразделением является участок технического обслуживания и ремонта машин того пред­приятия, которому принадлежат машины. Более прогрессивная форма централизованного метода — проведение технического обслуживания специализированными предприятиями.

В этом случае все работы по обслуживанию и ремонту машин, например треста механизации, выполняет одно из его управлений механи­зации.
При децентрализованном методе техническое об­служивание выполняется несколькими подразделениями, обычно теми же, которые используют машины. Этот метод используют в мелких организациях.

Он требует больших затрат труда, потому что ограничивается применение средств механизации и более прогрессивных форм организации труда.

Смешанный метод технического обслуживания пре­дусматривает выполнение значительной части работ специализи­рованным подразделением, а части — участками, занятыми экс­плуатацией обслуживаемых машин.

Техническое обслуживание машин осуществляют машинисты машин, звенья и бригады. Наиболее прогрессивная форма орга­низации проведения технического обслуживания машин —спе­циализированные звенья, которые могут быть органи­зованы при любом из названных выше методов обслуживания, но наилучшие условия для него имеются при централизованном методе.

В состав звена включают трех-четырех слесарей, в их числе и машинист обслуживаемой машины. Каждый член звена спе­циализируется на выполнении однотипных работ, таких, как кре­пежные, смазочные, заправочные, очистные, регулировочные и контрольно-осмотровые. Различие в сложности работ определяет и различие квалификационного состава звена. В его составе целесообразно иметь слесаря пятого, одного-двух слесарей чет­вертого и одного — третьего разрядов.

Работой звена руководит звеньевой, прошедший обучение на специальных курсах или в профессионально-техническом учили­ще и имеющий опыт практической работы. Один из членов звена, имеющий права шофера или удостоверение тракториста, назначается водителем самоходной мастерской.

Специализированное звено может обслуживать 25—30 машин в условиях стационарных мастерских и 20—25 машин — на месте их использования. Распределение работ между членами звена определено организационно-технологическими картами, которые разрабатывают на основе перечней работ, содержащихся в инструкции по эксплуатации или инструкции по техническому обслуживанию, поставляемых заводами вместе с машинами.

В названных выше эксплуатационных документах содержатся и показатели технического состояния составных частей машин, при котором их следует обслуживать, а также состояние, кото­рое требуется обеспечить обслуживанием. Ими и следует руко­водствоваться членам звена в процессе выполнения работ и оценки их качества.

Выполняя работы технического обслуживания в соответствии с организационно-технологическими картами, звено выявляет и устраняет мелкие неисправности, не требующие разборки машин. Сложные неисправности, требующие замены деталей, устраняют звенья, специализированные на этих работах.

С целью сокращения времени пребывания машин в техниче­ском обслуживании в рабочее время его целесообразно выпол­нять, когда машина не работает (внесменное время и выходные дни).

7) Стационарное оборудование технического обслуживания

Стационарное оборудование технического обслуживания исполь­зуется для облегчения и механизации выполняемых работ. По назна­чению оборудование подразделяют следующим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые канавы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.

Оборудование для уборочно-моечных работ размещают на участ­ках ежедневного технического обслуживания.

Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная мойка во­дой осуществляется из шланга брандспойтом под низким (0,2— 0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давлением.

Механизированная мойка выполняется с помощью моечных ус­тановок струйного, щеточного или струйно-щеточого типа.

Моечные установки струйного типа используют в основном для мойки водой грузовых автомобилей и моющим раствором — для легковых.

Основным рабочим органом щеточной моечной машины явля­ются вращающиеся щетки, к которым подводится моющий раствор.

Комбинированные моечные установки включают устройства для струйной мойки шасси и механизированной щеточной установки для мойки наружных частей кузова автомобиля.

Для очистки сточных вод мойки оборудуются грязеотстойниками и маслотопливоуловителями, принцип действия которых основан на различии плотностей воды, нефтепродуктов и механических приме­сей.

Очищенная вода повторно применяется для мойки автомобилей, что является основой для системы повторного и оборотного водо­снабжения. В ливневую канализацию разрешается сбрасывать сточ­ную воду только после ее очистки.

Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к нижней ча­сти автомобиля при проведении технического обслуживания и теку­щего ремонта и поэтому являются неотъемлемой частью специали­зированных и универсальных постов.

Ширина узкой канавы не превышает размера колеи автомобиля и равна 0,9—1,4 м. Длина канавы на универсальном посту должна быть равна габаритной длине автомобиля с добавлением 1,0—1,3 м для удобства проведения работ по мостам и в районе свесов автомобиля.

Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами. Реборды канав служат направляющими для колес автомобиля при заезде его на канаву.

Лампы освещения располагаются в нишах стенок, в которых хра­нятся инструменты и мелкие детали. Стенки канав облицованы свет­лым кафелем, пол покрыт деревянными решетками.

Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом тем­пературой 16—25 °С.

Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъе­ма автомобиля на требуемую высоту для удобства выполнения ра­бот. По типу механизма подъема подъемники делят на электромеха­нические и гидравлические.

Опрокидыватели предназначены для бокового наклона автомо­биля под углом до 50°, чем и обеспечивается удобный доступ к дни­щу. Опрокидывание производят в сторону, противоположную распо­ложению горловины топливного бака. Перед опрокидыванием сни­мают аккумулятор.

К подъемно-транспортному оборудованию относят кран-балки, тали, конвейеры и др.

Кран-балки и тали используют для перемещения и подъема агре­гатов и других грузов при техническом обслуживании и ремонте ав­томобилей. Кран-балки имеют грузоподъемность 1—32 т, тали — 0,2-1,0 т.

Конвейерные линии используют при поточном способе техничес­кого обслуживания для механизированного перемещения автомоби­лей с одного поста на другой. По способу передачи движения авто­мобилю конвейеры делят на толкающие, несущие и тянущие.

Толкающие конвейеры перемещают автомобили с помощью тол­кающей тележки, упирающейся в передний или задний мост или зад­нее колесо. Несущие конвейеры представляют замкнутую транспор­тирующую цепь, движущуюся от приводной станции. Автомобиль устанавливают на транспортную цепь или подвешивают за передний и задний мосты.

Тянущие конвейеры представляют замкнутую цепь, перемещающуюся вдоль поточной линии. Автомобиль закрепляют к тяговой цепи за передний буксирный крюк и он катится на своих колесах.

Смазочно-заправочное оборудование предназначено для замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаждающей жидко­стями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно подразделяется на спе­циальное и комбинированное (стационарное и передвижное).

Маслораздаточная колонка используется для заправки двигате­лей моторным маслом с измерением разового и суммарного отпуска масла. Колонка смонтирована на насосной установке, расположенной на масляном резервуаре. В комплект входят самонаматывающийся шланг с раздаточным краном, расходомер и другие приборы.

Стационарный солидолонагреватель применяется для смазыва­ния узлов автомобиля пластичными смазками с помощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппаратного шкафа и др.

Комбинированные установки служат для механизированной смаз­ки узлов автомобилей, заправки двигателей моторным маслом, во­дой, накачивания шин воздухом, прокачки гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для масел и смазок с пневматичес­кими насосами, пяти самонаматывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установки могут работать и индивидуально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: