Методические указания к решению типовых задач

На трех складах оптовой базы сосредоточен однородный груз в количествах 200, 300 и 500 ед. Этот груз необходимо перевезти в четыре магазина. Каждый из магазинов должен получить соответственно 200, 200, 300 и 400 ед. груза. Тарифы перевозок единицы груза из каждого из складов во все магазины задаются матрицей:

Требуется:

1) составить экономико-математическую модель задачи;

2) найти первоначальное распределение поставок: а) методом северо-западного угла; б) методом минимальных затрат.

3) выбрать лучшее распределение поставок и найти такой план перевозок, при котором общая стоимость перевозок будет минимальной.

Решить транспортную задачу методом потенциалов.

Решение:

1) составление экономико-математической модели ТЗ

Искомый объем перевозки от i -ro поставщика к j -му потребителю обозначим и назовем поставкой клетки . Заданные объемы груза, имеющегося на базах, и спросы магазинов накладывают ограничения на значения неизвестных. Получаем следующую систему ограничений из уравнений баланса по строкам и столбцам.

Транспортная задача – задача на минимум. Поэтому целевая функция имеет вид:

2) найдем первоначальное распределение поставок (опорное решение)

Проверим выполнение необходимого и достаточного условия разрешимости задачи – условие закрытости модели.

Имеем открытую модель транспортной задачи, необходимо сбалансировать общие итоги. Вводим 4-го, фиктивного поставщика с запасами

и нулевыми стоимостями перевозок единиц груза.

а) Построим первоначальное распределение поставок методом северо-западного угла:

Распределим запасы первой базы. Так как ее запасы равны потребностям первого магазина , необходимо ввести условную нулевую поставку, например, по строке. Из дальнейшего рассмотрения исключаются первая строка и первый столбец (см. табл.2.2)

Т а б л и ц а 2.2

       
  4 200      
         
         
         

Распределим запасы второй базы. Так как ее запасы больше потребностей второго магазина , в клетку вносим число 200, вычеркиваем второй столбец и запоминаем, что остатки груза на второй базе составляют (см. табл.2.3)

Т а б л и ц а 2.3

       
  4 200 0    
         
         
         

Распределим остатки запасов второй базы. Так как ее запасы меньше потребностей третьего магазина , в клетку вносим число 100, вычеркиваем вторую строку и запоминаем, что третьему магазину следует допоставить 100 ед. груза () (см. табл.2.4)

Т а б л и ц а 2.4

       
  4 200      
    3 200    
         
         

Последовательно выполняя такие действия, получаем первоначальное распределение поставок по методу северо-западного угла, приведенное в таблице 2.5.

Т а б л и ц а 2.5

       
         
         
         
         

Полученное решение является базисным, т.к. выполняется необходимое и достаточное условие . Найдем значение целевой функции для полученного решения

б) Построим первоначальное распределение поставок методом наименьших затрат (минимальной стоимости):

Среди элементов стоимостей выбираем наименьшую стоимость (без учета нулевых стоимостей условной, четвертой базы) . В соответствующую клетку записываем максимально возможную поставку . Потребности 4-го магазина уменьшаем на 400-200=200, вычеркиваем первую строку (табл.2.6).

Т а б л и ц а 2.6

       
       
         
         
         

В оставшейся части таблицы поставок также определяем элемент с наименьшим тарифом – это =2. Здесь наибольшая возможная поставка составит , запасы второй базы уменьшаем до 100 ед., вычеркиваем первый столбец – табл.2.7.

Т а б л и ц а 2.7

       
  4      
         
         
         

Продолжая таким же образом, получаем первоначальное распределение поставок методом минимальной стоимости, приведенное в таблице 2.8.

Т а б л и ц а 2.8

       
         
         
         
         

Полученное решение имеет базисных переменных. Вычислим значение целевой функции на этом опорном решении .

Сравнивая значения целевых функций для опорных планов, полученных методами северо-западного угла и минимальной стоимости, делаем вывод, что целевая функция для второго случая ближе к минимуму.

3) проверка критерия оптимальности найденного решения

По признаку оптимальности в каждой занятой опорным решением таблицы ТЗ сумма потенциалов равна стоимости ( при ). Составим систему уравнений для нахождения потенциалов строк и столбцов матрицы поставок

Система состоит из семи уравнений и имеет восемь переменных. Система неопределенная. Одной переменной задаем произвольное значение (пусть ). Остальные значения потенциалов находятся однозначно:

Вычислим оценки свободных клеток с учетом найденных потенциалов:

Критерий оптимальности не выполняется, т.к. .

- переход к следующему опорному решению

Для перехода к следующему базисному решению построим цикл для клетки (2,4) – загрузим ее поставкой (см. табл. 2.9).

Т а б л и ц а 2.9

       
         
    3 100   6
    7   12
         

Определим поставку, передаваемую по циклу (как наименьшее из чисел, находящихся в вершинах цикла со знаком «-»). Клетку (3,4) с тарифом будем считать свободной. Следующее базисное распределение представлено в таблице 2.10

Т а б л и ц а 2.10

       
         
         
         
         

Проверим найденное решение на оптимальность. Составим систему уравнений для нахождения потенциалов строк и столбцов новой матрицы поставок

Пусть , тогда

Вычислим оценки свободных клеток с учетом найденных потенциалов и проверим выполнение критерия оптимальности:

Критерий оптимальности выполняется, следовательно, найденное опорное решение оптимально. Найдем минимальное значение стоимости перевозок:

Ответ: при .

Контрольные вопросы

1. Как формулируется транспортная задача?

2. В чем состоят особенности транспортной задачи как задачи линейного программирования?

3. Как составляется первоначальное распределение поставок методом северо-западного угла?

4. Как составляется первоначальное распределение поставок методом минимальных затрат?

5. Как решаются транспортные задачи с нарушенным балансом между спросом и предложением?

Тест

1. Транспортная задача будет закрытой, если…

     
     
       

Варианты ответов:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

2. Транспортная задача будет закрытой, если…

     
     
       

Варианты ответов:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

3. В опорном плане транспортной задачи должно быть следующее количество заполненных клеток:

Варианты ответов:

1) ; 2) ; 3) ; 4) .

4. Среди приведенных транспортных задач закрытыми будут являться….

       
       
       
       

1)

       
       
       
       

2)

         
         
         
         

3)

         
         
         
         

4)

5. Среди приведенных транспортных задач открытыми будут являться….

       
       
       
       

1)

       
       
       
       

2)

         
         
         
         

3)

4)

         
         
         
         

6. Для транспортной задачи, представленной в таблице

     
       
       
       

Начальным опорным планом задачи может быть следующий…

Варианты ответов:

1) ; 2) ; 3) ;

4)

7. Для данного распределения поставок значение целевой функции будет равно…

     
       
       
       

Варианты ответов:

1)1000; 2) 1200; 3) 6200; 4) 6000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: