Теории иммунитета государства

Особенностью участия государства в международных частноправовых отношениях, в том числе при заключении им внешнеэкономических сделок является то, что оно обладает юрисдикционным иммунитетом, т.е. невосприимчивостью к юрисдикции иностранных судов. Данное правило вытекает из ключевого принципа международного публичного права - принципа суверенитета государства, нашедшего отражение в известной латинской формуле par in parem non habet imperium ("равный над равным не имеет власти").

Иммунитет государства предполагает, что ни одно государство не может осуществлять свою власть в отношении другого государства, его органов и его собственности. В теории и практике МЧП различают три вида иммунитета:

1) судебный иммунитет – иски к иностранному государству не могут рассматриваться без его согласия в судах другого государства;

2) иммунитет от предварительных мер – в порядке обеспечения иска имущество иностранного государства не может быть подвергнуто обеспечительным мерам со стороны другого государства;

3) иммунитет от исполнительных действий – недопустимость обращения мер принудительного исполнения на имущество иностранного государства без его согласия.

Отказ государства от иммунитета осуществляется в соответствии с законодательством соответствующего государства. При этом отказ от одного вида иммунитета (т.е. от судебного, от предварительного обеспечения иска или от принудительного исполнения судебного решения) не означает отказа от другого. Например, согласие государства на участие в иностранном судебном процессе не означает его согласия на меры по предварительному обеспечению иска или на исполнение решения иностранного суда. Иногда также выделяют иммунитет собственности государства - имущество государства, находящееся за границей (обычно имеются в виду помещения посольств, консульств, принадлежащих государству культурных центров, зарубежные средства центрального банка и пр.), не может быть изъято иностранными властями и пользуется неприкосновенностью. Иностранное государство, однако, не пользуется иммунитетом, если оно само выступает истцом.

Национальное законодательство государств придерживается одной их двух доктрин иммунитета: абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета.

В соответствии с доктриной абсолютного иммунитета иммунитет государства распространяется на любую его деятельность, и государство всегда пользуется иммунитетом. Согласно доктрине функционального иммунитета вся деятельность государства разделяется на два вида: действия государства как суверена (acta jure imperii) и действия государства коммерческого характера (acta jure gestionis). Государство пользуется иммунитетом лишь тогда, когда оно действует как суверен, и оно не может ссылаться на свой иммунитет, когда занимается коммерческой деятельностью, выступает в качестве частного лица.

Доктрина абсолютного иммунитета преобладала в XIX в. и первой половине XX в. Однако активное участие государств (прежде всего стран социалистической направленности) во внешней торговле привело к принятию некоторыми государствами (преимущественно с развитой рыночной экономикой) специальных законов, ограничивающих иммунитет иностранных держав.

Например, среди национальных законодательных актов государств – сторонников теории функционального иммунитета особую известность получил Закон об иммунитете иностранных государств, который был принят в 1976 г. в США. Его положения являются достаточно типичными для нормативных правовых актов такого рода. Общий принцип этого Закона состоит в том, что иностранное государство обладает иммунитетом в судах США и штатов. При этом под иностранным государством понимается не только его политические подразделения и агентства, но и самостоятельные юридические лица, большинство акций или другого участия в которых являются собственностью иностранного государства или его политического подразделения (ст. 1603). В то же время в соответствии со ст. 1605 (а) Закона иммунитет за иностранным государством не признается, в частности:

1) когда основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством в США;

2) когда основанием для иска служит действие, совершенное за пределами США в связи с коммерческой деятельностью иностранного государства, если это действие имеет прямые последствия для США;

3) иммунитет также не распространяется на имущество иностранного государства, которое используется им для коммерческой деятельности и находится на территории США.

В отношении иммунитета государств принят и ряд международных актов.

В 1972 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция об иммунитете государств. По своему содержанию конвенция придерживается доктрины функционального иммунитета, однако она не устанавливает каких-либо критериев для разграничения деятельности государства на acta jure imperii и acta jure gestionis, а перечисляет случаи, когда государство не пользуется иммунитетом. Конвенция применяется в отношениях только между государствами-участниками. Многие государства приняли свои национальные законы на основе данной конвенции.

В 2004 г. была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Недостаток доктрины функционального иммунитета состоит в отсутствии четких критериев разграничения действий государства "как суверена" и его действий "как торговца" (например, в ситуации, когда государство приобретает имущество для своей армии). В свою очередь, недостатком доктрины абсолютного иммунитета является то, что государство, предоставляющее безусловный иммунитет иностранным державам, не может рассчитывать на взаимность со стороны тех из них, которые придерживаются доктрины функционального иммунитета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: