Екатеринбург

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

Девиз: «Semper in motu» (вечное движение)

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНПОРТА

Руководитель: Разработал:

доцент, к.т.н. студент группы Л-410

Вохмянина А. В. Баскова Э. И.

Екатеринбург


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...........3

1. Основные показатели развития логистической деятельности ОАО РЖД……………………………………………………………..………………….5

2. Структурный и динамический анализ показателей ……………..…………...15

2.1Общая характеристика грузовых перевозок ………...…….….....15

2.2Анализ динамики погрузки……………………….……………….16

2.3Анализ динамики грузооборота…………………………………..22

3. Оценка эффективности транспортного комплекса по системе логистических и экономических критериев…………………………………………………….26

Заключение……………………………………………………………...………..32

Список используемых источников………………………………………….34


ВВЕДЕНИЕ

Развитие транспортной системы является условием экономического роста и безопасности государства. Россия с ее огромными территориями нуждается в большой и эффективно работающей транспортной сети, которая бы связывала между собой все регионы.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. От состояния и качества логистической деятельности железнодорожного транспорта зависят не только перспективы дальнейшего социально-экономического развития. Но также возможности государства эффективно выполнять такие важнейшие функции, как защита национального суверенитета и безопасности страны, укрепление единства пространства, обеспечение потребности граждан в перевозках, создание условий для выравнивания социально-экономического развития регионов, повышения ресурсной независимости и глобальной конкурентоспособности России.

Цель работы – выявить основные тенденции и направления развития железнодорожного транспорта.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть основные показатели развития логистической деятельности ОАО РЖД;

2) произвести статистический анализ данных динамики погрузки и грузооборота и выявить на основании них основные тенденции;

3) оценить влияние логистического подхода к организации основной деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта на показатели их эффективности.

Объект работы – предприятия железнодорожного транспорта.

Предмет – динамика количественных (объемных) и экономических показателей логистической деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Методы:

1. экономический анализ деятельности предприятий железнодорожного транспорта;

2. статистический анализ динамики объемов погрузки и грузооборота;

3. описательный анализ влияния логистического подхода на основную (перевозочную) деятельность и экономическую эффективность.

Научная новизна заключается в том, что обычно в экономике транспорта учитывается совокупное влияние фактора времени на повышение экономической эффективности, но мы в данной работе попытались отделить фактор логистического подхода и выявить его влияние на экономическую эффективность.


1. Основные показатели развития логистической деятельности ОАО РЖД

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны.

За последние годы железнодорожный транспорт сохранил свой потенциал, провел необходимую модернизацию инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний, что говорит о развитии логистической деятельности на железнодорожном транспорте в России. Это определяют следующие факторы:

1) огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

2) высокие финансовые рейтинги;

3) квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

4) большая научно-техническая база;

5) проектные и строительные мощности;

6) значительный опыт международного сотрудничества.

Одной из стратегических целей ОАО «РЖД» является развитие логистической деятельности. Что является необходимым условием для повышения уровня качества предоставляемых услуг и обеспечения интеграции Холдинга в мировую транспортную систему.

Поэтому для достижения поставленной цели в период до 2015 года компания реализует ряд мероприятий:

1. развернет создание терминально-логистических комплексов по всей сети российских железных дорог. Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры будет осуществляться как сетевой проект, в котором объекты взаимоувязаны посредством целого ряда инструментов;

2. повысит эффективность функционирования существующего терминально-складского комплекса (грузовых дворов);

3. обеспечит развитие контрактной (3PL) логистики. Для этого в структуре Холдинга в 2010 году создана компания – ОАО «РЖД-Логистика» – интегрирующая услуги структурных подразделений и дочерних обществ ОАО «РЖД», а также внешних поставщиков, в комплексную услугу управления цепочкой поставок;

4. продолжит реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение контейнеризации перевозок. В 2011 году с целью дальнейшего развития контейнерного бизнеса была разработана Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в Холдинге, которая утверждена правлением и одобрена советом директоров Компании;

5. начнет реализацию проектов по получению в оперативное управление или созданию совместно с грузовладельцами совместных компаний по эксплуатации подъездных путей в целях формирования сквозных технологий взаимодействия магистрального и промышленного железнодорожного транспорта;

6. обеспечит развитие информационных систем, повысит качество информационного обеспечения грузовладельцев[5];

Прошедшие 2012-2013 годы признаны для ОАО «РЖД» и ОАО «РЖД Логистика» годами устойчивого развития. ОАО «РЖД Логистика»организовала за 2012перевозки 3,3 млн. тонн различных грузов в России, Европе и Азии в сотрудничестве более чем с 1000 компаний. В том числе с CARBOCeramics, ОАО «Стройфарфор», ОАО «ЧЭМК», ОАО «ЮгРосПродукт», ЗАО «Керамогранитный завод» (Италон), и партнерами компании, такими как Транс контейнер, ERT (EuroRailTrans) и другими. А ОАО «РЖД» за 2012 год организовала перевозку 2 222,4 млрд. т-км.

Основными направлениями деятельности ОАО «РЖД Логистика» является развитие интермодальных перевозок, экспедирование грузов во внутрироссийском и международном сообщении с представлением комплекса необходимых дополнительных услуг по терминально-складской обработке, авто-экспедированию, таможенному оформлению, управленческая логистика, а также перевозка грузов с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС [2].

Сегодня ОАО «РЖД Логистика» предполагает грузоотправителям единый сервис по доставке грузов транзитом по территории России из Азии в Европу и обратно. ОАО «РЖД Логистика» активно участвует в развитии экспортно-импортных перевозок. В этих целях в 2012 году созданы совместные предприятия в Латвии и Китае. Это российско-латвийское предприятие EuroRailTrans и совместное предприятие с участием компании России, Китая, Германии и Казахстана – YuXinOu, в котором «РЖД Логистика» принадлежит 16,3 % акции.

Большое внимание компания уделяет расширению своего географического присутствия. Открыты филиалы и обособленные подразделения в Забайкальске, Красноярске и Иркутске, Ярославле¸ Кирове, Самаре, Воронеже, Саратове, Челябинске, Омске и Томске, а так же в скором времени планируется открытие филиалов в Тюмени, Перми, Калининграде, Мурманске, Уфе, Казани, Астрахани, Новороссийске, Барнауле, Кемерово, Гродеково, Чите и Южно-Сахалинске. На сегодняшний день сеть компании включает 37 подразделение. Кроме того, совместная деятельность с компанией FarEastLandBridgeLtd (FELB) позволяет использовать потенциал из офисов в Европе и Китае [2].

Для развития железнодорожных перевозок и повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в 1 полугодии 2013 года ОАО «РЖД» подписало ряд договоров:

1. договор между ОАО «РЖД» и РУП «Абхазская железнодорожная дорога» о порядке взаимных расчетов за работы и услуги, связанные с железнодорожными грузовыми перевозками в международном сообщении;

2. ОАО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД») и АО «Эстонская железная дорога» подписали документ о взаимной поддержке в развитии перевозок пассажиров в международном сообщении, включая оптимизацию использования подвижного состава, избежание излишних простоев и порожних пробегов;

3. в рамках Петербургского международного экономического форума подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между ОАО «РЖД» и Европейским банком реконструкции и развития в области модернизации железнодорожной и связанной инфраструктуры. Меморандум закрепляет намерение сторон сотрудничать в области развития инфраструктуры высокоскоростных перевозок, проектов в сфере модернизации железнодорожных станций и развития транспортно-логистической деятельности;

4. соглашение о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» по реализации экспортных и инвестиционных проектов в зарубежных странах. В соответствии с соглашением стороны намерены сотрудничать в сфере реализации экспортных и инвестиционных проектов за рубежом, направленных на поддержку национального экспорта высокотехнологичной продукции, услуг и технологий, и укрепления конкурентоспособности российских организаций на мировом рынке;

5. ОАО «РЖД», АО «НК «Казакстантемиржолы» и ГО «Белорусская железная дорога» подписали соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства, в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией;

6. ОАО «РЖД» расширяет свое присутствие за рубежом. В мае 2013 года появилось представительство ОАО «РЖД» в Республике Беларусь;

7. в апреле ОАО «РЖД», ЗАО «Группа Синара» и «Сименс АГ» подписали трехстороннее Соглашение о намерениях по разработке и созданию магистральных грузовых четырехосных электровозов постоянного и переменного тока, а также по организации производства в Российской Федерации основных узлов и систем электропоездов серии DesiroRus;

8. соглашение о научно-техническом сотрудничестве при разработке, изготовлении и проведении испытаний скоростной платформы на штампосварных тележках между ОАО «РЖД», АО «Татравагонка» и ОАО «ТрансКонтейнер» [3].

С начала 2013 года ОАО «РЖД» подписан ряд документов с иностранными железнодорожными администрациями о строительстве и реконструкции железных дорог. Так, заключено обновленное рамочное соглашение о сотрудничестве с Вьетнамскими железными дорогами. Подписан контракт с железными дорогами Сербии на выполнение работ по строительству железнодорожной инфраструктуры и поставку дизельных поездов. Достигнута договоренность с Ливией о создании совместной комиссии для выработки условий и параметров сотрудничества по проекту строительства железнодорожной линии Сирт – Бенгази в Ливии, приостановленного в феврале 2011 года [3].

Так же для развития логистической деятельности ОАО «РЖД» продолжает реализацию мероприятий по повышению эффективности взаимодействия с железными дорогами стран СНГ и Балтии с колеей 1520 мм.Одной из значимых дискуссионных площадок для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития железнодорожного транспорта является международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520», который ежегодно проводится по инициативе ОАО «РЖД», начиная с 2006 года. Главной целью форума является объединение интересов производителей и потребителей железнодорожной техники, технологий, перевозочных и инфраструктурных услуг для развития бизнеса и экономических связей стран, имеющих железные дороги с шириной колеи 1520 мм [4].

В 2012 году в ходе этого бизнес форума было заключено четыре контракта на общую сумму 10 млрд руб. Одним из наиболее важных документов стало соглашение между ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг» и AlstomTransport о разработке магистрального грузового электровоза двойного питания нового поколения 2ЭС20 с асинхронными тяговыми двигателями, выпуск первого варианта которого намечается на март 2014 года Новочеркасским электровозостроительным заводом.

С 2012 года на российских железных дорогах ездят грузовые электровоза постоянного тока 2ЭС10 с асинхронными тяговыми двигателями «Гранит», которые создали ООО «Уральские Локомотивы» совместно с концерном Siemens AG. Новое поколение грузовых электровозов стало одним из основных факторов повышения эффективности перевозочного процесса: появилась возможность организовать сквозное движение тяжеловесных составов по участкам со сложным профилем без переформирования поездов или применения локомотивов-толкачей.

В 2014 году, а именно 28 марта в Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Развитие контейнерных и контрейлерных перевозок в России на основе терминально-логистических центров». Мероприятие организовано некоммерческим партнерством «Гильдия Экспедиторов» при поддержке ОАО «РЖД», Министерства транспорта Российской Федерации и ОАО «ТрансКонтейнер». На конференции было подмечено, что развитие перевозок контейнеров, а также контрейлерных перевозок, представляющих собой транспортировку автомобильных полуприцепов по железной дороге, имеет в России высокий потенциал. Увеличение объемов перевозок грузов в контейнерах, создание соответствующей инфраструктуры, развитие транспортно-логистических услуг мирового уровня 3-4PL в сфере интермодальных перевозок является актуальным как для ОАО «РЖД», так и для других участников транспортного рынка. Как отметил вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, в настоящее время осуществляется переход к новой бизнес-модели компании как международного транспортно-логистического холдинга. По его словам, для развития этого вида перевозок в России необходимо создать и обустроить необходимую инфраструктуру, внести изменения в нормативно-правовую базу, проработать технологию упрощенного таможенного оформления контрейлерного поезда, тарифные условия. ОАО «РЖД» в настоящее время активно занимается проработкой всех этих вопросов[10].

В последние 5лет у ОАО «РЖД» появилось много инновационных проектов, таких как:

1) изготовлены два головных образца двухсекционного грузового электровоза переменного тока серии 2ЭС5 и проведены заводские испытания;

2) в ЗАО "Трансмашхолдинг" были изготовлены и сертифицированы опытные образы грузового магистрального двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь» с дизелями производства германской компании Tognum (торговая марка MTU) серии 4 000 мощностью 2 700 кВт (в секции);

3) в 2010 году на Ярославском электровозоремонтном заводе начато изготовление двухдизельных маневровых тепловозов на базе ЧМЭ3. По сравнению с базовой моделью двухдизельный тепловоз ЧМЭ3 позволяет обеспечить экономию топлива до 30% при выполнении современных экологических требований;

4) создангазотепловоз ЧМЭ3Г на базе серийного тепловоза ЧМЭ3 путем установки на нем газобаллонного оборудования и оснащения дизеля системами подачи и регулирования подачи природного газа. Тепловоз рассчитан для работы на сжатом природном газе. В результате ожидается получить замещение дизельного топлива природным газом до 60%;

5) инновационный проект по разработке первого отечественного маневрового локомотива – маневрово-вывозного тепловоза ТЭМ9Н, реализован инжиниринговой компанией ООО «Центр инновационного развития СТМ» машиностроительного холдинга ОАО «Синара – Транспортные машины». ОАО «РЖД» –является главный научно-технический партнер и заказчиком. Новый тепловоз соответствует современным зарубежным стандартам экологии и энергоэффективности: по сравнению с предыдущей базовой моделью (ТЭМ9) снижен расход дизельного топлива на 30%, выбросы отработанных газов в окружающую среду – до 55% [7];

Так же были проведены инновации в специализированных полувагонах для угля, вагон-платформах сочлененного типа для перевозки крупнотоннажных контейнеров, универсальных крытых вагонах, тележках грузовых вагонов, строении железнодорожного пути, контактной сети, средствах контроля и диагностики.

В настоящее время у ОАО «РЖД» реализуется транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегическая цель развития транспортной системы — удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Основные функции стратегии:

1) формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры;

2) обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны;

3) обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

4) интеграция в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала страны;

5) повышение уровня безопасности транспортной системы;

6) снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду [8].

У ОАО «РЖД» существуют стратегические приоритеты: транспорт и логистика. В рамках этой стратегии компания «Российские железные дороги» создаст и отработает формат перевозок грузов «от двери до двери». Трансформация ОАО «РЖД» из большой компании-перевозчика в крупнейшего поставщика транспортно-логистических услуг создаст базу для привлечения дополнительных клиентов, развития новых услуг.Планируется освоение рыночных сегментов, которые дополняют и усиливают традиционный для ОАО «РЖД» перевозочный бизнес. Появится возможность создавать точки роста в смежных, высокодоходных сегментах. А полученный эффект может направляться, в том числе, и на финансирование инвестиционных потребностей железных дорог, на развитие инфраструктуры.

От проекта ожидается:

1) усиления влияния Группы «РЖД» на глобальном рынке транспортно-логистических услуг за счет роста объемов транзитных перевозок, в том числе по трансконтинентальному коридору Восток — Запад и контейнерного транзита. Контейнеризация железнодорожных перевозок внутри страны должна возрасти с 1,9 % до 8 %;

2) расширения присутствия в Европе, Азии, Латинской Америке. Группа «РЖД» сможет предоставлять отечественным предприятиям транспортно-логистические услуги по всему миру;

3) успешного развития собственно логистического бизнеса ОАО «РЖД» в России и за рубежом, учитывая уникальное сочетание инфраструктурных возможностей Группы и современной IT-платформы Gefco [9].

В настоящее время основными направлениями развития бизнеса ОАО РЖД Логистика является формирование у компании ключевых компетенций логистического оператора, способного предоставлять своим клиентам как в России, так и за рубежом широкий спектр 3PL услуг.

Всоответствии с этим ОАО «РЖД логистика» будет развивать:

1. Экспедиторские услуги при перевозках грузов по всем транспортным коридорам и всеми видами транспорта;

2. Транзитные перевозки по территории пространства 1520;

3. Перевозки мелких и сборных партий грузов по проекту РЖД Экспресс;

4. Комплексная логистика российских предприятий;

5. Развитие существующих ДЗО: EuroRailTrans (Латвия), YuXinOu (КНР), FarEastBridgeLtd (FELB).

2. Структурный и динамический анализ показателей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: