Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

Транспортный кодекс Республики Казахстан

Настоящий Кодекс регулирует правовые, экономические и организационные основы общественных отношений в области транспорта и коммуникаций в Республике Казахстан.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основы транспортной деятельности

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. Основные понятия, используемые в области транспорта и коммуникаций:
1) остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки и (или) высадки пассажиров либо загрузки и (или) разгрузки транспортного средства;
2) специальное транспортное средство - транспортное средство, предназначенное для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ;
3) воинские перевозки - перевозки железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом воинских частей, учреждений, воинских команд, отдельных воинских пассажиров и воинских грузов;
4) социально значимые сообщения - сообщения, социальная значимость которых определяется в:
а) межобластных - Правительством Республики Казахстан;
б) внутриобластных, городских и пригородных - местными представительными и исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) и районов (города областного значения);
5) багаж - имущество пассажира, упакованное и перевозимое в специально приспособленном отделении транспортного средства или в специально приспособленном транспортном средстве, в соответствии с требованиями, установленными правилами перевозок пассажиров и багажа для определенного вида транспорта;
6) контрольный осмотр - осмотр судна, проводимый при инспектировании в период навигации;
7) груз - имущество, принятое к перевозке на транспортном средстве в соответствии с требованиями, установленными правилами перевозок грузов для определенного вида транспорта;
8) грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, указанное в перевозочных документах, от имени которого оформляется отправка груза;
9) грузополучатель - физическое или юридическое лицо, указанное в перевозочных документах и уполномоченное на получение груза на основании договора перевозки груза или иных законных основаниях;
10) заказные перевозки пассажиров и багажа - перевозки отдельных групп пассажиров, осуществляемые перевозчиками на основании договора перевозки с целью доставки пассажиров к месту работы, учебы или для других целей по заранее согласованным маршрутам, расписаниям движения или на определенный промежуток с установленными начальным и конечным
пунктами посадки и высадки пассажиров;
11) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки с перевозчиком в устной или письменной форме и совершающий поездку на транспорте общего пользования;
12) пассажирские перевозки общего пользования - регулярные перевозки пассажиров, багажа (грузобагажа) транспортным средством, предназначенным для социальных нужд;
13) подвижной состав - тяговые, самоходные и иные механические средства, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений;
14) регулярные перевозки пассажиров и багажа - перевозки, осуществляемые перевозчиками по заранее согласованным маршрутам, расписаниям движения с установленными пунктами посадки и высадки пассажиров, сопровождающиеся централизованным диспетчерским
сопровождением;
15) специальные перевозки грузов - перевозки грузов для государственных нужд;
16) транспорт общего пользования - транспорт, используемый для выполнения перевозки пассажиров, багажа (грузобагажа) и грузов на основании публичного договора, то есть по обращению любого физического или юридического лица и по регулируемым или объявленным тарифам;
17) туристские перевозки пассажиров и багажа - перевозки, осуществляемые перевозчиками по согласованию с туристическими фирмами для перевозки определенной группы людей, имеющих туристские путевки по заранее согласованному маршруту следования;
18) фрахт - плата по договору фрахтования;
19) фрахтователь - физическое или юридическое лицо, заключившее договор фрахтования (чартера) о передаче ему за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов;
20) фрахтовщик - физическое или юридическое лицо, заключившее договор фрахтования (чартера), предоставляющее за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов;
21) экскурсионные перевозки пассажиров - перевозки, осуществляемые перевозчиками с целью доставки одной и той же группы пассажиров по заранее согласованным маршрутам для ознакомления с достопримечательностями местности;
22) инспектирование - проверка соблюдения требований транспортного законодательства Республики Казахстан, международных договоров Республики Казахстан в области транспорта и коммуникаций направленная на обеспечение безопасности жизни людей, охраны окружающей среды и транспортной деятельности;
23) коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке;
24) клиент - физическое или юридическое лицо, пользующееся транспортным средством и (или) объектом транспортной инфраструктуры на договорной основе;
25) контейнер - универсальное транспортное оборудование многократного применения, предназначенное для перевозки грузов;
26) контроль в области транспорта и коммуникаций - совокупность мероприятий, проводимых уполномоченным органом в пределах своей компетенции в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами законодательства Республики Казахстан;
27) освидетельствование - проверка транспортного средства на его соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в том числе техническим регламентам, путем применения специальных приборов и инструментов;
28) транспорт - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, а также находящийся на территории Республики Казахстан магистральный трубопроводный транспорт;
29) транспортные коммуникации (далее - коммуникации) - совокупность автомобильных дорог, воздушных трасс, железнодорожных, морских и внутренних водных путей, дорожных развязок и путепроводов;
30) транспортная инфраструктура - совокупность транспортных коммуникаций, портов и береговых сооружений, объектов обслуживания транспортных средств, пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов, инженерного обеспечения работы транспорта и функциональной деятельности производственного и обслуживающего персонала, вокзалов, станций, складских
помещений и территорий, санитарно-защитных и охранных зон, а также земель, закрепленных за указанными объектами, с находящимися на них недвижимостью, зданиями и сооружениями пунктов пропуска через государственную границу, электрические сети городского электрического транспорта;
31) транспортная организация - юридическое лицо, осуществляющее хозяйственно-коммерческую деятельность по оказанию услуг по перевозке и обслуживанию пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений, хранению, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
32) транспортное средство - единица подвижного состава какого-либо транспорта;
33) уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий формирование государственной политики и контроль в области транспорта и коммуникаций, координацию и регулирование транспортной деятельности;
34) безопасность движения - комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, создание условий безаварийной работы участников перевозочного процесса, содержание в исправности транспортных средств и транспортной инфраструктуры;
35) осмотр - проверка уполномоченным органом объекта на предмет соответствия его требованиям законодательства Республики Казахстан, направленным на обеспечение безопасной эксплуатации;
36) опасный груз - груз, который в силу присущих ему свойств и особенностей при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении может послужить причиной взрыва, пожара или повреждения технических средств, устройств, зданий, строений и сооружений, а также гибели, травмирования или заболевания людей, животных, нанести ущерб
окружающей среде;
37) сообщение - перевозка пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений транспортным средством между пунктами отправления и назначения, включая следующие виды:
а) международные - перевозка между Республикой Казахстан и иностранными государствами и (или) транзитом через Республику Казахстан;
б) межобластные - перевозка между пунктами отправления и назначения, находящимися в разных областях Республики Казахстан;
в) внутриобластные - перевозка между населенными пунктами в пределах одной области;
г) городские - перевозка в черте города (района);
д) пригородные - перевозка в пригородной зоне;
е) прямые смешанные сообщения - перевозка разными видами транспорта по документу прямой смешанной перевозки;
38) ручная кладь - личные вещи, перевозимые пассажиром с собой в транспортном средстве, весовые и габаритные параметры которых соответствуют требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров и багажа для определенного вида транспорта;
39) литерный статус - статус, присваиваемый воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным транспортным средствам, а также маршрутам (рейсам) их следования при перевозке охраняемых лиц;
40) маршрут - определенный в процессе организации перевозок путь следования транспортного средства между установленными начальным и конечным пунктами;
41) специализированное транспортное средство - транспортное средство, предназначенные для перевозки определенных видов грузов;
42) отечественный перевозчик - перевозчик, зарегистрированный в Республике Казахстан, допущенный к перевозке в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
43) централизованное диспетчерское сопровождение - комплекс мер по обеспечению выполнения контроля за качеством перевозок пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов;
44) рейс - транспортный процесс перевозки пассажиров, багажа (грузобагажа) и грузов за определенный интервал времени между географическими пунктами;
45) перевозки - деятельность физических и юридических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений соответствующим видом транспорта;
46) перевозочный процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых при осуществлении перевозок;
47) перевозочные документы - документы, в бумажном и/или электронном виде, путем оформления которых заключается договор перевозки (проездные документы (билет, путевка), багажная и грузобагажная квитанции, железнодорожная и товарно-транспортная накладные, путевой лист, морская накладная, коносамент и чартер, документ прямой смешанной перевозки);
48) перевозчик - физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или иных законных основаниях, и имеющее право на осуществление перевозки в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;
49) правила перевозок - нормативные правовые акты, регулирующие деятельность при осуществлении перевозки и взаимоотношения всех участников перевозочного процесса;
50) прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски;
51) проверка - действие органов, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом контроль в области транспорта и коммуникаций, совершаемое с целью определения соблюдения хозяйствующими субъектами транспортного законодательства Республики Казахстан;
52) скоропортящийся багаж (грузобагаж), груз - багаж (грузобагаж), груз, имеющий ограниченный срок годности и требующий особых условий перевозки и хранения;
53) срок транспортабельности - предельно возможный, исходя из данных, указанных в сертификате (качественном удостоверении), срок нахождения скоропортящегося багажа (грузобагаж), груза в пути;
54) техническая эксплуатация - комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры;
55) транспортировка - совокупность взаимосвязанных действий участников перевозочного процесса, выполняемых с целью перемещения багажа (грузобагажа), грузов из пункта отправления в пункт назначения;
56) участники перевозочного процесса - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в процессе перевозки;
57) Национальный перевозчик - перевозчик, статус которого определяется Правительством Республики Казахстан, выполняющий специальные и воинские перевозки грузов и оказывающий услуги по перевозке пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений подвижным составом;
58) международные нерегулярные перевозки - перевозки, носящие разовый характер, осуществляемые перевозчиками без посадки пассажиров на промежуточных пунктах между начальным и конечным пунктами перевозки в международном сообщении;
59) экспедитор - лицо, оказывающее услуги по организации перевозок грузов, которое может указываться в перевозочных документах в качестве плательщика перевозки на основании договора транспортной экспедиции;
60) расчетная единица - единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом;
2. Основные понятия, используемые в сфере автомобильного транспорта:
1) автобус - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более восьми мест для сидения, исключая место водителя;
2) автомобиль особого назначения - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки охраняемого лица;
3) автомобильный транспорт - вид транспорта, основной сферой деятельности которого являются организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений с использованием автотранспортных средств и автомобильных дорог;
4) автомобильное транспортное средство (далее - автотранспортное средство) - единица подвижного состава автомобильного транспорта, включающего автобусы, легковые и грузовые автомобили, автомобильные прицепы, полуприцепы к седельным тягачам, а также специализированные и специальные автомобили;
5) автомобильные дороги - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств, обеспечивающий их непрерывное, безопасное движение с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита;
6) платные автомобильные дороги - автомобильные дороги повышенного качества, обеспечивающие высокую безопасную скорость, за пользование которыми взимается плата, с обязательным наличием альтернативного бесплатного проезда по другой дороге, качество которой соответствует требованиям, установленным техническим регламентом в сфере
автомобильных дорог;
7) протяженность автомобильной дороги - фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами, указанная в натуре (на местности) по километровым знакам;
8) специальная трасса - статус, присваиваемый в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, автомобильной дороге, по которой осуществляется перевозка охраняемого лица, прилегающей к ней территории, акватории и воздушному пространству над ней;
9) управляющие автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
10) пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы;
11) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту, а также по содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них;
12) легковой автомобиль - автотранспортное средство, предназначенное для автомобильной перевозки пассажиров и багажа и имеющее не более восьми мест для сидения, исключая место водителя;
13) полоса отвода - земли занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации;
14) придорожные полосы - участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования земельными участками для обеспечения безопасности движения транспорта и населения;
15) путевой лист - перевозочный документ, выдаваемый перевозчиком водителю автотранспортного средства, предназначенный для ведения учета работы автотранспортного средства;
16) управление дорожной деятельностью - комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение безопасности и удобства движения на автомобильных дорогах, повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений, обеспечение порядка их охраны, организацию проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования автомобильных дорог на основе государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами в области технического регулирования, и внедрения передовых технологий;
17) такси - легковой автомобиль, предназначенный для автомобильной перевозки пассажиров и багажа, оборудованный в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом;
18) улица (проезжая часть улицы) - автомобильная дорога в пределах границ городов или иных населенных пунктов.
3. Основные понятия, используемые в сфере городского электрического транспорта:
городской электрический транспорт - электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен) предназначенный для перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении.
4. Основные понятия, используемые в сфере железнодорожного транспорта:
1) вагон - несамоходное прицепное транспортное средство, предназначенное для перевозки по железнодорожным путям;
2) оператор вагонов (контейнеров) - лицо, владеющее вагонами (контейнерами) на праве собственности или иных законных основаниях и (или) участвующее на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием данных вагонов (контейнеров), и указанное в перевозочных документах;
3) грузобагаж - имущество, принятое к перевозке в пассажирском и почтово-багажном отделении вагона в соответствии с требованиями, установленными правилами перевозок пассажира и багажа (грузобагажа) железнодорожным транспортом;
4) грузовая отправка - партия груза, предъявляемая к перевозке по одной транспортной накладной;
5) подъездные пути общего пользования - железнодорожные пути, специально выделенные как на территории железнодорожной станции, так и за ее пределами, которые принадлежат участникам перевозочного процесса и используются для выполнения операций по погрузке (разгрузке), сортировке, хранению багажа (грузобагажа), грузов в соответствии с правилами перевозок;
6) контрагент - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях прирельсовыми складами, площадками для хранения грузов, погрузочно-разгрузочными механизмами и (или) подъездными путями, примыкающими к подъездным путям другого ветвевладельца;
7) подъездные пути - железнодорожные пути, предназначенные для обслуживания грузоотправителей, грузополучателей и примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к магистральным или станционным путям;
8) услуги подъездных путей - услуги по предоставлению подъездного пути для проезда подвижного состава, для маневровых работ, погрузки-выгрузки, других технологических операций перевозочного процесса, а также для стоянки подвижного состава, не предусмотренной технологическими операциями перевозочного процесса;
9) оператор локомотивной тяги лицо, владеющее на праве собственности, на иных законных основаниях, тяговым транспортным средством (локомотивом), обеспечивающее его содержание, эксплуатацию и оказывающее услуги локомотивной тяги;
10) услуги локомотивной тяги - услуги по перемещению подвижного состава тяговым транспортным средством (локомотивом) по железнодорожным путям;
11) магистральная железнодорожная сеть магистральная железнодорожная инфраструктура, включающая магистральные и станционные пути, а также объекты электроснабжения, сигнализации, связи, устройства, оборудование, здания, строения, сооружения и иные объекты, технологически необходимые для ее функционирования;
12) магистральные пути - железнодорожные пути, соединяющие железнодорожные станции, предназначенные для функционирования железнодорожного транспорта общего пользования на всей территории Республики Казахстан и обеспечения железнодорожного сообщения с другими
государствами;
13) оператор магистральной железнодорожной сети - организация, учрежденная государством для предоставления услуг магистральной железнодорожной сети и управления перевозочным процессом;
14) услуги магистральной железнодорожной сети - услуги по предоставлению в пользование магистральной железнодорожной сети и организации пропуска подвижного состава по ней;
15) станционные пути - железнодорожные пути в границах железнодорожной станции, за исключением подъездных путей;
16) ветвевладелец - лицо, владеющее железнодорожным подъездным путем на праве собственности или иных законных основаниях;
17) железнодорожная станция - пункт, разделяющий магистральные пути на участки, имеющий путевое развитие, обеспечивающий регулирование движения, пропускную способность и позволяющий производить операций по приему, отправлению, скрещению, обгону поездов, по обслуживанию пассажиров, приему, выдаче багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений;
18) железнодорожные пути - объекты недвижимого имущества (магистральные, станционные, подъездные пути), по которым осуществляется перемещение подвижного состава;
19) железнодорожный вокзал - комплекс сооружений, предназначенный для обслуживания пассажиров, багажа (грузобагажа);
20) железнодорожный транспорт - вид транспорта, основной сферой деятельности которого являются организация и осуществление перевозок пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений по железнодорожным путям;
21) охранные зоны железнодорожного транспорта - земельные участки, необходимые для обеспечения безопасности перевозок, сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
5. Общие понятия, используемые в сфере воздушного транспорта:
1) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;
2) авиационные услуги - услуги гражданской авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, и выполнением авиационных работ;
3) авиационный маршрут (авиамаршрут) - географическое описание или комбинация географических описаний земной поверхности, над которой осуществляется воздушное сообщение;
4) авиационный персонал - физические лица, имеющие профессиональную подготовку авиационного профиля, осуществляющие деятельность по организации полетов, управлению движением воздушных судов, обслуживанию воздушных судов, выполнению авиационных работ, а
также по обеспечению перевозок, безопасности полетов или авиационной безопасности;
5) авиационная безопасность - нормальная и безопасная деятельность авиации, обеспечиваемая предупреждением и предотвращением актов незаконного вмешательства в ее деятельность;
6) аварийно-спасательные работы - комплекс мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим;
7) авиакомпания - юридическое лицо, имеющее действующий сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов и лицензию на выполнение воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений и (или) авиационных работ;
8) авиационные работы - специализированные операции, выполняемые средствами авиации в отдельных отраслях хозяйства в целях обеспечения технологических и производственных процессов заказчиков (в сельском хозяйстве, строительстве, обслуживание экспедиций и т.д.), а также для проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ, санитарно-эпидемиологических и природоохранных мероприятий, оказания медицинской помощи населению, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
9) авиационный инцидент - событие, происшедшее при использовании воздушного судна с целью выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий, но не приведшее к авиационному происшествию;
10) авиационное событие - событие, связанное с использованием воздушного судна, при котором возникла или могла реальная угроза обеспечения безопасности полета, а также любое отклонение в худшую сторону от ожидаемого результата действий (бездействий) субъектов воздушного транспорта;
11) авиационное происшествие - событие, происшедшее при использовании воздушного судна с целью выполнения полета, связанное с нарушением нормального функционирования этого судна, его экипажа, другого авиационного персонала или связанное с воздействием внешних условий и приведшее к гибели людей, значительному повреждению, разрушению или
утрате воздушного судна;
12) аэродром - земельный или водный участок, специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов;
13) аэронавигационная организация - организация, осуществляющая обслуживание воздушного движения, обеспечивающая аэронавигационной и метеорологической информацией;
14) аэронавигационные устройства - устройства по обслуживанию воздушного движения, радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи, а также сети телекоммуникаций и инженерные сети, связанные с обеспечением безопасности полетов воздушных судов;
15) воздушное судно, потерпевшее бедствие - воздушное судно, получившее при взлете, посадке или падении серьезное повреждение или полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;
16) гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации и занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан;
17) незаконное вмешательство в деятельность авиации - противоправное действие или бездействие, посягающее на нормальную и безопасную деятельность авиации, повлекшее несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна или создавшее угрозу наступления таких последствий;
18) организация гражданской авиации - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере гражданской авиации;
19) особо важные полеты - это полеты воздушного судна, на борту которого находятся охраняемые лица Республики Казахстан;
20) сверхлегкая авиация - гражданская авиация, использующая сверхлегкие летательные аппараты, другие воздушные суда спортивного назначения и любительской конструкции, аэростатические аппараты и вспомогательные устройства с максимальной массой не более двух тысяч семисот килограмм;
21) свидетельство на авиамаршрут - документ на право использования авиационного маршрута;
22) сертификат эксплуатанта гражданских воздушных судов и воздушных судов сверхлегкой авиации - документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие эксплуатанта требованиям, установленным правилами сертификации эксплуатантов гражданских воздушных судов;
23) сертификат годности аэродрома - документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие аэродрома нормам годности к эксплуатации аэродромов;
24) аэропорт - комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие сооружения, а также необходимое оборудование;
25) аэропортовская деятельность - деятельность, осуществляемая юридическими лицами, связанная с обеспечением воздушных перевозок, авиационной безопасности и безопасности полетов в аэропортах;
26) воздушная навигация - прикладная наука о вождении воздушного судна по программной траектории;
27) воздушная трасса - воздушное пространство в виде коридора, предназначенное для полетов воздушных судов и контролируемое аэронавигационными устройствами системы управления воздушным движением;
28) воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;
29) воздушный транспорт - вид транспорта, основной сферой деятельности которого является перевозка пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений воздушными судами;
30) контролируемая зона аэропорта - рабочая площадь аэропорта, аэродрома, объектов аэронавигационного обеспечения полетов и прилегающая к ним территория, служебные здания, строения, склады, доступ в которые контролируется службой авиационной безопасности;
31) полет воздушного судна - перемещение воздушного судна по земной (водной) поверхности и в воздушном пространстве от начала разбега при взлете (отрыва от земной или водной поверхности при вертикальном взлете) до окончания пробега (освобождение взлетно-посадочной полосы без остановки) или касания земной (водной) поверхности при вертикальной посадке;
32) свобода воздуха - право на перевозку в отношении регулярных перевозок, в международном сообщении, предоставляемое одним государством другому государству или государствам осуществлять полеты и проводить посадки на своей территории для перевозки пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений;
33) Единая авиационная поисково-спасательная служба (ЕАПСС) - авиационные службы поиска и спасания, аварийно-спасательные и парашютные службы государственных органов и авиакомпаний, которым принадлежат воздушные судна;
34) сертификат экземпляра - документ, выданный уполномоченным органом, удостоверяющий соответствие конструкции, характеристик и эксплуатационно-технической документации изготовленного в Республике Казахстан экземпляра гражданского воздушного судна требованиям, предусмотренным правилами сертификации гражданских воздушных судов
Республики Казахстан;
35) воздушное пространство Республики Казахстан - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Республики Казахстан, в том числе над ее территориальными водами;
36) воздушное судно, терпящее бедствие - воздушное судно, которому, или находящимся на борту которого людям, угрожает непосредственная опасность либо с которым потеряна радиосвязь и неизвестно местонахождение этого судна;
37) Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан - документ, в котором производится государственная регистрация гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними;
38) навигационные средства - специальные технические устройства, позволяющие получать необходимую информацию для целей самолетовождения;
39) навигационные системы - навигационные средства, представляющие совокупность нескольких бортовых устройств с различными принципами действия, а также средств, основанных на совместном использовании бортового и наземного оборудования;
40) эксплуатант - юридическое или физическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области;
41) нерегулярная авиаперевозка - перевозка, осуществляемая вне расписания;
42) расследование - процесс, который включает сбор и анализ информации, подготовку заключений, включая установление причин и выработку рекомендаций по обеспечению безопасности, проводимый с целью предотвращения авиационных происшествий;
43) регулярная авиаперевозка - перевозка, осуществляемая по утвержденному уполномоченным органом расписанию;
44) временное управление - управление, которое вводится в действие при приостановлении действия или отзыве лицензии у эксплуатанта аэропорта;
45) безопасность полета - комплекс мер, обеспечивающих безопасное проведение полетов, комплексная характеристика гражданского воздушного судна и авиационных услуг, и (или) работ, определяющая способность выполнять полеты без угрозы жизни и здоровью людей;
46) летная годность - техническое состояние гражданского воздушного судна, которое отвечает летно-техническим характеристикам, обеспечивающим безопасность и летное качество гражданского воздушного судна;
47) нормы летной годности - это требования к конструкции, параметрам и летным качествам воздушных судов и их компонентов, направленных на обеспечение безопасности полетов;
48) сертификат летной годности - документ, выданный уполномоченным органом, на основании сертификата типа, удостоверяющий соответствие гражданского воздушного судна нормам летной годности;
49) сертификат типа - документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий соответствие нормам летной годности типа воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта новых типов;
50) международный аэропорт - аэропорт, обеспечивающий перевозки в международном сообщении, в котором организован таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.
6. Основные понятия, используемые в сфере внутреннего водного транспорта:
1) береговая полоса - полоса суши вдоль берегов водных объектов шириной двадцать метров от края береговой линии;
2) внутренние водные пути - естественные или искусственно созданные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;
3) внутренний водный транспорт - вид транспорта, основной сферой деятельности которого является судоходство и иная, связанная с судоходством деятельность на внутренних водных путях;
4) Государственный судовой реестр Республики Казахстан - документ, в котором проводится государственная регистрация судов и прав на них;
5) дебаркадер - плавучий причал, предназначенный для швартовки и обслуживания пассажирских судов;
6) навигация - период времени, в течение которого возможно судоходство;
7) освидетельствование судна - осмотр судна с целью определения его технического состояния судна в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами и правилами Регистра судоходства, направленными на обеспечение безопасности плавания судна с учетом его назначения и подтверждения класса;
8) предприятие уполномоченного органа - государственное предприятие внутреннего водного транспорта, основной задачей которого является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания и развития внутренних водных путей с целью обеспечения безопасного плавания судов в пределах обслуживаемых границ;
9) пункт отстоя - земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;
10) путевые работы - дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях;
11) Регистр судоходства - государственное учреждение классификации и технического регулирования в сфере водного транспорта, направленного на обеспечение технической безопасности, с целью недопущения риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
12) речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта;
13) судовой ход - поверхность воды на внутренних водных путях, обставленная знаками навигационной обстановки, указывающими его направление и границы, в пределах которой допускается беспрепятственное плавание судов определенных размеров;
14) судовождение - деятельность, связанная с управлением судами, осуществляющими плавание по внутренним водным путям;
15) судоходство - деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки пассажиров и багажа, грузов и почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поиска, разведки и добычи полезных ископаемых, рыбных и иных промыслов, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических
и других подобных работ, лоцманской проводки судов, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарно-эпидемиологического и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных подобных целей;
16) судовая книга - документ, в котором регистрируются суда и права на них, не вошедшие в Государственный судовой реестр;
17) судоходный шлюз (шлюз) - гидротехническое сооружение для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой;
18) такелаж - совокупность судовых снастей для грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов и сигналов;
19) техническое наблюдение - составная часть классификационной деятельности, направленной на обеспечение технической безопасности судов, включающая в себя поэтапные проверки соблюдения законодательства Республики Казахстан в сферах торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта.
20) судоходные водные пути - участки внутренних водных путей открытых для судоходства.
Понятия "акватория порта", "диспач", "диспаша", "диспашеры", "лоцман", "лоцманская проводка судна", "рейд", "средства навигационной обстановки", "судно" используются в значениях, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
7. Основные понятия, используемые в сфере морского транспорта:
1) аварийный взнос - денежная сумма, которую получатель обязан внести перевозчику при выдаче ему груза для возмещения расходов в случае общей аварии в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах;
2) акватория порта - ограниченный участок поверхности воды, служащий для подхода и стоянки судов у причалов и устройства рейдов, на которых суда и составы ожидают грузовой обработки или отправления в рейс, а также где выполняются необходимые операции;
3) бербоут-чартер - вид договора фрахтования, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
4) буксирное судно - судно, предназначенное для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений;
5) вместимость судна - вместимость, служащая для расчета в портах и статистического учета флота, определяемая в соответствии с международными договорами Республики Казахстан по обмеру судов;
6) грузовое судно - судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно);
7) демерредж - плата за контрсталийное время;
8) димайз-чартер - вид договора бербоут-чартера, по которому к фрахтователю переходит во владение и пользование судно и поступает на службу его экипаж или часть его;
9) диспач - вознаграждение фрахтователю за окончание погрузки судна до истечения сталийного времени;
10) диспаша - расчет убытков и расходов по общей аварии и распределение их между сторонами, участвующими в общем, морском предприятии;
11) диспашеры - лица, обладающие знаниями и опытом в области морского права, составляющие расчет по определению диспаши;
12) инцидент - происшествие или ряд происшествий одного и того же происхождения, в результате которых причинен ущерб или возникла серьезная и непосредственная угроза причинения такого ущерба;
13) каботаж - деятельность, связанная с торговым мореплаванием в сообщении между морскими портами Республики Казахстан, а также из порта (пункта) погрузки до порта (пункта) разгрузки, находящихся в юрисдикции Республики Казахстан;
14) классификационное общество - организация, осуществляющая техническое освидетельствование и классификацию судов, совершающих плавание в международном сообщении, признанная Правительством Республики Казахстан, в порядке, определенном международными договорами Республики Казахстан;
15) контрсталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой сверх сталийного времени;
16) лоцманская проводка судов - проведение судов, осуществляемое лоцманом;
17) морская буксировка - буксировка судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние;
18) морская накладная - перевозочный документ, оформляемый при перевозке грузов морским транспортом;
19) морской порт - комплекс сооружений, расположенных на предоставленных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке земельных участках, предназначенных для обслуживания судов, пассажиров и багажа и осуществления операций с грузами, а также для иных целей деятельности морского транспорта;
20) морской транспорт - вид транспорта, используемый в целях торгового мореплавания;
21) морской терминал - специализированный участок в морском порту, включающий совокупность технических средств, инженерных сооружений, подъемно-транспортного и иного оборудования, обеспечивающих условия для погрузки (разгрузки) грузов, их хранения, обработки транспортных средств, смежных с морским транспортом, а также посадки, высадки и иного обслуживания пассажиров;
22) морское требование - требование, заявляемое в связи с использованием судов в целях торгового мореплавания (возмещение вреда, уплата сборов и иное);
23) морской залог на судно - ипотека судна, возникающая на основании настоящего Кодекса при наступлении указанных в нем обстоятельств;
24) морской протест - заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований в целях обеспечения доказательств;
25) нефтеналивное судно - судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки шестьдесят градусов по Цельсию и ниже для морских судов, пятьдесят пять градусов по Цельсию и ниже для судов внутреннего водного плавания и с давлением паров по Рейду ниже атмосферного;
26) общее морское предприятие - имущество (судно, фрахт и груз), за счет которого подлежат возмещению расходы по общей аварии;
27) обычный маршрут - общепринятый в морской практике маршрут следования судна;
28) оператор морского терминала - лицо, владеющее на праве собственности или иных законных основаниях терминалом в морском порту и осуществляющее погрузочно-разгрузочные работы и иные технические операции;
29) пассажирское свидетельство - судовой документ, содержащий сведения о максимально допустимом количестве пассажиров на судне;
30) пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более двенадцати пассажиров;
31) плавучая буровая установка - судно (плавучее сооружение), предназначенное для выполнения буровых работ по разведке и (или) добыче подземных ресурсов морского дна;
32) расчетная единица - единица специального права заимствования, определяемая Международным валютным фондом;
33) рейды - часть акватории порта за пределами судового хода, предназначенной для якорной стоянки судов, маневрирования или перегрузки грузов;
34) сквозной коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю и удостоверяющий прием груза к перевозке, которым предусматривается, что часть перевозки должна осуществляться другим перевозчиком;
35) сталийное время - период времени, в течение которого судно находится под погрузкой без дополнительной к фрахту оплаты;
36) средства навигационной обстановки - маяки, буи и другое навигационное оборудование, обеспечивающее безопасность мореплавания и судоходства;
37) суббербоут-чартер - вид договора фрахтования, по которому фрахтователь обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить третьим лицам во владение и пользование на определенный срок судно или несколько судов, не снаряженные и не укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
38) субтайм-чартер - вид договора фрахтования, по которому фрахтователь обязуется предоставить третьим лицам за вознаграждение на определенный срок судно или несколько судов, снаряженные и укомплектованные экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов и
иных целей торгового мореплавания;
39) тайм-чартер - вид договора фрахтования судна на время, по которому фрахтовщик обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов и иных целей торгового мореплавания;
40) торговое мореплавание - деятельность, связанная с использованием судов для перевозок пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений, промысла водных биологических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, санитарно-карантинного, таможенного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, в том числе и сбора отходов в море, проведения морских научных исследований, учебных, спортивных и культурных целей и иных подобных целей.
8. Основные понятия, используемые в сфере прямых смешанных перевозок:
1) договор прямой смешанной перевозки - договор оператора прямой смешанной перевозки с грузоотправителем (грузополучателем), на основании которого оператор обязуется за плату осуществить или обеспечить осуществление прямой смешанной перевозки груза;
2) документ прямой смешанной перевозки - единый документ, удостоверяющий договор прямой смешанной перевозки, принятие груза оператором в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями этого договора;
3) оператор прямой смешанной перевозки - лицо, осуществляющее организацию прямой смешанной перевозки от своего имени или через другое действующее от его имени лицо, заключающее договор прямой смешанной перевозки и принимающее на себя ответственность за исполнение договора;
4) перевалка груза - погрузочно-разгрузочные операции, связанные с перемещением груза непосредственно с одного транспортного средства на другое или через склад;
5) прямая смешанная перевозка - перевозка груза, осуществляемая двумя и более видами транспорта, организованная оператором прямой смешанной перевозки путем оформления документа прямой смешанной перевозки на всю перевозку, независимо от количества перевозчиков, участвующих в перевозке;
6) пункт прямой смешанной перевозки - станция, порт, аэропорт, грузовой терминал и иной пункт, в котором осуществляется прием, перевалка и выдача грузов;
7) расчетная единица - единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом.
Стоимость национальной валюты в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью национальной валюты в единицах специального права заимствования перевод в национальную валюту осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.
9. Другие специальные понятия и термины транспортного законодательства Республики Казахстан используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
10. Понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Статья 2. Транспортная деятельность в Республике
Казахстан

Транспортная деятельность заключается в управлении транспортными коммуникациями, мобилизационной подготовке транспортных коммуникаций, подготовке, организации и выполнении услуг по перевозке и обслуживанию пассажиров, багажа (грузобагажа), грузов и почтовых отправлений железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным, городским электрическим видами транспорта или в прямых смешанных перевозках, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях.

Статья 3. Государственная политика в области
транспортной деятельности

1. Государственная политика в области транспортной деятельности направлена на создание условий для удовлетворения потребностей населения, экономики и государства в перевозках, исходя из принципов:
1) единства транспортной системы;
2) свободного доступа потребителей к получению услуг всех видов транспорта;
3) обеспечения безопасности в области технического регулирования в области транспорта для жизни и здоровья человека и окружающей среды;
4) обеспечения экономических интересов Республики Казахстан;
5) применения единых правовых и экономических условий и требований для всех участников перевозок.
2. Целью государственной политики в области транспортной деятельности является:
1) развитие транспортной инфраструктуры;
2) развитие перевозок;
3) реализация тарифной, налоговой и таможенной политики в области транспорта и коммуникаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) обеспечение потребности населения в перевозках и услугах, жизнедеятельности отраслей экономики и национальной безопасности государства;
5) развитие конкуренции;
6) охрана окружающей среды.
3. Государственные органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность лиц, осуществляющих транспортную деятельность за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
4. Государственная политика в области транспортной деятельности реализуется путем государственного регулирования.
Государственную политику в области транспорта и коммуникаций определяет Президент Республики Казахстан.
Правительство Республики Казахстан реализует государственную политику в области транспорта и коммуникаций.
Формирование государственной политики в области транспортной деятельности возлагается на уполномоченный орган в соответствии с его компетенцией.

Статья 4. Транспортное законодательство Республики
Казахстан

1. Транспортное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Общественные отношения в области использования и охраны растительного и животного мира, воздушного пространства, водных объектов, недр, земли, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий регулируются специальным законодательством Республики Казахстан.
3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Собственность в области транспорта и
коммуникаций

1. В государственной собственности находятся магистральная железнодорожная сеть, метрополитен, автомобильные дороги общего пользования, судоходные водные пути, шлюзы на них, средства навигационной обстановки, аэронавигационные устройства, здания и сооружения пунктов пропуска через государственную границу.
2. Магистральные нефте- и газопроводы, железнодорожные пути, а также автомобильные дороги, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут находиться как в государственной, так и в частной собственности.
3. Автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в концессию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: