Основные направления коррекционной работы при дизартрии

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дизартрии у детей в сочетании со сти­муляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целостной психической деятельности.Система логопедического воздействия при дизартрии име­ет комплексный характер: коррекция звукопроизношения со­четается с формированием звукового анализа и синтеза, раз­витием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с диф­ференцированным артикуляционным массажем и гимнас­тикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.Работа над звукопроизношением строится с учетом следу­ющих положений:1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого раз­вития и возраста ребенка.2. Развитие речевой коммуникации. Формирование звуко­произношения должно быть направлено на развитие комму­никации, школьной и социальной адаптации ребенка.3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имею­щихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и дви­жений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция кото­рых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают до принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в пер­вую очередь работают над звуками раннего, онтогенеза.7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не по­нятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные зву-ки правильно, работа начинается с этих «ключевых» слов. Во всех случаях необходима автоматизация звуков во всех кон­текстах и в различных речевых ситуациях.8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно. Первый этап, подготовительный — основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формирова­нию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточ­нение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.Важной задачей на этом этапе является развитие сенсор­ных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.Методы и приемы работы дифференцируются в зависимо­сти от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у ребенка стимулируют начальные голосовые реак­ции и вызывают звукоподражания, которым придают харак­тер коммуникативной значимости.Логопедическая работа проводится на фоне медикаментоз­ного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа. Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навы­ков. Основная его цель: развитие речевого общения и звуко­вого анализа. Проводится работа по коррекции артикуляци­онных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над поло­жением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппара­та начинается с общего мышечного расслабления, расслабле­ния шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем прово­дится расслабляющий массаж мышц лица. Движения Начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными дви­жениями кончиками пальцев в медленном темпе.Расслабляющий массаж проводится дозированно, распрос­траняется только на те области лица, где имеется повышениемышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж.Вторым направлением расслабляющего массажа лица яв­ляется движение от бровей к волосистой части головы. Дви­жения проводятся равномернообеими руками с двух сторон.Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа соби­рается в вертикальную складку. Такое же движение проде-лывается с нижней губой, затем с обеими губами вместеВ следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным дви­жением с образованием морщинок губы возвращаются в ис­ходное положение.Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.После расслабления, а при низком тонусе — после укреп­ляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные дви­жения. Ребенка учат захватывать и удерживать губами ле­денцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мыш­цами нижней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открыва­ние рта). Детям школьного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотренинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя челюсть».Если этих приемов недостаточно, то полезно на кончик язы­ка положить кусочек стерильной марли или стерильную проб­ку. Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т. е.ощутить состояние спастичности. После этого логопед шпа­телем или языковым депрессором производит легкие гори­зонтальные нажимы.Следующим приемом являются легкие плавные покачи­вающие движения языка в стороны. Логопед осторожно зах­ватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Постепенно пассивная помощь логопеда умень­шается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист (ЛФК), однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным кон­тролем врача, с соблюдением необходимых гигиеническихправил. Выработка контроля за положением рта. Отсутствие конт­роля за положением рта у детей с дизартрией значительно зат­рудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приоткрыт, выражено слюнотечение.Первый этап работы — упражнения для губ, способ­ствующие их расслаблению и усилению тактильных ощуще­ний в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Вни­мание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребенок видит это положение в зеркале.На втором этапе закрывание рта производится пас­сивно-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах работы используются эти облегченные приемы. Переход от пассив­ных движений открывания рта к активным становится воз­можным через рефлекторное зевание.На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот ши­роко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и воз­врати их в исходную позицию».Предлагаются различные задания по имитации положе­ния рта, представленного на картинках. Постепенно упраж­нения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения. Артикуляционная гимнастика. При ее проведении боль­шое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуля­ция, развитие статико-динамических ощущений, четких ар­тикуляционных кинестезии.На начальных этапах работу проводят с максимальным Подключением других, более сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Многие упражнения про­водят с закрытыми глазами, привлекая внимание ребенка к проприоцептивным ощущениям. Артикуляционная гимнас­тика дифференцируется в зависимости от формы дизартрии и тяжести поражения артикуляционного аппарата.Перед работой по развитию подвижности речевой муску­латуры проводят упражнения для мимических мышц лица. Уже с дошкольного возраста у ребенка развивают произволь­ность и дифференцированность мимических движений и кон­троль за своей мимикой. Ребенка учат по инструкции закры­вать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щеки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот.Для развития достаточной силы мышц лица, губ использу­ют специальные упражнения с сопротивлением, применяя стерильные салфетки, трубочки. Ребенок обхватывает трубоч­ку губами и старается ее удержать, несмотря на попытки взрос­лого вытянуть ее изо рта.Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспи­тания активного прикосновения концом языка к краю ниж­них зубов. Затем развивают общие, менее дифференцирован­ные движения языка вначале в пассивном плане, затем в пассивно-активном и, наконец, активные движения.Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлек­торных сокращений путем раздражения корня языка шпате­лем. Закрепление осуществляют произвольными покашлива­ниями.Важным разделом артикуляционной гимнастики являет­ся развитие более тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, отграничение движений язы­ка и нижней челюсти. Полезны упражнения по стимуляции движений кончика языка при открытом рте, неподвижной челюсти. Развитие артикуляционной моторики ведется сис­тематически, длительно, используя общий комплекс и специ­фические упражнения. Работа облегчается использованием игр, которые подбираются в зависимости от характера и сте­пени тяжести поражения артикуляционной моторики, а так­же с учетом возраста ребенка. С некоторой адаптацией могут быть использованы игры, опубликованные в литературе. Развитие голоса. Для развития и коррекции голоса у де­тей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа, расслабления шейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произнесением цепочек гласных звуков: и-э-о-у-а-ы. Большое значение для коррекции голоса имеет активиза­ция движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашли­вание, зевота, произнесение гласного а на твердой атаке. Уп­ражнения проводятся перед зеркалом, под счет. Используются следующие приемы: стимуляция задней части языка и нёба легкими похлопывающими движениями с помощью языково­го депрессора; обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает против задней стенки глотки капли воды, го­лова ребенка несколько откинута назад. Стимулируются каш-леподобные движения, зевание, нёбный и глоточный рефлексы. Для голосообразования большое значение имеют движе­ния челюстей: открывание и закрывание рта, имитация же­вания. Используют челюстной дрожательный рефлекс: лег­кие постукивающие ритмичные движения по подбородку вызывают движение нижней челюсти вверх.Используются также специальные упражнения по опуска­нию нижней челюсти. Вначале на фоне мышечного расслаб­ления логопед помогает в выполнении данного движения, до­биваясь опускания нижней челюсти примерно на 1—1,5 см (закрывание рта ребенок делает самостоятельно).Вырабатывают произвольный контроль за объемом и тем­пом выполнения движения, используя различные наглядные приемы (рисунок с изображением опускания ведра в колодец, шарик, привязанный к веревке, мимические картинки и т. д.). Затем эти упражнения выполняются по словесной инст­рукции с одновременным произношением различных звуко­вых сочетаний: дон-дон, кар-кар, ав-ав и т. д.Для укрепления мышц нёбной занавески используются Упражнения в чередовании ее расслабления и напряжения. Ребенка просят до окончания зевательного движения отры­висто произнести звук о, а при широко открытом рте перейти от произношения звука а к звуку п, задерживая воздух во рту под давлением. Внимание ребенка привлекается к ощуще­нию состояния нёбной занавески. Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счет де­сятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембраи интонаций голоса большое значение имеют различные игры чтение сказок по ролям, инсценировки и т. д. Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.Ребенка учат дышать при закрытом рте, попеременно за­жимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдо­ха перед ноздрями ребенка создается «веер воздуха».Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха. Ребенку дается инструкция не открывать рот: «Вдыхай глу­боко и выдыхай длительно через нос». Развитие ощущений артикуляционных движений и ар­тикуляционного праксиса. Для развития двигательно-кине­стетической обратной связи необходимо проводить следую­щие упражнения. Потряхивание верхней и нижней губы; расправление щек (приподнимание их от зубной арки). Опускание и поднимание нижней челюсти.

Помещение языка над нижними и верхними резцами. Коррекция звукопроизношения. Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. При нарушениях произно­шения нескольких звуков важна последовательность в рабо­те. В первую очередь для коррекции отбираются те фонемы, которые в определенных контекстах могут произноситься правильно, а также те, моторные координации которых наи­более просты. Или выбирается звук, наиболее легко поддаю­щийся коррекции, например звук, который отраженно произ­носится правильно.При дизартрии требуется ранняя, длительная и системати­ческая логопедическая работа. Успех ее в значительной степе­ни зависит от взаимосвязи в работе логопеда и врача-невропа­толога или психоневролога, логопеда и родителей, а при явных двигательных нарушениях — логопеда и массажиста, специа­листа по лечебной физкультуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: