Торговля с врагом

Первым делом я наткнулся на замечательную книгу, которая дала ответ на многие мои вопросы. Написал ее в 70-е годы американский публицист Чарльз Хайем, называется она «Торговля с врагом»,[1]и заявил он на ее страницах, в частности, следующее:

Приходится с горечью констатировать, что во время Второй мировой войны ряд крупных финансистов и промышленников, а также отдельные ответственные лица в правительстве предпочли собственную выгоду интересам государства: наращивая военный потенциал США, они одновременно помогали укреплять военную машину нацистской Германии.

В дипломатических документах Национального архива я нашел многочисленные упоминания о видных деятелях, которые, как я привык считать, были искренне преданы интересам Америки, но здесь фигурировали как лица, подозреваемые в подрывной деятельности.

Мне приходилось и раньше слышать о том, что кое-кто из крупных американских, английских и немецких коммерсантов вступил в сговор с тем, чтобы сохранить деловые контакты и после Перл-Харбора. Я также знал о том, что некоторые правительственные чиновники оказывали им свое содействие. Но мне никогда не приходилось видеть документов, подтверждающих это. Постепенно я стал подбирать обрывочные сведения по интересующей меня теме. Процесс оказался изнурительно медленным и затянулся на два с половиной года. Но то, что я узнал, глубоко взволновало меня.

Я был потрясен, узнав, что целый ряд руководителей крупнейших американских корпораций до и после Перл-Харбора тесно сотрудничали с нацистскими корпорациями, в том числе и с «И. Г. Фарбен» — колоссальным нацистским промышленным трестом, приложившим руку ко всему тому, что произошло в Освенциме.

Представители большого бизнеса образовали своеобразное сообщество, которое я назвал «братством». Члены этого «братства» имели общие источники финансирования, входили в одни и те же советы директоров компаний и банков. На международном уровне к их услугам были «Нэшнл ити» или «Чейз нэшнл». Финансовые и промышленные короли были связаны с Эмилем Пулем, крупнейшей фигурой в нацистской экономике, фактическим главой гитлеровского «Рейхсбанка» и Банка международных расчетов (БМР).

Дельцов сближал принцип «бизнес прежде всего». Члены «братства» строили свои планы на будущее в расчете на установление фашистского господства, не придавая значения вопросу о том, кто именно из фашистских лидеров реализует свои честолюбивые амбиции. Многие были не только готовы сотрудничать с немцами в течение всей войны, но и выступали за проведение мирных переговоров с Германией.

Хайем, конечно, был не в курсе многого из того, о чем знаю я. Например, то, что он называет «братством», было на самом деле обществом «Друзья Германии». Именно они были заинтересованы в том, чтобы помогать нацистам. В своей книге Хайем приводит множество фактов такой помощи. Упомяну здесь лишь некоторые из них.

Хотя после начала войны (имеется в виду не Вторая мировая, которая началась 1 сентября 1939 года, а война США с Третьим рейхом, объявленная 11 декабря 1941 года) нацистские счета в американских банках были заморожены, вскоре произошло их «тихое размораживание». Это значит, что Гитлер получил возможность закупать в нейтральных странах материалы и оборудование, которые были в Германии в дефиците и без которых она не могла продолжать войну. Более того, американские банки охотно предоставляли кредиты фирмам из нейтральных стран, которые контролировались нацистами. А филиалы американских банков, расположенные на территории оккупированных Германией государств, продолжали исправно функционировать и обслуживать счета оккупационной администрации…

Еще до войны многие американские и немецкие фирмы, работавшие в сфере высоких технологий, заключили соглашения об обмене патентами. Эти соглашения — хотя и неофициально — продолжали действовать и во время войны. Так, из Англии и США в Германию попадали чертежи радиоэлектронного оборудования, в том числе новейших радаров. Немцы, естественно, с удовольствием принимали подобные подарки. А еще американские корпорации помогали немецким в разработке синтетического топлива. Поясню: Третьему рейху отчаянно не хватало бензина, и, если бы не синтетическое топливо, германская боевая техника превратилась бы в груду неподвижного металла. Американцы позаботились о том, чтобы этого не произошло.

Но синтетического топлива все-таки не хватало, и американцы решили поставлять в Германию натуральную нефть. Не раз караваны танкеров под нейтральными флагами пересекали Атлантику, чтобы доставить нефть с месторождений Мексиканского залива в дружественную нацистам Испанию. Когда британские военные моряки, не посвященные в тонкости американских игр, пытались остановить и арестовать нефтяные караваны, из Вашингтона следовал грозный окрик: «Руки прочь!» — и нефть на полях сражений превращалась в кровь противников Германии.

Не лучше вели себя американские компании, филиалы которых находились в стране нацистов. Они активно сотрудничали с ними и выпускали для Гитлера массу военной продукции. Так, по некоторым данным, до 90 % грузовиков, использовавшихся в немецкой армии, были произведены на заводах, принадлежавших американцам. Особенно отличились в этом плане компании «Форд» и «Дженерал Моторс».

Этот список можно продолжать долго. Ясно одно: американский бизнес, за спиной которого стояло общество «Друзья Германии», активно поддерживал нацистов. Но может, в преступлении замешан только бизнес? Может быть, политики сохранили чистые руки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: